Вы научитесь выстраивать систему в своем бизнесе, делать его живым и
саморазвивающимся, эффективным и приносящим радость.
Рекомендуем участвовать командой собственников и руководителей, чтобы
после лагеря говорить на одном языке и эффективно внедрять изученное в своей
компании.
Михаил
Рыбаков - организационный терапевт, бизнес-консультант, ведущий
стратегических сессий, психолог и супервизор (гештальт-подход). Основатель
команды «Михаил Рыбаков и Партнеры».
Классический, жесткий подход к внедрению изменений выглядит так:
1. Сначала процесс (или оргструктуру и т. д.) описывают «как есть» (состояние «AS IS»).
2. Потом проектируют «как должно быть» (состояние «TO BE»).
3. После этого пытаются внедрить улучшенную версию.
Какие минусы у такого подхода?
Описание бизнеса «как есть» – занятие долгое и трудоемкое, а польза его очень сомнительна. Вот представьте, что вы изучали компанию, положим, месяц. В конце получили кипу отчетов, которые кратко презентуете руководству. Ну и что толку? Что со всем этим делать? Это выгодно консультантам, но приносит очень мало пользы компании. Зачастую и вред, т. к. в процессе описания руководителей и сотрудников компании отвлекают от работы, а результат все равно создается промежуточный. В итоге люди разочаровываются, и когда доходит до реальных перемен, они уже перестают верить в улучшения и консультантов.
Часто в процессе описания уже возникает желание сделать какие-то
улучшения, но при такой технологии – нельзя! Кстати, описание «как есть» вообще часто является фикцией, т. к. процессы в компании зачастую протекают по-разному (в зависимости от конкретного филиала, сотрудника, его настроения и т. д.).
Проектирование новых процессов часто выполняют консультанты и / или руководители в «кабинетном режиме», без контакта с теми, кто в этих процессах реально участвует. А потом выясняется, что в предложенных улучшениях не учтено множество нюансов, и попытки «натянуть» идеал на реальную компанию приводят к провалу. Поскольку сотрудники компании не участвовали в проектировании новых процессов, то в ходе внедрения начинается их активное и пассивное сопротивление.
Описанный выше подход мы называем революционным.
А при работе с клиентами используем другой – более мягкий и результативный –
эволюционный.
1. Команда описывает процесс, отталкиваясь от того, как он протекает сегодня, но «с прицелом» на ближайшее будущее: как есть + ЗБР. То есть таким, каким он должен стать в течение ближайшего месяца-трех. В обсуждении процесса участвуют все связанные с ним руководители и ключевые сотрудники. По ходу они выдвигают предложения, которые, во-первых, хорошо обоснованы, а во-вторых, будут вызывать гораздо меньше сопротивления при внедрении.
2. Как только вы определили, кто архитектор процесса (или видения, оргструктуры и пр.), он становится ответственным за его описание и развитие,
лидером рабочей группы.
Таким образом:
ответственность за внедрение остается в компании, а не на консультантах;
АП получает хорошую мотивацию: теперь он может проявить себя в полезном интересном деле, внести ценный вклад в бизнес, да еще и отладить стыки со смежниками (зачастую они входят в рабочую группу по процессу), решить застарелые конфликты;
высшее руководство компании освобождается от основного объема работы по улучшению, оставляя за собой создание общей архитектуры компании и контроль ее развития.
3. Команда постепенно внедряет процесс.
Сначала проводит несколько практических «прогонов», в ходе которых выявляются недочеты, не замеченные раньше. Так процессы
оттачивают, доводят до ума. Чем важнее изменение, тем более тщательно нужно его тестировать на практике, чтобы не наломать дров. Но и в идеализм улетать не стоит.
Когда новый процесс показал хорошие результаты, руководство
утверждает его. С этого момента начинается его внедрение во всей компании.
Нужно проинформировать о новом порядке работы всех, кого это касается. Просто разослать обновленный процесс сотрудникам на почту или раздать под роспись – недостаточно: это фикция, а не внедрение.
Желательно провести краткие внедренческие тренинги, на практике обучить людей работать в новом процессе. В одной компании, учредители которой – бывшие офицеры, это назвали учениями по аналогии с армией. Руководители сразу поняли, о чем идет речь, воодушевились и запланировали ближайшую тренировку для команды. Вот как важно говорить на понятном для людей языке!
После этого обычно проводят оценку того, насколько сотрудники готовы работать по-новому.
После внедрения новшество становится обязательным к применению. Нужно контролировать, особенно в первое время, что работники действительно работают по-новому.
4. Изменение отражают в архитектурной библиотеке компании.
5. Людям важно видеть успехи, гордиться ими. Почаще замечайте и обсуждайте с командой изменения и улучшения – у сотрудников (да и у вас) будет больше энтузиазма двигаться дальше.
Последовательное и разумное применение этого нехитрого алгоритма изменений творит чудеса.
Практическое задание
Какую стратегию изменений вы используете в своем бизнесе? Случалось ли вами вашей команде устраивать «революцию» в компании? К чему это приводило?Есть ли живые примеры эволюционных изменений?
Потренируйтесь развивать бизнес эволюционно. Например, на одном из процессов,которые вы описывали при работе над третьей главой книги. Или на чем-то другом: главное, чтобы это было важно вам прямо сейчас. Тогда будет и вдохновение,и упорство, и результаты.
Дойдите до реального внедрения и устойчивых результатов.
Создайте и обкатайте свой алгоритм эволюционного управления изменениями:с учетом специфики вашего бизнеса и команды.
Мы обучаем эволюционному подходу и помогаем
его внедрить во время бизнес-лагеря"Как навести порядок в своем бизнесе и вовлечь команду
в его развитие". Это глубокое
трансформационное мероприятие. Вы подробно
проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из
своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения
своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на
лагере гораздо проще внедрять изменения в своей компании.
Ближайший бизнес-лагерь - с 16 марта в Дахабе (Египет).
Лагерь в Дахабе - это "лето зимой": море и солнце, дайвинг и фридайвинг,
виндсерфинг, кайт, йога, свежие фрукты, поездки в горы, к пирамидам в Каир и
в Иорданию. Приезжайте с семьей и детьми, им в Дахабе хорошо.
Мы занимаемся производством и размещением наружной рекламы в городах
Удмуртской республики и Пермского края.
Ключевые моменты, которые мне понравились: во-первых, это отдых. Формат
лагеря позволяет заниматься активными видами спорта в первой половине дня, а
во второй половине дня мы занимались. Попробовал дайвинг, виндсерфинг. Думаю,
что буду продолжать занимать дайвингом, очень понравилось.
Процесс обучения построен таким образом, что мы идем от самых базовых основ
до каких-то деталей. Стало понятно, насколько важно определить видение
компании с сотрудниками, цели, стратегию прописать. От этого уже будет
понимание, какие продукты предлагать рынку и как выстраивать системы, чтобы
компания стабильно работала.
В малых рабочих группах занимались, разбирали бизнес-процессы нашего бизнеса,
помогает структурировать то, что происходит, поможет решить проблемы на
стыке должностей, что для меня очень важно, устранить многие муды, которые
возникают в процессе работы.
У нас очень хорошая группа получилась. Достаточно креативные ребята с разных
отраслей, все раскрываются. Всем большое спасибо, в том числе за то, что
помогли разобрать мой бизнес.
Тем, кто хочет отвлечься от рутины, систематизировать бизнес, конечно,
рекомендую участвовать в лагере.
Юрий
Кошутин, собственник компании "Копытный сервис"
(ветеринарная ортопедия), Ярославль.
Для меня бизнес-лагерь Михаила Рыбакова важен таких трех ипостасях:
1) Отдых и природа. Дахаб, всё что с ним связано. Организаторы реально
постарались, показали нам Дахаб ночной, дневной, подводный, наземный, какой
хотите по интересам.
2) Участники. Непосредственное общение с участниками лагеря, когда ты
находишься в кругу предпринимателей и бизнесменов, которые решают
практически задачи каждый день, которые думают про операционные моменты, про
стратегию бизнеса и накопили ряд вопросов и приехали сюда их решить.
Это очень ценно.
3) Методика. Я, со своей стороны, приехал разобраться в двух вопросах:
изучить бизнес-процессы и оргструктуру. Хотел посмотреть, опробовать,
записать методологию, что это такое, как правильно делать по методике
Рыбакова.
Рабочие группы, которые проходили в период всего обучения позволили сделать
рабочий формат, приближенный к жизненным условиям, собрать разноплановых
людей и обсудить тот или иной вопрос разных точек зрения. Например, когда ты
смотришь на бизнес глазами собственника – это одна история, когда «в шляпе»
директора – это совсем другой угол зрения. А тут разные люди, независимое
мнение, на каком-то креативе, на каком-то драйве стараются привнести в твою
деятельность нотки своего положительного опыта решения той или иной задачи.
И в принципе такой вот симбиоз действий равноправных членов команды
заставляет задуматься над теми процессами, которые у тебя происходят. Где-то
ты видишь, что ты, да, действительно достиг значимых результатов в какой-то
области, но в то же время видишь, что бизнес-процессы, если их разложить «от
калитки, до калитки», требуют доработки здесь, здесь или здесь. И когда ты
обсуждаешь эти моменты с коллегами, ты видишь это с другой точки зрения, это
позволяет тебе просто думать над своей работой, над своей задачей.
И это тоже очень ценно.
Огромное спасибо организаторам!
***
Вы читали выпуск № 552.6 от 20.12.2022. Рассылка "Советы бизнес-консультанта" регулярно выходит с января'2007.
Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Telegram канал: https://t.me/mikerybakov