Советы бизнес-консультанта. Выпуск 407. Не искушайте финансового директора без нужды
Советы бизнес-консультанта
Не искушайте финансового директора без нужды
Выпуск N407, 16.05.2017. Регулярно выходит с января'2007
Уважаемые читатели, добрый день!
Выпуск подготовлен Наталией Морозовой.
Наталия Морозова–
с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной
экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института
профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла
(самостоятельно, без помощи юристов) более90
дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С
2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С
2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса.
Можно ли собственнику бизнеса не уметь читать балансы и отчеты о прибылях и убытках?
Не вести управленческий учет (далее - УУ)? Не знать реального финансового положения компании на сегодняшний день, не видеть отклонений по сравнению с днём вчерашним?
Не иметь возможности "поиграть" с финансовой моделью компании, вводя пессимистичные, реалистичные и оптимистичные данные?
Многие ответят: "Конечно, можно. У нас для этого есть специально обученные люди, которым мы зарплату платим". У нас других вопросов немерено: надо новые продукты на рынок выводить, от конкурентов отстраиваться, от поверяющих отбиваться, и ещё есть тысяча важных и неотложных дел. Не надо нам засорять голову всеми этими активами, пассивами и прочими рентабельностями с ЕBIТDAми".
Я всё это понимаю, но мне очень грустно видеть, как уходят "тонкой струйкою в песок" с трудом заработанные деньги.
Если собственник (руководитель) совсем далек от финансов, он не сможет задать правильные вопросы финансовому директору. Я говорю не только о ситуации, когда УУ вообще не ведется. УУ может вестись, но быть при этом не столь адекватным, как его представляют работники финансовых служб. Например, из данных УУ может быть не видно, что прибыльное направление бизнеса "кормит" убыточное. Или что резко выросли некие статьи затрат, но "в куче" этого не заметно. Может не быть правильных отчетов,
которые будут понятны собственнику и информативны для него.
Если собственник не умеет войти в программу УУ, он никогда не увидит, что там нахимичил финдир или главбух, выполняющий его функции. И не надо думать, что я не люблю финдиров или главбухов, это не так. Я знаю многих финансистов, к которым испытываю огромное уважение, как к профессионалам, так и как к очень порядочным людям.
Но поймите, человек, видящий реальное положение компании и реальные доходы, должен быть очень сильным, чтобы противостоять искушениям.
А искушения бывают разные. Первые исходят со стороны. Например, сотрудник банка (не низкого уровня) просит финансиста, чтобы столько-то миллионов полежали на расчетном счете месяц, а взамен этот самый финансист получает конверт с деньгами. Это чистая правда, я сама бывала в роли этого финансиста. Только прежде, чем согласиться заморозить деньги, обсуждала этот вопрос с собственником и конверт отдавала ему же (не буду ж я себе карму портить).
Собственник, знающий основы финансов, заходит в программу, видит замороженные деньги и задает правильный вопрос: "А почему деньги не зарабатывают деньги? Не лежат, к примеру, на депозитном счёте?"
Собственнику не обязательно регулярно входить в программу, достаточно, чтобы финансовая служба знала, что Вы можете это сделать, а потом задать неудобные вопросы.
Искушения второго рода, наверное, еще более сильные. На их результаты я вдоволь насмотрелась за пять лет консалта. Суть в том, что в какой-то момент у людей, руководящих реальными финансами, появляется зависть к собственникам. Появляется желание как-то приобщиться к их "неоправданно высоким" доходам. И чем меньше вероятность того, что собственник войдет в программу УУ и поймет что-то в ней, тем искушение сильнее.
Случай из практики. Как известно, отсутствие кассовых разрывов - одна из основных задач финансового директора.
У компании была открыта кредитная линия, на поверку оказавшаяся сильно завышенной, поскольку финдиру на уплачиваемые проценты было плевать. Логика у него следующая: "Ну будет у этих, и без того богатых собственников, доход поменьше, какая разница. Зато у меня кассовых разрывов нет. Я - молодец". При этом финансовый директор давал (неофициально) собственные рублёвые средства компании под 10% годовых. Руководство об этом не знало. В программу УУ оно не смотрело. Не умело. И не хотело.
А тем временем в программе происходили интереснейшие вещи. Например, накануне обвала рубля в 2014 году, займ был переведен в долларовый под те же 10% годовых (понятно же, что задним числом, но не докажешь).
В момент увольнения финансового директора, последний потребовал выплатить ему весь займ и все проценты в долларах США. Руководство возмутилось. Но в итоге всё выплатило. Нечистоплотного финансового директора можно или убить (но мои клиенты не такое не способны), либо расстаться по-хорошему, теряя при этом деньги. Слишком уж много знает...
Итак, я очень рекомендую собственникам научиться понимать финансовые термины и читать различную финансовую отчетность для того, чтобы иметь возможность контроля. Не обязательно постоянно контролировать, важно уметь это делать и чтобы все заинтересованные лица знали, что вы можете это сделать. Это знание поможет людям противостоять искушениям.
Есть разные способы получения знаний о финансах, и воспользоваться можно любым. Я для этих целей написала книгу
"О финансах легко и непринужденно", и два раза в год провожу недельные бизнес-лагеря.
Три дня интенсивной работы, день отдыха и еще три дня интенсива. Лагерь не похож на семинар, участники, получив знания, немедленно применяют их в практических заданиях. При этом за 10 прошедших лагерей не было ни одного участника, который не смог бы справиться с программой. Я объясняю понятно (не хвастаюсь, это со слов участников, см.
отзывы).
Итак, начинаем с азов финансового учета: дебет, кредит, проводки, нахождение точки безубыточности. Приходит понимание как всё считается и зачем. На второй день собственники бизнеса без финансового образования уже самостоятельно составляют и умеют анализировать баланс и другие формы финансовой отчетности. Проводят вертикальный и горизонтальный анализ. Понимают, в чём причина кассовых разрывов, и как с ними бороться.
Следующие два посвящены постановке УУ в компании. Сначала я даю пошаговый алгоритм, затем идут практические занятия. Между этими 2 днями - день счастливого отдыха. Далее построение финансовой модели компании и работа с нею.
Максимальное количество участников лагеря - 25 человек. Именно такая группа была у нас в Дагомысе (что интересно - лагерь проходил в феврале, но уже к 1 декабря группа была полностью набрана, пришлось закрыть набор, т.к. 25 человек - мне кажется максимально возможным для успешного усвоения материала). Народ собрался фантастический. Кроме учебы было очень плодотворное общение. Очень надеюсь, что и одиннадцатый Бизнес-лагерь
«Эффективное управление финансами Таруса-2017» будет таким же ярким. Жду его с огромным интересом. Ведь на данный момент среди оплативших свое участие собственников есть представители со всех уголков России: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
Лагерь провожу там же, где и в прошлом году. На реке Ока, в доме отдыха «Серебряный век», стоящем в лесу. С одной стороны, в номерах и коттеджах есть все блага цивилизации, а с другой, при хорошей погоде можно учиться на свежем воздухе, во время двухчасового обеда ходить на речку
купаться, а вечером посидеть в беседке, песни под гитару попеть.
Места в группе заканчиваются, и с 18 мая
стоимость участия повышается.
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
Отзывы участников бизнес-лагерей "Эффективное управление финансами"
Олег Вохмин, совладелец группы компании «Экосервис»,
Казань. Участник бизнес-лагеря Таруса-2016
Для тех руководителей, которые хотели бы принимая управленческие решения
как можно чаще попадать в «десятку», финансовые инструменты - это то, что нужно.
Ведь в этом случае, кроме личной интуиции, мнения коллег и подчиненных, мы
используем еще и помощь объективных беспристрастных критериев.
Даже после первого знакомства с Натальей и получения от нее только
части этих финансовых инструментов, принятие эффективных управленческих
решений в нашей компании упростилось в разы. Потому что финансовые
инструменты, если так можно выразится, переводят общение с языка эмоций на
язык цифр, который однозначен и понятен практически для любого человека, и
тогда решения не «продавливаются» авторитетом того или иного руководителя, а
принимаются как бы сами собой при полном согласии и понимании большинства
коллектива. А это в свою очередь во много раз облегчает их дальнейшее
сознательное, а значит успешное внедрение. Особенно это касается сложных,
спорных ситуаций, когда нет однозначного для всех мнения. В нашем
коллективе, с подачи исполнительного директора даже прижилось такое
выражение: «Это не бухгалтерский термин»)). Теперь это выражение мы
применяем тогда, когда кто-нибудь по старинке аргументирует свое мнение
такими не однозначными понятиями как: «хорошо», «плохо», «много», «мало» и
т.п. и означает оно как раз просьбу перевести свою аргументацию с этого
языка эмоций на финансовый язык точных цифр.
А еще мне как собственнику хочется отметить следующее, что если для
моих коллег-собственников, которые участвуют в оперативном управлении
компанией, владение финансовыми инструментами значительно повышает
эффективность этого управления, то для тех собственников, которые задумались
отойти от оперативного руководства, финансовые инструменты - жизненная
необходимость. Ведь если мы отходим от оперативного управления, наша
непосредственная связь с бизнесом ослабевает, а без ее наличия наша интуиция
может нас и подвести в принятии тех или иных стратегических решений, а
полагаться только на мнения управляющих тоже чревато. Как сказал один из
участников нашего лагеря у Натальи, отойти от оперативного управления
бизнесом – это все равно что из кабины пилота самолета пересесть в
пассажирское отделение и полагаться исключительно на пилотов, что для меня
как собственника, не приемлемо для дальнейшей спокойной жизни). Владение же
финансовыми инструментами управления для собственника, переведя на авиа язык
- это умение летать по приборам, что крайне необходимо, когда мы уже не
можем визуально определить расположение нашего самолета (бизнеса) и вовремя
скорректировать его дальнейшее движение к намеченной цели.
Большое спасибо Наталье за передачу нам своего бесценного опыта.Удачи
в делах и счастья в жизни!!!
Сергей Чернышевский, совладелец компании «СТО КОНГРЕСС»,
Москва. Участник бизнес-лагеря Таруса-2016
Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"