Глубокий авторский годовой курс "Развитие организаций в гештальт-подходе" для бизнес-консультантов и тренеров, психотерапевтов, собственников бизнеса и топовс 16 сентября в SPA-отеле Welna в Тарусе. Курс пройдет уже в четвертый раз.
Программа 1 ступени Московского Гештальт Института "Основы гештальт-терапии". Участие в программе позволит получить интенсивный опыт групповой и личной терапии в роли клиента, а также познакомиться с базовыми понятиями и принципами гештальт-подхода. С 23 сентября в Москве.
Стратегические сессии с командой вашей организации. В вашем регионе или ином красивом месте. Есть еще несколько свободных дат летом, и мы активно планируем осень. Это самое загруженное время года, ближе к делу все время будет расписано - успевайте забронировать даты.
Тема выпуска. Усиливайте плюсы
Михаил Рыбаков - бизнес-консультант, организационный терапевт, ведущий стратегических сессий, психолог (гештальт-подход). Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры».
Мы сами создаем свою реальность.
Сегодня мы поговорим о том, как развивать и улучшать: бизнес, себя, других людей.
Как зачастую пытаются это делать?
– Иванов, почему не выполнили план продаж? Лишу премии!
– Петров, твою мать! Из-за вашего отдела опять сорвали сроки сдачи объекта заказчику!
– Сидоров, ты снова не подготовился к уроку. Садись – двойка! И родителей в школу!
– Сережа, ну сколько можно повторять: будешь плохо учиться – не поступишь в институт, пойдешь в армию, а потом – дворником работать!
– Маша, стой, куда ты лезешь – упадешь! Ну вот: я же говорила! Что же ты у меня такая неловкая…
– Эх, опять я наелась на ночь – толстая корова! Никто не будет любить меня такую.
Узнаете? Я ничего не выдумал? :)
К сожалению, я слышу подобное очень-очень часто. От самых разных людей в различных ситуациях.
Практическое задание. Выполните его, прежде чем читать дальше.
Что общего во всех этих фразах?
Вспомните, когда и кому вы говорите что-то подобное. Понятно, что с поправкой на ваш характер, ситуацию и прочее.
***
Общее здесь то, что люди замечают негатив. И ругают за него: сотрудника, ребенка, близкого человека, себя самого.
А как же иначе? Ведь нужно показать человеку, какой он балбес и бестолочь! Рассказать ему, из какого места у него растут руки.
Из какого предположения исходит говорящий?
Из мысли, что тот, кем мы управляем (или кого воспитываем) не знает о какой-то проблеме, ошибке или недостатке. И нужно указать ему на ошибку, на глупость, которую он совершает. И тогда он исправится.
Практическое задание.
Когда вы говорите что-то подобное. Или когда это говорили вам. Или когда вы слышите, что другие говорят такое своим сотрудникам, детям и пр.
Это когда-нибудь привело к успешному результату?
Кто-то «исправился», изменил свое поведение после таких управленческих воздействий?
***
По опыту, обычно это не приносит результатов. По крайней мере тех, к которым, казалось бы, стремится тот, кто ругает, наказывает, обличает.
Чаще эффект обратный.
Почему?
Давайте разберемся.
1. Во-первых, ругая кого-то, подчеркивая недостатки и ошибки, вы вызываете в нем сопротивление. Обиду, злость: явную или (чаще) затаенную.
«Да кто ты такой, чтобы мне указывать? Да ты на себя посмотри!»
Или «И без тебя знаю! Ну сколько можно талдычить одно и то же. Достал уже!»
А при таком отношении к вам вряд ли человек захочет прислушиваться к вашим словам. Вы, конечно, можете заставлять… Но я еще ни разу не видел, чтобы из-под палки было сделано что-то хорошее. И уж тем более, чтобы человек – искренне старался.
Кстати, в большинстве случаев человек и сам знает про свои промахи. Зачастую лучше вас. А вы, тыкая его носом в ошибки, лишь получите репутацию зануды, деспота и т.п. И уж точно отношения между вами не укрепите.
Тот, кто ругается – выливает свое раздражение. После чего оно возвращается к нему бумерангом. Круг замкнулся.
Практическое задание. Вспомните, как вы относитесь к тем, то ругает вас.
Как относятся к вам и вашим словам, поучениям и моралям те, кого вы «поучаете», «тычете носом» в ох ошибки.
2. Во-вторых, это убивает в человеке мотивацию, желание делать что-то дальше. Есть даже термин такой: «демотивирующий стиль руководства» – такой, от которого людям становится все по фигу.
Практическое задание
Вспомните свое состояние после разноса, который устраивали вам: родители, учителя, начальники.
Хотелось что-то после этого делать?
3. В-третьих, концентрируясь на недостатках, проблемах, вы усиливаете их. Вливаете в них свою энергию, волю. Вы фиксируете негативный образ в своем сознании, в сознании того, кого ругаете, и у окружающих людей.
Теперь сотрудник Иванов – «лузер».
Сидоров – «вечный двоечник».
Девочка Маша – «неловкая курица».
А ее мама, сколько ни пытается похудеть, никогда не добьется в этом серьезных успехов.
И обычно это навсегда. Образ, которым вы «наградили» человека, прилип к нему и застыл.
Практическое задание.
Вспомните, как вы пытались руганью кого-то исправить. Как старались исправить вас: в семье, школе, на работе.
Получилось?
Анекдот в тему
Мужик едет в автобусе на работу. Хмурый такой, думает: «Жизнь – дерьмо, жена – стерва, люди – корыстные сволочи!»
Сзади стоит ангел с блокнотом и записывает: «Жизнь дерьмо, жена стерва, люди сволочи… Как странно, опять то же самое.
Ну что ж, раз заказывает – надо исполнять».
Мы все немного волшебники :)
***
Как же создать нужную вам реальность? В которой:
сотрудники молодцы, у детей голова на месте, и руки растут, откуда нужно,
а у вас жизнь складывается хорошо. И многое-многое другое.
Суть очень проста.
Найдите что-то хорошее,
заметьте его
и усиливайте своим вниманием, намерением.
Заботьтесь об этом пока еще маленьком, но очень ценном ростке. Поливайте, удобряйте, поддерживайте, ограждайте от вредителей.
Но:
не пытайтесь расти за него (он сам сделает это лучше вас),
не тяните его вверх (чтобы не вырвать с корнем),
и уж, конечно, не топчите тяжелыми сапогами.
Это работает – проверено много раз.
***
Расскажу про свой опыт.
Когда на стратегической сессии я начинаю работать с управленческой командой компании, я всегда стараюсь найти в ней здоровое ядро.
Людей, на которых можно опираться. Которые неравнодушны к организации. У которых есть запал улучшать бизнес и себя.
Хотя зачастую в начале пути их заряд негативный: люди находятся скептическом состоянии, разочарованы прошлыми неудачными попытками. Знак заряда обычно удается изменить, причем довольно быстро, если работать с людьми грамотно.
Плюсы, которые есть в компании. Благодаря которым компания выжила в непростых условиях и развилась до ее нынешнего размера и состояния. Именно на них будем опираться в дальнейшей работе. Именно их усиливать при эволюционном развитии бизнеса.
Позитивные устремления людей, их мечты и надежды. Часто они запрятаны довольно глубоко. Но опять же при правильном подходе «откопать» их вполне возможно. Там – столько энергии!
Кстати, в первую очередь нужно найти такой позитив у собственника бизнеса. Потому что уж если он не верит – все остальное бесполезно. Зачастую бизнесмены и топы сильно выгорают за годы работы в режиме ломовой лошади и/или надсмотрщика над своими работниками.
Когда я работаю с отдельным человеком в режиме коучинга, психологического консультирования, я помогаю ему лучше понять свои стремления, а также сильные стороны и успешный опыт – они помогает ему двигаться вперед. Все это есть у любого человека, даже если он находится в непростой жизненной ситуации.
Когда я общаюсь с детьми (своими и не только), я всегда нахожу в них что-то хорошее: что можно подчеркнуть, похвалить ребенка, обсудить с ним. Дети расцветают! Часто они с такой радостью и гордостью говорят о своих достижениях, что бывает сложно остановить – поток все льется и льется. :)
Рассказывая о своих сильных сторонах, человек укрепляет образ себя – успешного, счастливого. Это теперь его новая реальность. Слова родителей и педагогов живут в нас всю жизнь.
В основном не я хвалю – это было бы оценкой, а оценки, как правило, отвергаются. Я задаю вопросы и создаю ситуации, когда человек сам говорит о своих плюсах и достижениях.
Тут есть одна тонкость. Бывает так, что на взгляд руководителя, родителя или педагога некое достижение сотрудника или ребенка – очень маленькое. Хотелось бы гораздо, гораздо больше. И вот тут очень важно подчеркивать то хорошее, что есть. Мерить меркой воспитуемого, а не своей. Тогда он будет быстро развиваться. А не жить в постоянном «обломе» (фрустрации), что он не такой, не соответствует ожиданиям значимых людей. Будет чувствовать себя молодцом, а не лузером.
Для этого нужны мудрость, терпение и педагогический (управленческий) такт. За них воздается сторицей.
***
А может быть подчеркивание плюсов, когда «на самом деле все плохо» – это страусиная позиция, прятанье головы в песок?
Нет, это не так. Это грамотное конструирование, формирование, притягивание желаемого будущего. Для своего бизнеса, себя, детей и т.д.
Практическое задание.
Вспомните, когда вам удавалось найти в сотруднике, ребенке и т.п. – что-то хорошее. И не просто найти, а подчеркнуть: один на один или публично. Или (еще лучше) сделать так, чтобы заметил он сам. И окружающие его люди.
Какие плоды это приносило?
А в дерьме можно плавать бесконечно – это не приведет к успеху, но настроение всем точно испортит. Зачем вам это?..
***
Нужно ли говорить о проблемах и недостатках?
Да. Только делать это грамотно. Так, чтобы результатом вашего воздействия стало желание людей решать проблему, их успешные действия в этом направлении. А не цементирование негативного образа.
В первую очередь для этого нужна доброжелательная конструктивная атмосфера. Когда обсуждение проблем воспринимается людьми не как личный упрек, а как возможность сделать общее дело еще лучше.
Конечно, стоит сказать пару слов и о психотерапии (личной и групповой). Если коучинг и психологическое консультирование работают в основном на уровне ума, то терапия позволяет разобраться с бессознательными мотивами, сопротивлениями и помехами. Не игнорировать и не отрицать, а проработать их и высвободить энергию, которая в них скрыта годами.
Это особый формат работы – я тоже использую его в последние годы.
Скажу об этом лишь пару слов. Суть терапии не борьбе с «недостатками», не в их мужественном преодолении – как правило, это невозможно. А в принятии себя таким, какой я есть. В этом сила и радость. В этом исцеление от проблем – парадоксальным образом они постепенно уходят или перестают доставлять неудобства.
Очень хорошо, если есть возможность совмещать работу над бизнесом, коучинг и психотерапию. Они прекрасно дополняют и повышают эффективность друг друга. Но это тема для отдельной статьи.
Где научиться всему этому?
Причем речь идет не только о навыках – их недостаточно. А скорее о мягком изменении своих подходов к управлению и воспитанию.
Научиться – можно.
Мы работаем в нескольких форматах.
Стратегическая сессия с управленческой командой компании. Решение реальных задач бизнеса и практическое обучение команды. Команда на входе и на выходе сессии всегда очень сильно отличаются. Люди поняли, у них горят глаза. Главное теперь – правильно продолжить работу над изменениями до устойчивых результатов. Мы помогаем.
Бизнес-лагерь для собственников и топов "Как навести порядок в бизнесе и вовлечь команду в его развитие". Это возможность глубоко понять, прожить не только всю технологию наведения порядка в бизнесе от А до Я. Но и изменить свое отношение, свой подход к управлению. Научиться всему тому, что описано в этой статье и не только. Ближайший мы проведем с 14 августа в прекрасном SPA-отеле Welna (входит в top-5 отелей России) в Тарусе в 2 часах от Москвы. Добрая цена при оплате в июле.
Индивидуальная работа в формате коучинга и/или психотерапии. Глубокая работа с вами лично.
Глубокий авторский годовой курс "Развитие организаций в гештальт-подходе" для бизнес-консультантов и тренеров, психотерапевтов, собственников бизнеса и топовс 16 сентября в SPA-отеле Welna в Тарусе. Курс пройдет уже в четвертый раз.
Вы сможете изменить свой подход к управлению компанией. Она станет целостным живым организмом, а сотрудники разных уровней – вашими союзниками на пути развития бизнеса. Управление будет приносить вам больше радости, чем разочарований. Организация станет развиваться на энергии команды, а не только на вашей личной.
Программа 1 ступени Московского Гештальт Института "Основы гештальт-терапии". Участие в программе позволит получить интенсивный опыт групповой и личной терапии в роли клиента, а также познакомиться с базовыми понятиями и принципами гештальт-подхода. С 23 сентября в Москве.
Сергей Родимов, совладелец нескольких бизнесов в России и Европе
Мне 47 лет, из них я более 25 лет в бизнесе. На сегодняшний день являюсь совладельцем нескольких бизнесов в России и Европе. Также являюсь коучем, модератором Форума встреч и президентом Клуба первых.
За 2021-2022 годы прошел курс организационной терапии у Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной. Основное, что хочу сказать, - я очень доволен, что принял такое решение и участвовал в курсе. Это первое. И второе, что побочным эффектом, который я не мог ожидать, стало то, что я познакомился с двадцатью пятью замечательными людьми из разных уголков нашей страны, которые на сегодняшний день являются моими друзьями.
Основной инсайт курса – это замедление, его роль в жизни. И оказывается, что мы меняемся, когда для этого появляется время и место. Пока мы бежим, возможности для изменений у нас нет. Еще инсайтом явилось осознание того, что важность объема подаваемой информации сильно переоценена. Что шеринг в начале и шеринг в конце могут выступать основными инструментами трансформации личности. И удивительно, как руководители, которые пришли такие чопорные, замкнутые, в костюмах, отчасти закрытые, за девять месяцев поменялись, превратились в живых людей, замечающих свои и чужие эмоции.
В процессе курса я переоценил роль и значимость психологических процессов, происходящих в бизнесе. Всем понятна важность бизнес-процессов, стратегии. Всё это нужно, важно и ценно. Но и психологические моменты: что происходит между людьми, как формируется климат, как формируется корпоративная культура, отношения, настроения, - тоже играют важную роль. И я уже в процессе курса начал менять свое поведение внутри своих компаний.
Я получил большую осознанность в решениях. Всего-навсего благодаря замедлению. Я не принимаю решения впопыхах, даю себе паузу, даю себе время. Этому я научился на курсе. Теперь я больше вижу, больше понимаю. Понимаю закономерности групповых процессов, цикла контакта, некое различие между людьми. В целом, у меня повысился интерес к психологии, и я стал уделять больше внимания чувствам своих коллег и сотрудников.
Курс повлиял на меня, позволил переоценить себя, прежде всего, признать, как есть. Не всегда это было приятно, но это очень близко к правде. Я стал больше слушать, меньше говорить. У меня добавилась скромность, как мне кажется, и стало меньше горделивости. И еще важное открытие: я признал, что психотерапевт может и имеет право работать с компаниями.
Ну и, конечно, хотел бы отметить место проведения, где мы восемь раз встречались. Это отель Велна. Это просто космос! Это лучшие бани, лучшие банщики. Это сочетание вековых дубов и таких же сосен. Я не встречал такого нигде. Я восторгался до этого по отдельности дубами и отдельно соснами, а в этом месте они растут вместе. Да и вообще уровень отеля меня впечатлил. Три дня проводимые в этом месте раз в месяц позволяли перезагружаться, снова соединятся с собой и возвращаться в жизнь и бизнес в совершенно другом состоянии.
Я благодарю Михаила и Ольгу за эту возможность, за те знания и навыки, которые я получил. Ну и то, сколько у нас было часов и минут взаимного отдыха, тоже останется в моей жизни. Спасибо!
***
Вы читали выпуск № 550.1 от 12.07.2022. Рассылка "Советы бизнес-консультанта" регулярно выходит с января'2007.
Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Telegram канал: https://t.me/mikerybakov