Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Треугольник гармоничного бизнеса


Треугольник гармоничного бизнеса

P8050022.JPG

Добрый день!

Летом и осенью мы проведем мероприятия для собственников и руководителей:

  • 25ый бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе и вовлечь команду в его развитие". С 14 августа в прекрасном SPA-отеле Welna (входит в top-5 отелей России) в Тарусе в 2 часах от Москвы. Добрая цена при оплате в июле. Командам - скидки.
  • Глубокий авторский годовой курс "Развитие организаций в гештальт-подходе" для бизнес-консультантов и тренеров, психотерапевтов, собственников бизнеса и топов с 16 сентября в SPA-отеле Welna в Тарусе. Курс пройдет уже в четвертый раз.
  • Программа 1 ступени Московского Гештальт Института "Основы гештальт-терапии". Участие в программе позволит получить интенсивный опыт групповой и личной терапии в роли клиента, а также познакомиться с базовыми понятиями и принципами гештальт-подхода. С 23 сентября в Москве. 
  • Стратегические сессии с командой вашей организации. В вашем регионе или ином красивом месте. Есть еще несколько свободных дат летом, и мы активно планируем осень. Это самое загруженное время года, ближе к делу все время будет расписано - успевайте забронировать даты.
     

Тема выпуска. Треугольник гармоничного бизнеса

MR_Dec2015_2.jpg

Михаил Рыбаков - бизнес-консультант, организационный терапевт, ведущий стратегических сессий, психолог (гештальт-подход). Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры».

В бизнесе важен баланс трех элементов.

Гармоничную компанию можно представить, как треугольник, все углы которого одинаково важны (мои коллеги давно предлагают назвать это «Треугольником Рыбакова», но мне скромность не позволяет).

book_bp_pic4_300.png

Цели

Верхний угол – это ясное понимание того, куда вы хотите прийти, и как это сделать. То есть цели и путь движения к ним.

Важно, чтобы цели бизнеса основывались на личных целях собственников и ключевых руководителей.

Рекомендую вам создать вИдение («вижн») будущего вашего бизнеса – образ того, каким он будет через несколько лет, какова его «точка Б». («Вижн», от англ. vision – зрение, видение, мечта, образ, картина, представление).

На основе видения – поставьте четкие измеримые цели.

Наметьте путь движения из «точки А» в «точку Б» – это ваша стратегия. Она может быть описана в подробном документе, или на салфетке (что лучше – вопрос). Главное, чтобы вы понимали, как «сказку сделать былью». Иначе она так и останется пустой фантазией.

Хорошо, если у вашего бизнеса есть миссия – понимание того, какую пользу вы приносите миру.

bpbook_Ryb27.gifА также ценности – ключевые моральные и профессиональные принципы, которыми вы не готовы жертвовать ради дополнительной прибыли.

Как-то мы работали с крупной компанией – производителем продуктов из рыбы. На стратегической сессии встал вопрос – как увеличить продажи в сетевые магазины. Те хотели, чтобы продукция имела бОльший срок годности. Однако для этого пришлось бы добавлять в еду консерванты. Встал вопрос: готовы ли пойти на это в компании? Все ключевые люди, включая собственника бизнеса, сказали: «Нет – здоровье людей нам дороже!» Тогда мы помогли команде уточнить позиционирование компании – как производителя здоровых продуктов питания.

Полезно также определить политики – основные подходы, по которым строится работа в разных областях вашего бизнеса: с персоналом, с клиентами, с поставщиками и пр.

Только не пишите такие документы формально – от этого больше вреда, чем пользы. Миссию, ценности и пр. важно действительно прочувствовать и осознать. «Родить», а не писать от ума. И уж тем более не заказывать рекламщику ради размещения на сайте.

Но может быть, они вам пока не нужны. Так бывает. Если не чувствуете душевной потребности – не пишите. Займитесь лучше бизнес-процессами. А к «высоким материям», возможно, придете позже.

Павел Бухтийчук, руководитель управления, ФСК «Лидер», Москва.
Михаил, очень хорошо, что ты сказал про это. «Цели», «стратегия», «миссия» – это все слова уже почти анекдотичные, до того часто их используют поверхностные бизнес-консультанты. Если миссию и цели приходится «высасывать из пальца», то, возможно, они компании пока не нужны. Если миссия есть, то она приходит сама.

При этом видение будущего желательно создать. Это направление развития: вашей жизни и бизнеса. Процессы, структура компании и т.д. – лишь инструменты для воплощения видения, и без понимания вектора имеют мало смысла.

bpbook_Ryb28.gifСистема

Система – это описание механизмов работы компании. Без привязки к конкретным людям.

Основные элементы системы: процессы, проекты, оргструктура, ролевая структура, показатели.

Вся работа выполняется с помощью бизнес-процессов и проектов.

Бизнес-процессы многократно повторяются день за днем: поиск клиентов, выполнение заказов, найм персонала, уборка офиса и пр.

Проекты – в отличие от процессов они всегда ограничены по времени и направлены на достижение относительно уникальных целей.

Мы много работаем с проектно-ориентированными бизнесами: девелоперским и строительным и т.д. По опыту, преждевременная попытка внедрить проектное управление без отладки процессов заканчивается фиаско.

Поэтому, следуя нашим рекомендациям, клиенты первые несколько лет применяют процессный инструментарий – с некоторой долей упрощения это возможно. И только выстроив порядок на этом уровне, начинают внедрять проектный подход. Подробнее – в главе 10 «Процессы и проекты».

Организационная структура компании – иерархическая схема подчиненности, включает в себя подразделения и должности. По уму ее нужно создавать на основе бизнес-процессов: чтобы она помогала им выполняться эффективно.

Ролевая структура – роли, которые есть в компании.

Показатели результативности и эффективности позволяют измерять работу и принимать управленческие решения на основе фактов, а не мнений. Показатели – важная часть управленческого учета. (Что такое управленческий учет, как его выстроить и какую пользу он может вам принести – подробно рассказала мой партнер Наталия Морозова в книге «О финансах легко и непринужденно»)

Бизнес-процессы – ядро наведения порядка. Но важно отлаживать и другие части треугольника, в том числе – элементы системы. Иначе получится «табуретка на одной ноге».

Люди


«Правильные люди делают правильные вещи».

Люди оживляют систему, вкладывая в работу компании свое время, силы и душу. Важно, чтобы они работали у вас эффективно и с удовольствием.

bpbook_Ryb29.gif

При этом людьми можно и нужно управлять технологично:

  • Определять, каких и сколько сотрудников надо
  • Грамотно нанимать их на конкурсной основе
  • Вводить в должность и развивать в дальнейшем
  • Мотивировать деньгами и не только
  • Проводить оценку эффективности
  • При необходимости – увольнять тех, кто не хочет или не может продуктивно работать.

Дальше мы подробно рассмотрим, как включить людей в развитие бизнеса.

Типичные перекосы

bpbook_Ryb30.gifЧасто у клиентов мы сталкиваемся с различными перекосами.

Например, в компании нет четких целей – «еще месяц прожили, и слава Богу». Или они есть, но выражены лишь в количественном росте: «увеличить оборот в два раза». Такие надуманные цели слабо мотивируют даже собственника, не говоря уже о команде: в них нет энергии.

Бывает, что цели есть лишь интуитивные – в голове собственника. Реже – обсуждены с топами, или хотя бы донесены до них. Ну а чтобы цели были известны и понятны всем ключевым сотрудникам компании, чтобы все к ним искренне стремились – это вообще редкость.

Так и «копают» каждый день: «от забора и до обеда». Причем каждое подразделение и сотрудник – в свою сторону.

Часто в конце стартовой стратегической сессии руководители подразделений, многие из которых работают в компании по 5, 10 и более лет, говорят: «Ну наконец-то мы поняли, куда развивается бизнес – спасибо!» Зачастую до сессии четкого понимания нет и у собственников.

Порой цели есть, но как к ним идти – непонятно: нет стратегии. Точнее во многих крупных бизнесах формально она есть – огромный «талмуд», написанный консультантами или департаментом стратегического развития. Утверждена на совете директоров. А толку…

В большинстве компаний не выстроена система, технология работы. Работают по наитию, как сложилось.

Часто есть куча разрозненных регламентов – «заплаток», которыми пытаются залатать самые большие дыры.

Или система менеджмента качества. Но обычно она лишь на бумаге, неудобна и устарела. А жизнь течет сама по себе.

Или есть какие-то ИТ-системы. Стандартные, не доработанные под потребности и бизнес-процессы компании. Не до конца внедренные. Или самописные. Слабо связанные друг с другом.

На чем же держатся такие компании?

На людях! Руководители и ключевые сотрудники своим героизмом и переработками компенсируют отсутствие всего остального. Но и с людьми обычно работают не эффективно. Нанимают без конкурсов – самого вменяемого из тех нескольких кандидатов, что отозвались на вакансию. Не вводят в должность – сразу бросают в работу: авось, выживет. Платят деньги без привязки к результатам труда. И так далее.


Практическое задание

Посмотрите на свой бизнес, исходя из описанного выше треугольника. Какие углы развиты больше, какие меньше? Выпишите основные проблемы по каждому углу и наметьте план их решения.


Александр Яковлев, основатель компании НОВА ТУР, Москва (производство и продажа товаров для туризма и отдыха). Кандидат наук, вице-президент федерации спортивного туризма России.
Бизнес в России чаще всего строится по наитию собственников, а потому почти всегда имеет перекосы. Обычно в сторону людей. Цели туманны, система отсутствует, но люди все вытаскивают на своих плечах. Наверное, это наша такая национальная особенность, русский стиль в бизнесе :).

Но хорошая новость в том, что развитие других элементов дает потрясающие результаты!

Компания – это целостный организм, в нем все взаимосвязано. И улучшать нужно не какой-то один элемент, а оздоравливать весь бизнес, учитывать взаимосвязи.

Пусть треугольник вашего бизнеса станет симметричным, красивым и устойчивым.

DSC_0458.JPG

Такой гармоничный бизнес мы учимся выстраивать во время бизнес-лагеря "Как навести порядок в бизнесе и вовлечь команду в его развитие", который мы проведем с 14 августа в прекрасном SPA-отеле Welna (входит в top-5 отелей России) в Тарусе в 2 часах от Москвы..

На бизнес-лагере мы подробно проработаем технологию наведения порядка в бизнесе от А до Я.

Обучение практическое – после краткой вводной теории по каждой теме участники разбиваются на команды по 5-6 человек, и прорабатывают технологию применительно к бизнесу одного из участников. После чего разбираем результаты на общем кругу.

Вы получаете обратную связь от нас, активно обмениваетесь опытом с коллегами.

Обычно участвуют около 40 бизнесменов и руководителей из компаний самых разных отраслей и размеров бизнеса (от крохотного до 2000).

Постоянным клиентам, командам от одной компании и не только – скидки. Добрая цена при оплате в июле.

Рекомендуем участвовать командой от своей компании, чтобы потом говорить на одном языке, и успешно внедрить все то новое, чему Вы научитесь в бизнес-лагере.

Приезжайте с семьями, с детьми. Им в Велне очень хорошо!

Условия участия, регистрация >>>

До встречи!

Автор рисунков - Наталья Жураковская.

В статье использован фрагмент из книги "Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум"
 

Отзывы участников бизнес-лагеря

Денис Базин, управляющий партнер и директор компании «Адванта» (разработка и внедрение ПО, консалтинг по постановке системы управления проектами),  Екатеринбург
С точки зрения результатов, которые я получил, могу отметить основные ценности: первая ценность – это ясность в части постановки своих личных целей, целей компании. На этом лагере удалось сформулировать видение развития компании на ближайшие пять лет. Это достаточно амбициозный план, и здесь получилось достаточно хорошо его представить и сформулировать. Второй результат, который мы получили, - это, собственно, технология, описания проработки бизнес-процессов. И здесь главный плюс в том, что мы поехали большой командой. Мы нашли общее понимание наших процессов, увидели разрывы и поняли, что нужно менять. И здесь, конечно, очень важно, что это была совместная работа, в ходе которой мы сформировали общую картину.

Алексей Денисов, генеральный директор компании «КомСистемс Рус» (дистрибуция телекоммуникационного оборудования), Москва

Мы рассматриваем вопрос наведения порядка в бизнесе с разных сторон: с точки зрения бизнес-процессов, с точки зрения развития бизнес-стратегии, с точки зрения взаимодействия с людьми, сотрудниками, с персоналом, с руководством, с клиентами, заказчиками. Очень простые техники, все максимально упрощается насколько это можно, чтобы было абсолютно всем понятно, и это очень радует.
Радует, что есть простые инструменты, которыми можно делать довольно-таки сложные, серьезные вещи.
Если вы хотите и навести порядок в бизнесе, то я думаю, что вам стоит пообщаться с Михаилом, а еще лучше приехать на бизнес-лагерь. Спасибо!

Welna4.jpg

***

Вы читали выпуск № 549.3 от 07.07.2022. Рассылка "Советы бизнес-консультанта" регулярно выходит с января'2007.

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Telegram канал: https://t.me/mikerybakov

Наши книги (бумажные, электронные, аудио)

Книги Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной

Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе

Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум

Стратегия бизнеса: как ее создать и воплотить в жизнь. Практикум

Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум

Книги Наталии Морозовой
 

О финансах легко и непринужденно

О хороших людях и кассовых разрывах

Упрощенка от А до Я

Полезный ежедневник для предпринимателя и руководителя


В избранное