А в Этномире, где мы проводим лагерь, летом – высокий сезон. Так что жилье себе нужно бронировать уже сейчас, перед началом лагеря все будет занято.
Результаты
Марина Карих, исполнительный директор компании «Телемир», Липецк (телекоммуникации).
Начну с истории компании. Она создавалась стихийно, хаотично, на энтузиазме нашего основателя. Профессионалов-управленцев поначалу у нас не было. Несколько лет мы как-то существовали, развивались, но в один прекрасный момент поняли, что есть непреодолимые препятствия, из-за которых мы не можем перейти на следующий уровень развития, тем более что в городе появились крупные конкуренты – федеральные компании, – которые конечно были уровнем выше.
Но самое главное, с чего все начинается – это осознание того, что компания находится в состоянии бардака. Встал вопрос: как меняться, с чего начинать?
И нам так повезло, что в 2010 году мы познакомились с командой Михаила Рыбакова. У нас состоялась стратегическая сессия. На ней мы узнали, с чего нужно начинать: с того, чтобы смотреть на всю деятельность компании с точки зрения процессного подхода. То есть, берем основные бизнес-процессы, описываем их, видим, где есть слабые места, где можно оптимизировать, найти точки роста, и, исходя из этого, уже начинаем внедрять изменения.
Мы заразились этой гениальной идеей и по возвращению в Липецк, сказали: «Все, ребята, с завтрашнего дня мы начинаем жить по-новому», У людей были круглые глаза, недоверие, непонимание. Поначалу было очень трудно. Этот этап перемен пережили не все сотрудники: кто-то сдался и ушел. Но основная часть наших единомышленников с нами остались и работают до сих пор, с 2010 года. И мы им за это очень благодарны.
Чем нам помог Михаил? Он понятным языком описал технологию изменений: как наводить порядок, на что нужно обращать внимание.
Результатом является то, что мы выстояли в борьбе с нашими конкурентами. За последние 2 года заняли лидирующую позицию по числу абонентов в городе Липецке. И это вдохновляет, придает нам уверенность в том, что у нас все будет хорошо.
Спасибо команде Михаила Рыбакова!
Тема выпуска. Усиливайте плюсы
Михаил
Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков
и Партнеры".
Мы сами создаем свою реальность.
Сегодня мы поговорим о том, как развивать и улучшать: бизнес, себя, других людей.
Как зачастую пытаются это делать?
– Иванов, почему не выполнили план продаж? Лишу премии!
– Петров, твою мать! Из-за вашего отдела опять сорвали сроки сдачи объекта заказчику!
– Сидоров, ты снова не подготовился к уроку. Садись – двойка! И родителей в школу!
– Сережа, ну сколько можно повторять: будешь плохо учиться – не поступишь в институт, пойдешь в армию, а потом – дворником работать!
– Маша, стой, куда ты лезешь – упадешь! Ну вот: я же говорила! Что же ты у меня такая неловкая…
– Эх, опять я наелась на ночь – толстая корова! Никто не будет любить меня такую.
Узнаете? Я ничего не выдумал? :)
К сожалению, я слышу подобное очень-очень часто. От самых разных людей в различных ситуациях.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Выполните его, прежде чем читать дальше.
Что общего во всех этих фразах?
Вспомните, когда и кому вы говорите что-то подобное. Понятно, что с
поправкой на ваш характер, ситуацию и прочее.
***
Общее здесь то, что люди замечают негатив. И ругают за него: сотрудника, ребенка, близкого человека, себя самого.
А как же иначе? Ведь нужно показать человеку, какой он балбес и бестолочь! Рассказать ему, из какого места у него растут руки.
Из какого предположения исходит говорящий?
Из мысли, что тот, кем мы управляем (или кого воспитываем) не знает о какой-то проблеме, ошибке или недостатке. И нужно указать ему на ошибку, на глупость, которую он совершает. И тогда он исправится.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Когда вы говорите что-то подобное. Или когда это говорили
вам. Или когда вы слышите, что другие говорят такое своим
сотрудникам, детям и пр.
Это когда-нибудь привело к успешному результату?
Кто-то «исправился», изменил свое поведение после таких
управленческих воздействий?
***
По опыту, обычно это не приносит результатов. По крайней мере тех, к которым, казалось бы, стремится тот, кто ругает, наказывает, обличает.
Чаще эффект обратный.
Почему?
Давайте разберемся.
1. Во-первых, ругая кого-то, подчеркивая недостатки и ошибки, вы вызываете в нем сопротивление. Обиду, злость: явную или (чаще) затаенную.
«Да кто ты такой, чтобы мне указывать? Да ты на себя посмотри!»
Или «И без тебя знаю! Ну сколько можно талдычить одно и то же. Достал уже!»
А при таком отношении к вам вряд ли человек захочет прислушиваться к вашим словам. Вы, конечно, можете заставлять… Но я еще ни разу не видел, чтобы из-под палки было сделано что-то хорошее. И уж тем более, чтобы человек – искренне старался.
Кстати, в большинстве случаев человек и сам знает про свои промахи. Зачастую лучше вас. А вы, тыкая его носом в ошибки, лишь получите репутацию зануды, деспота и т.п. И уж точно отношения между вами не укрепите.
Тот, кто ругается – выливает свое раздражение. После чего оно возвращается к нему бумерангом. Круг замкнулся.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Вспомните, как вы относитесь к тем, то ругает вас.
Как относятся к вам и вашим словам, поучениям и моралям те, кого вы «поучаете», «тычете носом» в ох ошибки.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Вспомните свое состояние после разноса, который устраивали вам: родители, учителя, начальники.
Хотелось что-то после этого делать?
3. В-третьих, концентрируясь на недостатках, проблемах, вы усиливаете их. Вливаете в них свою энергию, волю. Вы фиксируете негативный образ в своем сознании, в сознании того, кого ругаете, и у окружающих людей.
Теперь сотрудник Иванов – «лузер».
Сидоров – «вечный двоечник».
Девочка Маша – «неловкая курица».
А ее мама, сколько ни пытается похудеть, никогда не добьется в этом серьезных успехов.
И обычно это навсегда. Образ, которым вы «наградили» человека, прилип к нему и застыл.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Вспомните, как вы пытались руганью кого-то исправить. Как старались исправить вас: в семье, школе, на работе.
Получилось?
Анекдот в тему
Мужик едет в автобусе на работу. Хмурый такой, думает: «Жизнь – дерьмо, жена – стерва, люди – корыстные сволочи!»
Сзади стоит ангел с блокнотом и записывает: «Жизнь дерьмо, жена стерва, люди сволочи… Как странно, опять то же самое.
Ну что ж, раз заказывает – надо исполнять».
Мы все немного волшебники. Подробнее – в статье «Формируем реальность или "Просто я работаю волшебником"» (часть 1, часть 2). Я там прямо-таки подробную инструкцию написал. :)
***
Как же создать нужную вам реальность? В которой:
сотрудники молодцы,
у детей голова на месте, и руки растут, откуда нужно,
а у вас жизнь складывается хорошо. И многое-многое другое.
Суть очень проста.
Найдите что-то хорошее,
заметьте его
и усиливайте своим вниманием, намерением.
Заботьтесь об этом пока еще маленьком, но очень ценном ростке. Поливайте, удобряйте, поддерживайте, ограждайте от вредителей.
Но:
не пытайтесь расти за него (он сам сделает это лучше вас),
не тяните его вверх (чтобы не вырвать с корнем),
и уж, конечно, не топчите тяжелыми сапогами.
Это работает – проверено много раз.
***
Расскажу про свой опыт.
Когда на стратегической сессии я начинаю работать с управленческой командой компании, я всегда стараюсь найти в ней здоровое ядро.
Людей, на которых можно опираться. Которые неравнодушны к организации. У которых есть запал улучшать бизнес и себя.
Хотя зачастую в начале пути их заряд негативный: люди находятся скептическом состоянии, разочарованы прошлыми неудачными попытками. Знак заряда обычно удается изменить, причем довольно быстро, если работать с людьми грамотно.
Плюсы, которые есть в компании. Благодаря которым компания выжила в непростых условиях и развилась до ее нынешнего размера и состояния. Именно на них будем опираться в дальнейшей работе. Именно их усиливать при эволюционном развитии бизнеса (см. статью «Прочему революция в бизнесе не работает»).
Позитивные устремления людей, их мечты и надежды. Часто они запрятаны довольно глубоко. Но опять же при правильном подходе «откопать» их вполне возможно. Там – столько энергии!
Кстати, в первую очередь нужно найти такой позитив у собственника бизнеса. Потому что уж если он не верит – все остальное бесполезно (см. статью «Заказчик изменений»). Зачастую бизнесмены и топы сильно выгорают за годы работы в режиме ломовой лошади и/или надсмотрщика над своими работниками.
Когда я работаю с отдельным человеком в режиме коучинга, психологического консультирования, я помогаю ему лучше понять свои стремления, а также сильные стороны и успешный опыт – они помогает ему двигаться вперед. Все это есть у любого человека, даже если он находится в непростой жизненной ситуации.
Когда я общаюсь с детьми (своими и не только), я всегда нахожу в них что-то хорошее: что можно подчеркнуть, похвалить ребенка, обсудить с ним. Дети расцветают! Часто они с такой радостью и гордостью говорят о своих достижениях, что бывает сложно остановить – поток все льется и льется. :)
Рассказывая о своих сильных сторонах, человек укрепляет образ себя – успешного, счастливого. Это теперь его новая реальность. Слова родителей и педагогов живут в нас всю жизнь.
В основном не я хвалю – это было бы оценкой, а оценки, как правило, отвергаются. Я задаю вопросы и создаю ситуации, когда человек сам говорит о своих плюсах и достижениях.
Тут есть одна тонкость. Бывает так, что на взгляд руководителя, родителя или педагога некое достижение сотрудника или ребенка – очень маленькое. Хотелось бы гораздо, гораздо больше. И вот тут очень важно подчеркивать то хорошее, что есть. Мерить меркой воспитуемого, а не своей. Тогда он будет быстро развиваться. А не жить в постоянном «обломе» (фрустрации), что он не такой, не соответствует ожиданиям значимых людей. Будет чувствовать себя молодцом, а не
лузером.
Для этого нужны мудрость, терпение и педагогический (управленческий) такт. За них воздается сторицей.
***
А может быть подчеркивание плюсов, когда «на самом деле все плохо» – это страусиная позиция, прятанье головы в песок?
Нет, это не так. Это грамотное конструирование, формирование, притягивание желаемого будущего. Для своего бизнеса, себя, детей и т.д.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Вспомните, когда вам удавалось найти в сотруднике, ребенке и т.п. – что-то хорошее. И не просто найти, а подчеркнуть: один на один или публично. Или (еще лучше) сделать так, чтобы заметил он сам. И окружающие его люди.
Какие плоды это приносило?
А в дерьме можно плавать бесконечно – это не приведет к успеху, но настроение всем точно испортит. Зачем вам это?..
***
Нужно ли говорить о проблемах и недостатках?
Да. Только делать это грамотно. Так, чтобы результатом вашего воздействия стало желание людей решать проблему, их успешные действия в этом направлении. А не цементирование негативного образа. Как это делать, я писал, например, в статье «Предотвратить проблемы, а не разгребать последствия».
В первую очередь для этого нужна доброжелательная конструктивная атмосфера. Когда обсуждение проблем воспринимается людьми не как личный упрек, а как возможность сделать общее дело еще лучше. См. статью «Атмосфера открытости, доверия и правды».
Конечно, стоит сказать пару слов и о психотерапии (личной и групповой). Если коучинг и психологическое консультирование работают в основном на уровне ума, то терапия позволяет разобраться с бессознательными мотивами, сопротивлениями и помехами. Не игнорировать и не отрицать, а проработать их и высвободить энергию, которая в них скрыта годами.
Это особый формат работы – я тоже использую его в последние годы.
Скажу об этом лишь пару слов. Суть терапии не борьбе с «недостатками», не в их мужественном преодолении – как правило, это невозможно. А в принятии себя таким, какой я есть. В этом сила и радость. В этом исцеление от проблем – парадоксальным образом они постепенно уходят или перестают доставлять неудобства.
Очень хорошо, если есть возможность совмещать работу над бизнесом, коучинг и психотерапию. Они прекрасно дополняют и повышают эффективность друг друга. Но это тема для отдельной статьи.
***
Где научиться всему этому?
Причем речь идет не только о навыках – их недостаточно. А скорее о мягком изменении своих подходов к управлению и воспитанию.
Научиться – можно.
Мы работаем в нескольких форматах.
Стратегическая сессия с управленческой командой компании. Решение реальных задач бизнеса и практическое обучение команды. Команда на входе и на выходе сессии всегда очень сильно отличаются. Люди поняли, у них горят глаза. Главное теперь – правильно продолжить работу над изменениями до устойчивых результатов. Мы помогаем.
Бизнес-лагерь для собственников и топов. Это возможность глубоко понять, прожить не только всю технологию наведения порядка в бизнесе от А до Я. Но и изменить свое отношение, свой подход к управлению. Научиться всему тому, что описано в этой статье и не только.
Ближайший лагерь пройдет с 25 июля по 4 августа.
Индивидуальная работа в формате коучинга и/или психотерапии. Глубокая работа с вами лично.
Наши книги, статьи и пр. Конечно, он не заменят практической работы с вами и вашей командой. Но позволят познакомиться с нашим подходом, принять решение о более глубоком сотрудничестве. Материалы удобно использовать в дальнейшем как справочник.
Сейчас я рекомендую работать по своей новой книге «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум». Там наш подход описан наиболее полно на сегодняшний день.
На летний бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе» еще есть несколько мест – успевайте. Желательно – командой от своего бизнеса, проку будет сильно больше.
А в Этномире, где мы проводим лагерь, летом – высокий сезон. Так что жилье себе нужно бронировать уже сейчас, перед началом лагеря все будет занято.
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Основатель
команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"