Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 382. Как собственник вредит своему бизнесу


Советы бизнес-консультанта

Как собственник вредит своему бизнесу

Выпуск N382, 28.09.2016. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с января 2007

Уважаемые читатели, добрый день!

Зимний бизнес-лагерь в Дахабе

В этом году мы снова проводим бизнес-лагерь в славном Дахабе (Египет, час езды от Шарм-Эль-Шейха). Предварительно 23 февраля - 5 марта. Мы поставили даты таким образом, чтобы по максимуму занять праздники и выходные. Лагерь пройдет в 15-ый раз. Ждите анонса на днях - пока ведем переговоры с отелем.

Надеюсь, что к зиме возобновят прямые полеты из России. Если нет - сейчас много регулярных рейсов через Стамбул, Минск и пр.

Уже сейчас Вы можете бронировать свое участие по самым добрым ценам.

***

Тема выпуска. Как собственник вредит своему бизнесу

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Вначале человек жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги.
Потом он тратит деньги на восстановление здоровья.
При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим.
В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем.
Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил.

Далай-лама

Конечно, собственник - основа бизнеса, и его вклад в развитие компании огромен. Когда-то он рискнул (и рискует постоянно), вкладывает в работу свои таланты и силы. Благодаря его чуйке и стараниям бизнес живет и развивается.

Но мы часто сталкиваемся и с тем, что собственник вредит своему бизнесу. Причем сильно - ведь его влияние на компанию максимальное. Легким движением мизинца он может зарубить любое хорошее начинание. Часто - сам того не замечая: не ведает он, что творит.

Тема огромная, расскажу лишь о самых ярких ситуациях, которые мы нередко видим. И помогаем исправить, если собственник готов к этому.

  • Собственник мешает запуску изменений. На словах он хочет навести порядок в бизнесе, а на деле годами откладывает запуск. При этом часто обманывает себя, подменяя системную работу чтением книг, хождением к всевозможным гуру и пр. Да, полезно и книгу прочесть, и на бизнес-лагерь съездить. Но это лишь первый шаг - основная работа впереди, в вашей компании.
  • Собственник делает фальстарт изменений. Как говорится, "охота пуще неволи". В последнее время к нам стали все чаще обращаться бизнесмены, которые уже пытались самостоятельно навести порядок в своем бизнесе. Часто - по моей первой книге, а в последнее время и по новой. Конечно, есть и успешные примеры, но часто, увы...
    Не удается вовлечь команду, люди путаются в методике. Итог - разочарование не только нашим подходом, но и вообще отладкой бизнес-процессов, а то и самой идеей осознанно улучшать свой бизнес: пусть уж лучше все будет как прежде. Если собственник упорствует, то порой сменяет несколько команд руководителей и сотрудников, уговаривая и заставляя их описывать процессы и т.п. Не мучайте людей. Изменения хороши, когда люди стремятся к ним, а не когда их пытаются сломать об колено.
  • Собственник тормозит изменения. То есть пройдя часть пути, меняет свои приоритеты, часто неосознанно. Постепенно в компании прекращаются встречи рабочих групп, не назначают или переносят поддерживающие сессии. В итоге, когда нас приглашают, к примеру, через год, мотивация у людей ослабла, и половину сессии, а то и больше мы не движемся с командой вперед, а разбираемся с сопротивлением. Но это нужно делать: пока не вычерпаем накопившийся негатив, дальше двигаться невозможно.
    Если уж встали на пусть системного развития бизнеса, дайте ему высокий приоритет. Тут как в спорте: если заниматься регулярно, виден прогресс, и это радует. А если приходить на тренировки редко - будут лишь разочарования.
    Как я на устаю повторять,  качественный бизнес нужен в основном его собственнику. Мы помогаем вовлечь команду, люди активно включаются. Но все равно их энтузиазм периодически гаснет, особенно если нет нет мощной поддержки сверху. Именно владелец бизнеса - тот человек, который своей волей двигает его вперед. Да, порой это нелегко, но если не вы, то кто?..
  • Собственник нарушает бизнес-процессы и договоренности. Это история про то, что собственник привык полностью властвовать в своем детище. И это справедливо, он имеет полное право делать в своем бизнесе, что хочет. Но часто именно это на корню подрубает переход бизнеса от спонтанного и хаотичного к системному.
    Группы работают, договариваются о том, как разумно выстроить, к примеру, тот или иной бизнес-процесс. Его утверждают: сначала топы, а затем и собственник. Но не проходит и нескольких дней, как владелец первым начинает игнорировать принятые решения. Нарушает процессы, командует сотрудниками через несколько уровней иерархии, принимает решения и дает поручения, от которых все в команде фигеют - иначе не назовешь, и т.п.
    Это очень сильно демотивирует команду. Да и самому собственнику вредит: он по-прежнему остается в текучке, тушит пожары и бегает как белка в колесе. Тратит здоровье, а потом чинит его на заработанные деньги.
    И ладно бы только он сам. Он вносит сумбур в работу компании, из-за чего перегорают и уходят ключевые люди, наступает хаос в работе, теряются клиенты и в конечном итоге - прибыль, доля рынка, а порой и сам бизнес.
  • Собственник убивает инициативу в своей команде. Для этого у него есть богатый набор методов. Ну, например, он сам принимает все решения, не давая своим сотрудникам - и даже ключевым руководителям - самостоятельности. Является для них строгим папочкой или матерью-гусыней, которая пасет выводок неразумных птенцов. И потом сам же жалуется: "Они у меня такие безответственные! И инициативы от них никак не могу добиться." Конечно, при таком подходе не добьетесь.
    Часто собственник бьет сотрудников по рукам: за малейшую оплошность или попытку поднять голову и взглянуть чуть шире своих должностных обязанностей.
    Это реально изменить. Много практических рекомендаций - в моей прошлой статье "Ваш стиль управления, или золотая середина между авторитарностью и вольницей". А в новой книге про это еще гораздо подробнее.
    Наведение порядка в бизнесе - это не только и не столько про "написание бумажек". Это про включение людей в развитие бизнеса - им становится не пофигу, они начинают болеть душой за компанию, прикладывают силы и таланты для отладки ее работы.
    Но этого можно добиться только если собственник готов поверить (не сразу, постепенно) в своих людей и дать им возможность выносить предложения, участвовать в их проработке и внедрении.
    Трудность еще в том, что это противоречит привычкам, которые формировались в своем бизнесе и на прошлых местах работы. Как у вас, так и сотрудников. Да и вообще российскому менталителу. Птица не задумывается, как она летает. Руководитель управляет по привычке. Грамотно проведенная сессия - это возможность осознать свой стиль управления и попробовать, потренировать другие варианты.
  • Собственник перегружает команду. В первую очередь текучкой - как я описал выше. Люди чуть живые от того шквала, которым вы их нагружаете. Они работают неэффективно, в режиме постоянных авралов. Какая уж тут отладка бизнеса? Метафору про то, что некогда точить пилу - пилить нужно, наверное, вы знаете... См. статью "Как сохранить себя, работая день и ночь".
    Мне больше нравится фраза из мультика: "Лучше день потерять, потом за час долететь". И потом всегда летать быстро и с удовольствием.
  • Собственники (если их несколько), противоречат друг другу. Нужно ли объяснять, к чему это приводит? Путь к решению - в статье "Согласие в управленческой команде".
  • И, наконец, собственник видит проблемы в кем угодно и ком угодно (сотрудники, экономическая ситуация и пр.), только не в себе. В то время как главная причина ваших успехов и проблем - вы и только вы. До тех пор, пока вы ищите виноватых вовне, серьезным улучшениям не бывать. Рекомендую чаще смотреть в зеркало и задавать себе вопрос: "Что я сам делаю для создания и поддержания сложившейся ситуации?".
    Правда зачастую это ох как непросто! Профессиональные консультанты и психотерапевты вам в помощь (выбирайте внимательно).

Конечно, можно вспомнить и еще много ситуаций. Например, когда собственник изымает слишком много денег из оборота компании.

Практическое задание. Бывало ли у Вас что-то из описанного выше? Как это отражалось на бизнесе?

Планируете что-то изменить? Как?

Если вы постепенно решите вопросы, которые я описал выше, это будет огромный шаг вперед для вас лично и вашей команды.

И тут не нужно себя укорять и посыпать голову пеплом - толку мало. Для начала достаточно замечать, осознавать ту или иную проблему - постепенно она будет ослабевать, решаться. Ну и усиливать сильные стороны, о чем я писал недавно.

Хорошо, если вы обсудите это со своими ближайшими соратниками: соучредителями и топами. Тогда сможете обращать внимание друг друга на то, что делаете. Это помогает. Только не нужно обвинять и ругать. Просто отмечайте вслух: безоценочно, можно с добрым юмором и подколками.

Кстати, вы как собственник - авторитет для своих подчиненных. И они наверняка копируют вас при работе с клиентами, сотрудниками, подрядчиками и пр.

Поэтому старая мысль "начни изменения с себя" - верна. Я постоянно вижу, как изменения в картине мира собственника меняют его команду и бизнес - порой за тысячи километров. Мистика, однако ;)

Вообще-то объяснение этому есть. Все люди так или иначе связаны "информационным полем" - Вернадский называл его ноосферой. Конечно, со своей семьей, командой в бизнесе мы связаны более тесно. Меняемся мы - меняется мир вокруг нас и наши взаимоотношения с ним. Особенно это касается изменений лидера.

Зачастую изменить себя непросто. Умом хотим, но не получается. Можно, конечно, силой продавливать, заставлять себя и окружающих, но это неэкологично: одно лечим, другое калечим (проблема может вылезти в виде "неожиданной" болезни и пр). Да и сопротивление зачастую бешеное.

Я знаю два пути:

  1. Запустить изменения в компании. Создать вихрь, в который будете вовлечены и вы, и ваши люди. Если вихрь достаточной силы, то он неизбежно меняет всех, кто попадает в его поле. Или отторгает: несогласные постепенно уходят.
  2. Пройти личную психотерапию у хорошего специалиста. Чтобы разобраться со своими "тараканами", внутренними препятствиями, которые мешают достигать к целей. Можно, конечно, героически переть вперед с гирями на ногам, но зачем? Если можно постепенно осознать их и получить ту огромную силу, которая в них скрыта - обычно люди тратят бОльшую часть усилий на борьбу с внутренними драконами.

Собственно, первое - это то, чем занимаемся мы. За прошедшие 15 лет проб и ошибок научились делать это успешно в самых разных бизнесах: от холдингов в тысячи сотрудников до малых компаний. Обращайтесь.

Единственное критическое условие - полная поддержка собственника бизнеса и его готовность меняться, идти вперед до результатов. Я описал это в статье "Заказчик изменений".

А психотерапия... Я бегал от нее лет 10, хотя для меня это профессиональная необходимость - как и для каждого, кто активно работает с людьми. В последние годы я работаю с терапевтом. Это сильно меняет в лучшую сторону не только работу, но и жизнь вообще. Да и сам я обучился групповой и личной терапии, активно применяю ее в работе на благо бизнесам и людям. Моя супруга Ольга тоже - у нас "семейный подряд" :)

Как грамотно провести изменения в бизнесе, я подробно описал в книге "Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум". Конечно, она не заменит живой работы с вашей командой, но поможет вам и ключевым людям вашей команды подготовиться.

Прочтите книгу сами - она в первую очередь для собственников. Раздайте ее совладельцам и топам - очень важно достичь согласия с ними. Но, по опыту, не стоит раньше времени давать ее среднему звену и рядовым сотрудникам. Для них вовлечения - стратегическая сессия.

Если Вы хотите поработать с нами в этом году, дайте знать - расписание до Нового Года плотное, а со следующего года мы повышаем цены.

Отзыв о результатах

Александр Алексеев, собственник и директор компании УМ-8, Москва (электроснабжение, электрооборудование)

Прошло более трех лет после начала нашей работы по наведению порядка. Из результатов: собственники могут уехать надолго и не волноваться о делах, все идет. Сотрудники могут работать из любой точки, где есть интернет. Люди знают, что нужно делать.

Доходы увеличились, и времени на компанию требуется меньше, поэтому теперь пришло время отстраивать продажи и маркетинг. Это тема для меня сейчас актуальна. И ещё я параллельно развиваю два проекта: страховое агентство и дайвинг-центр.

Всего доброго!

***

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

P.P.S. Также вы можете рекомендовать эту публикацию в социальных сетях, нажав на кнопки вверху данного письма.

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder


В избранное