В этом году мы снова проводим
бизнес-лагерь в
славном Дахабе (Египет, час езды от Шарм-Эль-Шейха). Предварительно 23
февраля - 5 марта. Мы поставили даты таким образом, чтобы по максимуму
занять праздники и выходные. Лагерь пройдет в 15-ый раз. Ждите анонса на
днях - пока ведем переговоры с отелем.
Надеюсь, что к зиме возобновят прямые полеты из России. Если нет - сейчас
много регулярных рейсов через Стамбул, Минск и пр.
Тема выпуска. Как собственник
вредит своему бизнесу
Михаил
Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков
и Партнеры".
Вначале человек жертвует своим здоровьем для того, чтобы
заработать деньги.
Потом он тратит деньги на восстановление здоровья.
При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не
наслаждается настоящим.
В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем.
Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не
жил.
Далай-лама
Конечно, собственник - основа бизнеса, и его вклад в развитие компании
огромен. Когда-то он рискнул (и рискует постоянно), вкладывает в работу свои
таланты и силы. Благодаря его чуйке и стараниям бизнес живет и развивается.
Но мы часто сталкиваемся и с тем, что собственник вредит своему бизнесу.
Причем сильно - ведь его влияние на компанию максимальное. Легким движением
мизинца он может зарубить любое хорошее начинание. Часто - сам того не
замечая: не ведает он, что творит.
Тема огромная, расскажу лишь о самых ярких ситуациях, которые мы нередко
видим. И помогаем исправить, если собственник готов к этому.
Собственник мешает запуску изменений. На словах он хочет
навести порядок в бизнесе, а на деле годами откладывает запуск. При этом
часто обманывает себя, подменяя системную работу чтением книг, хождением
к всевозможным гуру и пр. Да, полезно и
книгу прочесть, и на
бизнес-лагерь
съездить. Но это лишь первый шаг - основная работа впереди, в вашей
компании.
Собственник делает фальстарт изменений. Как говорится, "охота
пуще неволи". В последнее время к нам стали все чаще обращаться
бизнесмены, которые уже пытались самостоятельно навести порядок в своем
бизнесе. Часто - по моей
первой книге, а в последнее время и по
новой. Конечно, есть и
успешные примеры, но часто, увы...
Не удается вовлечь команду, люди путаются в методике. Итог -
разочарование не только нашим подходом, но и вообще отладкой
бизнес-процессов, а то и самой идеей осознанно улучшать свой бизнес:
пусть уж лучше все будет как прежде. Если собственник упорствует, то
порой сменяет несколько команд руководителей и сотрудников, уговаривая и
заставляя их описывать процессы и т.п. Не мучайте людей. Изменения
хороши, когда люди стремятся к ним, а не когда их пытаются сломать об
колено.
Собственник тормозит изменения. То есть пройдя часть пути,
меняет свои приоритеты, часто неосознанно. Постепенно в компании
прекращаются встречи рабочих групп, не назначают или переносят
поддерживающие сессии. В итоге, когда нас приглашают, к примеру, через
год, мотивация у людей ослабла, и половину сессии, а то и больше мы не
движемся с командой вперед, а разбираемся с сопротивлением. Но это нужно
делать: пока не вычерпаем накопившийся негатив, дальше двигаться
невозможно.
Если уж встали на пусть системного развития бизнеса, дайте ему высокий
приоритет. Тут как в спорте: если заниматься регулярно, виден
прогресс, и это радует. А если приходить на тренировки редко - будут
лишь разочарования.
Как я на устаю повторять, качественный бизнес нужен в основном его
собственнику. Мы помогаем вовлечь команду, люди активно включаются. Но
все равно их энтузиазм периодически гаснет, особенно если нет нет мощной
поддержки сверху. Именно владелец бизнеса - тот человек, который своей
волей двигает его вперед. Да, порой это нелегко, но если не вы, то
кто?..
Собственник нарушает бизнес-процессы и договоренности. Это
история про то, что собственник привык полностью властвовать в своем
детище. И это справедливо, он имеет полное право делать в своем бизнесе,
что хочет. Но часто именно это на корню подрубает переход бизнеса от
спонтанного и хаотичного к системному.
Группы работают, договариваются о том, как разумно выстроить, к примеру,
тот или иной бизнес-процесс. Его утверждают: сначала топы, а затем и
собственник. Но не проходит и нескольких дней, как владелец первым
начинает игнорировать принятые решения. Нарушает процессы, командует
сотрудниками через несколько уровней иерархии, принимает решения и дает
поручения, от которых все в команде фигеют - иначе не назовешь, и т.п.
Это очень сильно демотивирует команду. Да и самому собственнику вредит:
он по-прежнему остается в текучке, тушит пожары и бегает как белка в
колесе. Тратит здоровье, а потом чинит его на заработанные деньги.
И ладно бы только он сам. Он вносит сумбур в работу компании, из-за чего
перегорают и уходят ключевые люди, наступает хаос в работе, теряются
клиенты и в конечном итоге - прибыль, доля рынка, а порой и сам бизнес.
Собственник убивает инициативу в своей команде. Для этого у
него есть богатый набор методов. Ну, например, он сам принимает все
решения, не давая своим сотрудникам - и даже ключевым руководителям -
самостоятельности. Является для них строгим папочкой или
матерью-гусыней, которая пасет выводок неразумных птенцов. И потом сам
же жалуется: "Они у меня такие безответственные! И инициативы от них
никак не могу добиться." Конечно, при таком подходе не добьетесь.
Часто собственник бьет сотрудников по рукам: за малейшую оплошность или
попытку поднять голову и взглянуть чуть шире своих должностных
обязанностей.
Это реально изменить. Много практических рекомендаций - в моей прошлой
статье "Ваш стиль
управления, или золотая середина между авторитарностью и вольницей".
А в новой книге про это
еще гораздо подробнее.
Наведение порядка в бизнесе - это не только и не столько про "написание
бумажек". Это про включение людей в развитие бизнеса - им
становится не пофигу, они начинают болеть душой за компанию,
прикладывают силы и таланты для отладки ее работы.
Но этого можно добиться только если собственник готов поверить (не
сразу, постепенно) в своих людей и дать им возможность выносить
предложения, участвовать в их проработке и внедрении.
Трудность еще в том, что это противоречит привычкам, которые
формировались в своем бизнесе и на прошлых местах работы. Как у вас, так
и сотрудников. Да и вообще российскому менталителу. Птица не
задумывается, как она летает. Руководитель управляет по привычке.
Грамотно проведенная
сессия - это
возможность осознать свой стиль управления и попробовать, потренировать
другие варианты.
Собственник перегружает команду. В первую очередь текучкой -
как я описал выше. Люди чуть живые от того шквала, которым вы их
нагружаете. Они работают неэффективно, в режиме постоянных авралов.
Какая уж тут отладка бизнеса? Метафору про то, что некогда точить пилу -
пилить нужно, наверное, вы знаете... См. статью "Как
сохранить себя, работая день и ночь".
Мне больше нравится фраза из мультика: "Лучше день потерять, потом за
час долететь". И потом всегда летать быстро и с удовольствием.
Собственники (если их несколько), противоречат друг другу.
Нужно ли объяснять, к чему это приводит? Путь к решению - в статье "Согласие
в управленческой команде".
И, наконец, собственник видит проблемы в кем угодно и ком
угодно (сотрудники, экономическая ситуация и пр.), только не в себе.
В то время как главная причина ваших успехов и проблем - вы и только
вы. До тех пор, пока вы ищите виноватых вовне, серьезным улучшениям
не бывать. Рекомендую чаще смотреть в зеркало и задавать себе вопрос: "Что
я сам делаю для создания и поддержания сложившейся ситуации?".
Правда зачастую это ох как непросто! Профессиональные консультанты и
психотерапевты вам в помощь (выбирайте внимательно).
Конечно, можно вспомнить и еще много ситуаций. Например, когда
собственник изымает слишком много денег из оборота компании.
Практическое задание. Бывало ли у Вас
что-то из описанного выше? Как это отражалось на бизнесе?
Планируете что-то изменить? Как?
Если вы постепенно решите вопросы, которые я описал выше, это будет
огромный шаг вперед для вас лично и вашей команды.
И тут не нужно себя укорять и посыпать голову пеплом - толку мало. Для
начала достаточно замечать, осознавать ту или иную проблему -
постепенно она будет ослабевать, решаться. Ну и усиливать сильные стороны, о
чем я писал недавно.
Хорошо, если вы обсудите это со своими ближайшими соратниками:
соучредителями и топами. Тогда сможете обращать внимание друг друга на то,
что делаете. Это помогает. Только не нужно обвинять и ругать. Просто
отмечайте вслух: безоценочно, можно с добрым юмором и подколками.
Кстати, вы как собственник - авторитет для своих подчиненных. И
они наверняка копируют вас при работе с клиентами, сотрудниками,
подрядчиками и пр.
Поэтому старая мысль "начни изменения с себя" - верна. Я постоянно
вижу, как изменения в картине мира собственника меняют его команду и бизнес
- порой за тысячи километров. Мистика, однако ;)
Вообще-то объяснение этому есть. Все люди так или иначе связаны
"информационным полем" - Вернадский называл его ноосферой. Конечно, со своей
семьей, командой в бизнесе мы связаны более тесно. Меняемся мы - меняется
мир вокруг нас и наши взаимоотношения с ним. Особенно это касается изменений
лидера.
Зачастую изменить себя непросто. Умом хотим, но не получается. Можно,
конечно, силой продавливать, заставлять себя и окружающих, но это
неэкологично: одно лечим, другое калечим (проблема может вылезти в виде
"неожиданной" болезни и пр). Да и сопротивление зачастую бешеное.
Я знаю два пути:
Запустить изменения в компании. Создать вихрь, в который будете
вовлечены и вы, и ваши люди. Если вихрь достаточной силы, то он
неизбежно меняет всех, кто попадает в его поле. Или отторгает:
несогласные постепенно уходят.
Пройти личную психотерапию у хорошего специалиста. Чтобы разобраться
со своими "тараканами", внутренними препятствиями, которые мешают
достигать к целей. Можно, конечно, героически переть вперед с гирями на
ногам, но зачем? Если можно постепенно осознать их и получить ту
огромную силу, которая в них скрыта - обычно люди тратят бОльшую часть
усилий на борьбу с внутренними драконами.
Собственно, первое - это то, чем занимаемся мы. За прошедшие 15 лет проб
и ошибок научились делать это успешно в самых разных бизнесах: от холдингов
в тысячи сотрудников до малых компаний.
Обращайтесь.
Единственное критическое условие - полная поддержка собственника
бизнеса и его готовность меняться, идти вперед до результатов. Я описал
это в статье "Заказчик
изменений".
А психотерапия... Я бегал от нее лет 10, хотя для меня это
профессиональная необходимость - как и для каждого, кто активно работает с
людьми. В последние годы я работаю с терапевтом. Это сильно меняет в лучшую
сторону не только работу, но и жизнь вообще. Да и сам я обучился групповой и
личной терапии, активно применяю ее в работе на благо бизнесам и людям. Моя
супруга Ольга тоже - у нас "семейный подряд" :)
Прочтите книгу сами - она в первую очередь для собственников. Раздайте ее
совладельцам и топам - очень важно достичь согласия с ними. Но, по опыту, не
стоит раньше времени давать ее среднему звену и рядовым сотрудникам. Для них
вовлечения -
стратегическая сессия.
Если Вы хотите поработать с нами в этом году,
дайте знать -
расписание до Нового Года плотное, а со следующего года мы повышаем цены.
Отзыв о результатах
Александр Алексеев, собственник и директор компании
УМ-8, Москва
(электроснабжение, электрооборудование)
Прошло более трех лет после начала нашей работы по наведению порядка. Из
результатов: собственники могут уехать надолго и не волноваться о делах, все
идет. Сотрудники могут работать из любой точки, где есть интернет. Люди знают,
что нужно делать.
Доходы увеличились, и времени на компанию требуется меньше,
поэтому теперь пришло время отстраивать продажи и маркетинг. Это тема для меня
сейчас актуальна. И ещё я параллельно развиваю два проекта: страховое агентство
и дайвинг-центр.
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и
руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на
новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить
время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую
бизнес-среду в России и в мире!
P.P.S. Также вы можетерекомендовать эту публикацию в социальных сетях, нажав на кнопки
вверху данного письма.
С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Основатель
команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"