Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 352. Авторитарный и процессный подход к управлению


Советы бизнес-консультанта
Авторитарный и процессный подход к управлению

Выпуск N352, 28.01.2016. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Уважаемые читатели!

  • 2 февраля в Москве пройдет наш Клуб для руководителей и не только. Полезно, интересно, душевно! :)
  • 12-18 марта Поддерживающий лагерь для клиентов в Подмосковье. Глубокая проработка ваших задач в кругу бизнесменов и топ-менеджеров. При оплате в январе - самая добрая цена.
  • 12-14 февраля в Москве: Семейная терапия. Всем, кто хочет иметь счастливую семью. А также студентам психологических специальностей.
    Проводит Сергей Мищук - мой близкий друг, классный психолог и глубокий человек. Я собираюсь участвовать.

А сегодня для вас - очередной фрагмент из моей новой книги про бизнес-процессы и их внедрение, управление изменениями, вовлечение людей.

Текст полностью готов и отредактирован. Сейчас классный художник рисует веселые картинки и обложку. После этого останется только сверстать и напечатать. Вы можете заказать книгу - получите по почте с моим автографом. А пока...

Тема выпуска. Авторитарный и процессный подход к управлению

MR_Dec2015_2.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Подчиненный перед лицом начальствующим
должен иметь вид лихой и придурковатый,
дабы разумением своим не смущать начальство.
Петр I (1709 год)
 

Чтобы создать результативную организацию,
нужно заменить власть ответственностью.

Питер Друкер

Как компания выглядит в глазах большинства руководителей? Примерно так:

 ca_352_1.jpg

Традиционный взгляд на компанию (пример)

Это привычно, естественно.

И все бы ничего, но… насколько это эффективно?

Дальше мы подробно рассмотрим этот важнейший вопрос. А пока коснемся лишь основных моментов.

Дело в том, что такой взгляд описывает вертикаль власти. Это хорошо, но недостаточно.

Проблем много:

  • Подобная схема – статическая. Она не объясняет людям, как работать, а руководителям – как управлять. Не помогает делать это разумно и эффективно.
  • Процессы в компании выполняются не по вертикали, а по горизонтали: люди передают друг другу результаты своих этапов работы. В том числе – сотрудники разных отделов.
  • Автономия подразделений создает барьеры («заборы») на пути процессов.
    А также конфликты между людьми. Например, продажи воюют с производством и с логистикой, производство с закупками, бухгалтерия – со всеми, а отдел персонала безуспешно пытается их помирить. Склоки, сплетни и интриги отнимают кучу сил.
    При этом люди годами работают вместе, а некоторые даже дружат.
    Такая вот нескучная «командность».
  • На головах руководителей и сотрудников вырастают короны – каждый мнит себя главным. И меряется короной с соседом. Примерно так:
ca_352_2.jpg
 Барьеры и короны
  • Сотрудники не видят своего вклада в общий результат работы компании. «Копают от меня и до следующего дуба», а зачем, какой в этом смысл?
    Глубокое разделение труда, введенное Тейлором и Фордом в начале XX века, сильно повысило производительность. Но отняло у людей смысл работы, на которую они тратят столько времени и сил. Неудивительно, что сотрудники выгорают, им становится наплевать на себя, компанию и клиентов.
    Инициатива и ответственность сотрудников стремятся к нулю.
    Важнее не добиться результата, а хорошо показать себя перед начальником. Ну и, конечно, «прикрыть свое мягкое место» всевозможными бумажками, чтобы в случае чего не оказаться крайним.
    Процессы идут медленно, со сбоями и потерями ресурсов, информация искажается на всех этапах.
    Но кого это волнует? Разве что собственника. Хотя и он не знает, как в корне решить эту проблему. Использует привычные «оральные» методы управления. Это помогает, но слабо и недолго. Люди привыкают – приходится применять уже дубину.
  • Развитие если и происходит, то только по инициативе высшего руководства. Сотрудники живут по принципу «Еж – птица гордая. Не пнешь – не полетит».
    Сотрудники – как дети малые. А руководитель – их «суровый отец» или «добрая мамочка».
Ольга Мут, основатель многопрофильного медицинского центра «Клиника Доктора Мут», Самара.  Я столкнулась с тем, что руководители еще думают, предлагают, а сотрудники инертны. Никаких предложений. Пришли, отработали, получили зарплату – и домой.

Мы уж и ценности разработали, и политики сделали, и требования расписали. И все плюсы от того, что мы должны вместе меняться под изменчивый мир.

Но тут у людей ступор. Не хотят – и все.

Потому что за прошлые годы привыкли к тому, что я сама решала все вопросы. Чтобы это изменить, нужно время.

***

Откуда у людей склонность к авторитарному управлению? Почему они объединяются со «своими», воображают кругом «чужаков» и воюют против них?

Дело в истории рода человеческого. Мы стали цивилизованными существами относительно недавно, а времена дикости длились сотни тысяч лет. Наши предки жили племенами, стаями. Другое, враждебное племя могло обитать совсем неподалеку. В таких условиях подчинение сильному и суровому вождю, защита своих соплеменников, нападение на чужаков были необходимыми условиями выживания.

Сейчас времена изменились. Но «племенное» мышление все еще сильно. Полностью избавиться от него волевым усилием невозможно, оно включается автоматически. Полезно осознавать свои инстинкты и отмечать, когда они берут верх над разумом. Постепенно их влияние будет ослабевать.

Помогают и управленческие технологии, описанные в этой книге, например, рабочие группы из сотрудников разных подразделений.

***

Вообще-то авторитарный подход – очень популярен, особенно в России. Сказываются давние традиции. На этом играют и многие консультанты, которые пишут книги про «эффективную эксплуатацию подчиненных» и т.п., обучают этому. Таков выбор этих людей, это на их совести.

Для меня очень важно, «на какую мельницу я лью воду», в какую сторону помогаю меняться – людям, компаниям, моей стране и этому миру в целом.

***

Процессный подход дает другой взгляд на бизнес:

ca_352_3.jpg

Процессный взгляд на компанию

Процессы – как реки. Они выполняются, протекают по материкам подразделений, существующим в организационной структуре компании.

Процессный и авторитарный подходы различаются на двух уровнях:

  • Логика работы бизнеса. Это его «твердая часть», «hard» – выражаясь компьютерным языком.
  • Также важны и отличия в «тонком», незримом слое, в «софте»: корпоративной культуре, стиле управления и отношений между людьми.

ca_352_4.jpg

Авторитарный подход к управлению

Зачастую руководитель управляет авторитарными методами не потому, что ему это нравится. Просто он не умеет по-другому.

Приходится кричать на подчиненных, выпускать суровые приказы. Которые потом все равно выполняются через пень-колоду, ведь «строгость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения».

Хорошая новость в том, что это исправимо. Можно жить и работать иначе:

ca_352_5.jpg

Современный подход к управлению

Дальше в книге мы подробно рассмотрим, как перейти от традиционного авторитарного управления к современному, процессному.

Но зачем – ведь жили как-то и раньше? Бизнес работал и даже временами рос.

Все так. Но можно лучше. Более эффективно и при этом радостно для всех участников: от собственника до рядового сотрудника. А также для окружающих: клиентов, партнеров компании.

Конкретные результаты – в отзывах бизнесменов и руководителей, в примерах, разбросанных по тексту книги.

Пожалуй, главные результаты:

  • 1. Компании становятся гораздо более гибкими, жизнеспособными. В нынешний кризис они не только выживают, но и укрепляются, увеличивают долю на рынке. Если успели подготовиться, внедрить предлагаемые нами подходы к управлению и жизни. Некоторые начали в самый разгар кризиса – и тоже смогли выйти на новый уровень.
  • 2. Бизнес из моноразумного, когда за всех думает и за все отвечает собственник, превращается в мультиразумный. Люди на разных уровнях и должностях активно включаются в его развитие, предлагают и внедряют толковые решения. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Теперь они включены в бизнес, почти как в свой собственный.
  • 3. В компании становится приятно работать. Всем, кто неравнодушен к ней и ее Делу. Лентяи и вредители уходят. А для остальных работа обретает новый смысл. Кстати, и для собственника – тоже.

Это проверенный и понятный путь. Особенный для каждой компании.

Конечно, это не какое-то чудо. Нужна готовность к изменениям и упорство, готовность идти вперед через всякие «не хочу» и «не могу». Всей команде, и особенно – собственникам бизнеса.

Вы готовы к этому?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Какой подход к управлению вы используете в своем бизнесе? Насколько довольны? Хотите что-то изменить?


 

Вы можете заказать новую книгу и получить ее по почте, как только она выйдет в свет.

Пока можете применять мою первую книгу "Как навести порядок в своем бизнесе". Для тысяч компаний она стала настольной.

*****

ca_352_5.jpgКак это применить?

Ага, в теории звучит красиво - скажете вы. А как сделать это на практике, как применить в своем бизнесе?

Все реально. Вам в помощь - несколько форматов:

  • Стратегическая сессия с вашей управленческой командой. Это грамотный старт проекта по наведению порядка в бизнесе. Основные цели:

    • Передать методики, обучить вашу команду  на реальных задачах вашего бизнеса.

    • Вовлечь людей в изменения. Это тоже очень важно - ведь люди всегда сопротивляются изменениям, блокируют их. Сессия позволяет сделать их вашими союзниками, чтобы они были не против перемен, а наоборот - стремились к развитию бизнеса, активно в этом участвовали.

    • Организовать изменения в компании. Ведь если этого не сделать, пустить все на самотек - результат будет нулевым, а порой и отрицательным.

    После сессии мы сопровождаем ваш бизнес до устойчивых результатов.

  • Клуб в Москве, на котором вы можете задать свои вопросы, проработать их с нашей помощью, обменяться опытом с другими участниками. Заодно и познакомимся :)
    Ближайший клуб пройдет 2 февраля с 18 часов.
    Справа  фото с прошлого клуба 21 января. Были как действующие бизнесмены (производство электронных табло, сертификация продукции, восстановление родословных), так и те, кто только планирует создавать бизнес - пока в основном фрилансеры.

  • Бизнес-лагерь. Это глубокое практическое обучение. Ближайший: 12-18 марта Поддерживающий лагерь для клиентов в Подмосковье. Только для тех, кто участвовал в наших сессиях, проходил прошлые бизнес-лагеря или глубоко работал самостоятельно по нашим материалом: моей книге, дистанционным курсам и пр.
    Глубокая проработка ваших задач в кругу бизнесменов и топ-менеджеров.
    При оплате в январе - самая добрая цена.

Дорогу осилит идущий.

Всего доброго!

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder

Наведение порядка в бизнесе Стратегические сессии
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Книга
"Как навести порядок
в своем бизнесе"
Фильм
"От карьеры к свободе"

В избранное