Советы бизнес-консультанта. 381. Золотая середина между авторитарностью и вольницей
Уважаемые подписчики, добрый день!
Советы бизнес-консультанта
Ваш стиль управления,
или золотая середина между авторитарностью и вольницей
Выпуск N381,
13.09.2016. Общая аудитория - свыше 100000
читателей. Регулярно выходит с 10'2007
Лето было очень ярким и насыщенным. Сначала много
сессий с новыми и
давними клиентами. Потом бизнес-лагерь с 41 участником - пожалуй, самый
масштабный и яркий за последние годы: приехали интересные люди из
корпораций, среднего и малого бизнеса. Сразу после этого был
гештальт-интенсив в Карпатах (полная пересборка: кто я?) и путешествие по
Венгрии. Все это перемежалось йогой и вкуснейшей земляникой на даче :)
С конца августа я активно включился в работу. Каждую неделю - одна-две
сессии у клиентов
в разных уголках нашей страны.
Мое расписание заполнено по конец октября полностью, ноябрь-декабрь
на половину. Так что если вы хотите поработать со мной в этом году -
пишите сейчас,согласуем даты. Кстати, со следующего года мы поднимаем цену
консалтингового дня.
Мы обсудим с вами одно из важнейших условий наведения порядка в бизнесе.
Остальные описаны в книге.
Тема выпуска. Ваш стиль управления, или золотая
середина между авторитарностью и вольницей
Михаил
Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков
и Партнеры".
Стиль
управления и отношений с сотрудниками – очень важен. Как правило,
он исходит от первого лица компании, остальные руководители транслируют его
вниз.
Если у вас авторитарное
управление (во всей компании или ее отдельных частях) , не ждите
включенности людей. Будут делать все формально – лишь бы не схлопотать по
шапке от руководства.
Часто бывает обратное – полная вольница, отсутствие субординации.
Например, это проявляется в том, что шефа часто перебивают, дерзят – пусть и
неявно. Руководители слабо контролируют результаты работ. Сотрудник что-то
не сделал или сильно задержал – это сходит ему с рук: пожурят и простят.
Удивительно, но порой эти крайности сочетаются в одном руководителе.
Внешне суровый, а по факту – мягкий.
Гораздо лучше наоборот: снаружи мягкость, а внутри – несгибаемая воля. «Стальная
рука в бархатной перчатке».
Для успешного внедрения
процессного подхода вам нужно найти этот баланс, свой стиль, и
совершенствовать его в дальнейшем.
Чтобы с одной стороны, люди были включены, не зажимались, проявляли
инициативу, свободно говорили о проблемах, вносили предложения. А с другой –
четко помнили, кто здесь главный, где и на кого они работают. Какие перед
компанией и каждым лично стоят задачи. И что с них обязательно спросят за
результаты.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 70.
Какой у вас стиль
управления? Бывает ли, что вы передавливаете сотрудников? А бывает,
что они садятся вам на шею? К чему все это приводит?
*** Дополнение к главе:вероятно, оно войдет в будущие издания - книга живая, я буду ее
развивать***
Ну хорошо, скажете вы, все это важно. Но КАК исправить свой стиль
управления? Вспоминается анекдот: "Мышки, станьте ежиками" :)
Начните с простого.
Например, с того, чтобы давать своим сотрудникам говорить до вас.
Иначе часто бывает такое, что шеф высказался - и после этого тишина. Для
мнений людей уже не осталось места - великий босс заполнил его собой.
Затем не "мочите" людей за их мнения. Дайте им возможность высказывать
даже то, с чем вы не согласны. Вероятно, они окажутся правы - вы ведь не
думаете, что истину знаете только вы?
И даже если человек ошибется, это будет ценный опыт для
него и для вашей команды в целом. Не зря говорят: "За одного битого двух
небитых дают", "Опыт - сын ошибок трудных".
Даже если на ваш взгляд человек неправ, не говорите ему "Что за хрень ты
несешь!" А задайте уточняющий вопрос, например, "Почему ты так
решил?" или "К чему это может привести?"
Вообще привыкайте задавать вопросы, а не утверждать. В этом
большая сила.
Вы сохраняете лидерство.
С вами не о чем спорить.
А главное - люди вынуждены думать, чтобы вам ответить.
Постепенно это входит в привычку.
Например,
- Шеф, у нас проблема. Срочно нужна машина на завтра для доставки товара
клиенту, а все водители уже расписаны. Что делать?
- А ты сам как думаешь? ИЛИ: А ты что предлагаешь?
Добейтесь:
взаимного уважения
соблюдения субординации
Для начала допустите, что большинство людей вокруг вас - разумные
и стремятся принести пользу команде и компании. Не идиоты и не
вредители, как выразился один наш клиент, даже если порой так кажется.
Научитесь в команде говорить по одному. Слушать и
слышать, что сказал "предыдущий оратор", затем отвечать на его
слова. А не просто стараться протолкнуть свое мнение, заглушая остальных,
как что мы наблюдаем в большинстве компаний на
стартовой сессии
проекта по наведению порядка. Постепенно люди научаются слушать друг друга,
атмосфера становится более конструктивной и приятной.
А рабочей обстановке полезно обращаться друг к другу по полному имени:
Иван, Мария и пр.Ваню можно и перебить, заткнуть.
Ивана - вряд ли.
По субординации есть смысл принять несколько простых правил.
Дослушиваем говорящего до конца в большинстве случаев.
В то же время руководитель может прервать/перебить подчиненного,
если считает нужным. Например, тот говорит очень долго или ну совсем не
разумные вещи (на взгляд шефа).
Руководителя среднего звена может перебить вышестоящий руководитель
- аналогично предыдущему пункту.
Самый высокий приоритет у модератора сессии, рабочей группы
или совещания. Его задача - сделать работу группы конструктивной и
плодотворной.
На сессиях это
приглашенный специалист - модераторами являемся мы. На каждой рабочей
группе или совещании внутри компании я рекомендую определять, кто из
вашей команды сегодня играет эту роль. Модератором быть непросто, но
можно научиться: на сессиях, в бизнес-лагере, и потом регулярно
практиковать в рабочих группах.
Подчиненный не должен перебивать шефа. А тем более - модератора.
Прерываем/перебиваем людей как можно реже. Чтобы
не убить у них
инициативу, не отбить охоту проявляться.
Различайте
демократию и бардак. В первом случае люди взрослые, понимают
как степень своей свободы, так и ответственность. Во втором - царит хаос,
порожденный управленческим безволием.
Порой бывает полезно говорить только по поднятой руке.
Постепенно группа сонастраивается, и необходимость в формальных
правилах отпадает. Теперь они нужны лишь для новичков, приходящих в команду,
чтобы они поняли и приняли ваши правила игры.
Начните с себя. Шеф - важный человек для своих подчиненных. И они
обязательно копируют вас, сами того не сознавая.
Наш опытпоказывает, что в большинстве компаний
можно прийти к грамотному стилю управления. Когда свободные, сильные
сотрудники и руководители лояльны к шефу, открыто выражают свою позицию, с
энтузиазмом работают на благо компании.
Если вы чувствуете, что готовы улучшать свой бизнес уже сейчас -
рекомендую сразу начинать со
стратегической сессии
с командой. Чтобы не пришлось "40 лет водить народ по пустыне", как это
случается почти всегда в случае самостоятельного запуска изменений без
помощи профессионала.
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и
руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на
новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить
время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую
бизнес-среду в России и в мире!
Мы выпускаем рассылку с помощью
Smartresponder
- лучшего сервиса рассылок в российском Интернете.
Рекомендую
и вам - рассылки помогают привлекать клиентов в любой сфере бизнеса.
С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Основатель
команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"