Советы бизнес-консультанта. Выпуск 414.2. Принцип Тома Сойера, или снова о мотивации
Советы бизнес-консультанта
Принцип Тома Сойера, или снова о
мотивации
Выпуск N414.2, 06.07.2017. Регулярно выходит с января'2007
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Не бывает людей ленивых.
Бывают недостаточно мотивированные.
Народная мудрость
«Они не хотят работать!» - сетует руководитель.
«А сколько вы мне за это заплатите?» - требует сотрудник, которого попросили сделать что-то для компании.
И вроде бы все обычно. Привычно. Но что-то тут не так.
Вопрос мотивации – больной для многих руководителей. Почему? Как можно исправить ситуацию?
Давайте разбираться.
Маленькое чудо
Мы постоянно работаем с управленческими командами разных компаний. И вопрос мотивации людей встает почти каждый первый раз.
Перегоревшие руководители, уставшие сотрудники, напряженные отношения. Неверие друг другу и нам.
Это то, с чего мы обычно начинаем работу. Проходят 3 дня сессии – и (о чудо!) – команду не узнать. У большинства – горящие глаза, желание развивать компанию, вкладываться в нее душой и временем.
Конечно, этот результат еще пока неустойчив. Еще будет «шаг вперед – два назад».
Но лед тронулся. И если настойчиво и грамотно поддерживать движение, через какое-то время компания и коллектив изменятся в лучшую сторону – уже навсегда.
Откуда ноги растут
Почему же изначально у сотрудников слабая мотивация? Причин много. Но давайте сегодня поговорим об одной – важной.
Руководителю нужно больше, чем работникам.
И дальше он от них требует, или уговаривает, убеждает.
То есть для сотрудника сделать ту или иную задачу – не его внутреннее желание, а нечто, навязанное извне.
Как мы делаем то, что нам навязали? Правильно – неохотно.
Потому что «Ему нужно – пусть и делает сам».
Понятно, что на работе у руководителя есть рычаги влияния на подчиненных. Это материальные кнуты и пряники. Это власть и право требовать.
Да, право есть. Только вот все равно работу будут делать
из-под палки и неохотно.
А как только вы перестанете контролировать – и вовсе «забьют» на нее.
Потому что любая навязанная задача человеку, по большому счету, неинтересна.
И что?
Ну как что? Нужно сделать так, чтобы сотрудникам выполнять работу стало нужно больше, чем вам – руководителям.
Может, звучит теоретично, и как-то непривычно. Но это работает. И почти все наши клиенты раньше-позже осваивают такой стиль управления. Самые талантливые – уже к окончанию бизнес-лагеря.
Это:
И для дела полезно.
И сотрудникам становится интересно, они вкладывают в работу свои таланты и силы.
И руководителю теперь не нужно быть то Данко, зовущим вперед к светлому будущему, то Карабасом-Барабасом, который орет и требует. Здоровье возвращается :)
И атмосфера в команде становится более творческой и радостной, не такой напряженно-тоскливой, как прежде.
Как?
Тут я лучше передам слово лучшему учителю по мотивации – Марку Твену.
«Том рассматривал свой последний мазок глазами художника, потом еще раз осторожно провел кистью по забору и отступил, любуясь результатами. Бен подошел и стал рядом с ним. Том проглотил слюну - так ему захотелось яблока, но упорно работал. Бен сказал:
- Что, старик, работать приходится, а?
Том круто обернулся и сказал:
- А, это ты, Бен? Я и не заметил.
- Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Да нет, ты, конечно, поработаешь? Ну, само собой, работать куда интересней.
Том пристально посмотрел на Бена и спросил:
- Чего ты называешь работой?
- А это, по-твоему, не работа, что ли?
Том снова принялся белить и ответил небрежно:
- Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе.
- Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!
Кисть все так же равномерно двигалась по забору.
- Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достается белить забор.
После этого все дело представилось в новом свете. Бен перестал жевать яблоко. Том осторожно водил кистью взад и вперед, останавливаясь время от времени, чтобы полюбоваться результатом, добавлял мазок, другой, опять любовался результатом, а Бен следил за каждым его движением, проявляя все больше и больше интереса к делу. Вдруг он сказал:
- Слушай, Том, дай мне побелить немножко.
Том задумался и сначала как будто готов был согласиться, а потом вдруг передумал.
- Нет, Бен, все равно ничего не выйдет. Тетя Полли прямо трясется над этим забором; понимаешь, он выходит на улицу, - если б это была та сторона, что во двор, она бы слова не сказала, да и я тоже. Она прямо трясется над этим забором. Его знаешь, как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.
- Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть. Том, я бы тебя пустил, если б ты был на моем месте.
- Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела? Ну-ка, возьмешься ты белить забор, а вдруг что-нибудь...
- Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
- Ну, ладно... Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
- Я все яблоко тебе отдам!
Том выпустил кисть из рук с виду не очень охотно, зато с ликованием в душе.»
По любви или за деньги?
Кстати, почему люди работают с вами?
Им по душе ваше Дело, они уважают вас как лидера, им нравится, как у вас организован бизнес?
Или оттого, что тут «денежки плотють», что никуда больше не взяли на работу, что тут привыкли-засиделись?
Если первое – рад за вас.
Если второе, то грустно это. Нафига мучить себя и подчиненных?
К тому же люди, которые работают с вами только ради заработка, завтра легко «продадут вас за 30 серебренников». Уйдут туда, где пообещают больше – вместе с вашей клиентской базой и ноу-хау.
Так и с детьми. Если они выносят мусор или прибираются дома за карманные деньги, а учатся за новый Айпад – будьте уверены, стакан воды они вам в старости не принесут.
То, чем занимались за деньги, не станут делать по любви. Никогда.
Результаты
Любопытно, как мир отзывается. Ровно в тот момент, когда я писал эти строки, мне пришло письмо из группы на facebook, в которой участники недавнего бизнес-лагеря обмениваются своими результатами.
«Друзья, я сегодня провел уже третью встречу с персоналом. Итог первой встречи - самый положительный. Ощущение, что они от меня давно этого ждали :)
На сегодня имею очень рабочую атмосферу и итоги: обсудили текущую ситуацию, утвердили миссию, видение и цели. ...оказывается у меня толковые сотрудники, что приятно :)
Сегодня описали шаги основного БП. Поднял одного сотрудника до ТОПа, высвободил время для архитектуры и отдела продаж. В целом - полон оптимизма и делюсь им с остальными.
PS: пишите ваш опыт внедрения...»
Причем на лагере автор этих строк сначала тоже был большим скептиком…
Практическое задание. Как вы примените на практике знания из этой статьи?
В любом деле много тонкостей.
Чтобы научиться вовлекать людей в работу ненавязчиво и с удовольствием (и еще много чему) – приезжайте на бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе». Это практический навык. Как говорят на Востоке, сколько не говори «халва», во рту слаще не станет.
Ближайший бизнес-лагерь пройдет с 26 июля по 5
августа в Этномире, Калужская область. С 10 июля - повышение
цены.
Успевайте оплатить,
мест остается все меньше.
До встречи!
Отзывы участника бизнес-лагеря
Александр Межевов, совладелец компании Гринтриз (производство и продажа
искусственных елей и аксессуаров), Коломна Бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" Этномир-2016
Я один из совладельцев компании Гринтриз. Компания Гринтриз – это современная
торгово-производственная компания, которая уже более 12 лет занимается
производством и продаже искусственных елей и аксессуаров, связанных с ними.
Чем мы занимались на бизнес-лагере Михаила Рыбакова в Этномире на протяжении
10 дней. Мы подробно разбирали три фундаментальных темы: цели, построение
системы и люди. Несмотря на то, что я и наша компания уже на протяжении года
очень тесно сотрудничаем с Михаилом Рыбаковым. Мы уже год как наводим порядок.
Эти темы мне были знакомы, и я даже сомневался, не будет ли мне скучно. И
хорошо, что мои опасения не оправдались. Атмосфера была просто потрясающая. Люди
такие грамотные, такие умные, все инициативные, каждый что-то предлагает,
какое-то свое видение. А это очень ценно, потому что, соприкасаясь с другими
компаниями, ты берешь что-то новое. И, собирая по чуть-чуть, по зернышку, мы
формируем что-то свое, что-то особенное, и в то же время учитываем опыт других
компаний, которые все действующие предприниматели, бизнесмены, управленцы. И
конечно же, нам, тем, кто на передовой, кто сейчас работает, обмениваться таким
опытом – это очень важно. И только так можно вырастить компанию,
компанию-лидера, компанию здоровую, правильную, с четко выстроенной системой и
со всеми, связанными с этим моментами.
Что
еще было здесь интересного. Само место выбрано просто шикарно. Атмосфера – лес,
погода, свежий воздух – все настолько заряжает всех, помогает после интенсивных
занятий, потому что много информации, все это ты перерабатываешь, и атмосфера
вокруг помогает тебе восстанавливаться, ты чувствуешь себя полным сил. Утором
каждый выбирал сам занятие. Можно было сходить на карате, на йогу, побегать. Ну
и, конечно же, водные процедуры в этом волшебном, живом лесном озере. Поэтому
впечатления просто потрясающие.
В сухом остатке: сделал большое количество заметок о том, что необходимо
сделать, что необходимо посмотреть, несмотря на то, что какие-то вещи мы уже
делали, но с новым взглядом еще раз надо пройтись, внести коррективы. Ну и,
конечно же, важные темы были проработаны глубоко, выстроен определенный
фундамент, плюс ты еще поделился с другими своим опытом. Конечно, это бесценно.
Ради этого мы сюда и приехали.
Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"