Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта -349. Книга 'О финансах легко и непринужденно' дописана!


Советы бизнес-консультанта

Выпуск N349, 12.01.2016. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Уважаемые читатели!

Поздравляю с наступившим Новым годом, желаю счастья и успехов! В 2016 году наша команда продолжит писать для вас статьи по наведению порядка в бизнесе и гармонии в жизни.

Тема выпуска. Виды прибыли

(отрывок из книги "О финансах легко и непринужденно")

Morozova_Dahab2014.JPGНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Ура! Книга дописана, и бизнес-лагерь обещает быть радостным

Вот и наступил Новый год. Принципиально не буду писать о том, что тревожит: и в политике, и в экономике. Я делаю то, что могу, а переживать из-за вещей, которые изменить не в силах, не хочу и не буду. А вот чего я хочу, так это пожелать всем нам мира, добра, здоровья и осуществления задуманного. Ну, а еще делюсь радостью: 7 января я дописала-таки свою книгу «О финансах легко и непринужденно»! Ту книгу, которую от меня многие давно ждут. Писала больше трех лет и, честно говоря, до сих пор не верится, что заветное слово «Конец» появилось на экране.

Закончила работу в Финляндии: уединенный коттедж, камин и минус 25 на улице способствовали творческому процессу :). Ниже приведу отрывок из одной из глав.

Но сначала поделюсь второй радостью: уже подтвердили свое участие в бизнес-лагере «Эффективное управление финансами» в Шардже (ОАЭ) десять собственников и руководителей бизнеса. Почти всех из них я знаю лично (проводила стратегические сессии в их компаниях). От общения остались самые теплые воспоминания. Как говорит Сергей Климов из Якутска: «Мужчина определяется количеством принятых им решений». Так вот едут те самые мужчины, которые постоянно берут на себя смелость принимать Решения и воплощать их в жизнь. А я таких людей люблю и уважаю. Уверена, что и новые знания по финансам они будут активно и продуктивно использовать в своих бизнесах. Если есть желание и возможность, присоединяйтесь, пока еще есть места. Будет интересно и полезно. Ну и теплое море для полного счастья…

Но вернемся к книге. Итак,

Отрывок из главы «Виды прибыли. И ЕВIТDA туда же»

«Что такое прибыль? Логично, что это доходы (выручка, реализация) минус расходы.

Но расходы-то, как мы выяснили в двух предыдущих главах, бывают разными.

Воспользуемся примером из главы 7 и каждый из приведенных в нем расходов охарактеризуем уже двумя параметрами (указав, прямой он или косвенный, переменный или постоянный).

Дано:

Рассматриваемый промежуток времени: 1 месяц.

За этот период было реализовано (отгружено) 50 столов. Продажная стоимость одного стола – 10 000 рублей.

Какие расходы будут прямыми переменными?

Правильно, расходы на материалы и сдельную зарплату рабочего.

На 1 стол идут материалы, стоимость которых составляет 3000 рублей.

Сдельная оплата рабочего (вместе с взносами с нее) составляет 2000 рублей за сборку одного стола.

Итого, переменные расходы на производство одного реализованного стола составили 5000 рублей. А 50 столов – 250 000 соответственно.

Выручка (Реализация, Доход) минус прямые переменные расходы = маржинальная прибыль (она же - нежно любимая предпринимателями маржа).

В нашем примере маржинальная прибыль равна 50 * 10 000 - 250 000 =

500 000 – 250 000 = 250 000 (руб.)

Остальные расходы за рассматриваемый период (месяц) примем следующие (в рублях):

Амортизация оборудования - 39 000 (Постоянный прямой),

Инструменты (малоценка) - 3000 (Постоянный прямой).

Заработная плата (вместе с налогами с нее):

Директора_(который и бухгалтерию ведет :))___52 000_____(Постоянный косвенный),

Мастера_25 000__________(Постоянный прямой),

Постоянная часть зарплаты рабочего:_10 000______(Постоянный прямой).

Аренда производственных помещений: 10 000_____(Постоянный прямой),

Аренда офисных помещений и складов: 20 000_____(Постоянный косвенный),

Расходы на продвижение: 50 000_____(Постоянный косвенный),

Содержание офиса: 2 000_____(Постоянный косвенный).

Если уменьшить маржинальную прибыль на постоянные прямые расходы, то мы получим производственную прибыль.

Задача: Посчитайте производственную прибыль в данной задаче.

Ответ: производственная прибыль за месяц равна: 163 000 руб.

Но, как мы знаем, расходы бывают не только прямыми, но и косвенными.

Производственная прибыль минус косвенные расходы - это операционная прибыль.

Задача: Посчитайте операционную прибыль в данной задаче.

Ответ: операционная прибыль за месяц равна: 39 000 руб.

А теперь начинается самое интересное. Какой бы учебник мы ни взяли, мы прочтем, что «чистая прибыль – это операционная прибыль, уменьшенная на налог на прибыль и аналогичные платежи». Т.е. авторы учебников подразумевают, что во всех российских компаниях прибыль для целей налогообложения совпадает с прибылью для целей управленческого учета. Смешно. Как правило, в УУ налог на прибыль – это просто один из косвенных расходов. Этот налог рассчитан главбухом и занесен в управленческую базу. При этом все же бывают выплаты, которые невозможно рассчитать, не зная размер операционной прибыли. Как правило, это бонусы топ-менеджерам или финансовому директору, которые рассчитываются по определенным формулам от суммы операционной прибыли. Именно на них и уменьшается операционная прибыль, превращаясь в чистую прибыль. Если, в нашем примере, бонус директора составляет 0,5% от операционной прибыли, то чистая прибыль составит 38 805 рублей.

Т.е. для целей управленческого учета рискну ввести следующее определение: Чистая прибыль равна операционной прибыли за вычетом неких выплат из операционной прибыли, прямо от нее зависящих.

А вот чистая прибыль – это как раз то, ради чего предприниматель вкладывает деньги в бизнес (кроме миссии, конечно). Чистая прибыль может быть выплачена собственнику (собственникам, акционерам) в качестве дивидендов либо остаться в компании для инвестиций (развития). Часть чистой прибыли можно ассигновать на благотворительность (как поступают некоторые из моих клиентов, делая этот мир лучше).

Выручка

Прямые переменные расходы

 


 

 


 

 


 

Маржинальная прибыль

Прямые постоянные расходы

 


 

 


 

Производственная прибыль

Косвенные расходы

 


 

Операционная прибыль

Бонусы и т.п.

Чистая прибыль

 

Еще раз повторюсь, рисунок, приведенный выше - это один из примеров структуры прибыли для целей управленческого учета.

В учете же официальном чистая прибыль – это операционная прибыль, уменьшенная на налог на прибыль и аналогичные платежи.

Российской терминологией названия различных видов прибыли не ограничиваются. Например, банки, выдавшие кредиты, часто требуют данные, описывающие финансовое состояние компании, не в российском, а в западном варианте.

Так в лексиконе наших предпринимателей появились понятия EBIT и EBITDA.

Звучит, конечно, не особо прилично, но «из песни слов не выкинешь».

В чем суть этих понятий? И то, и другое прибыль. Но какая?

В западном бухучете принято рассматривать операционную прибыль до того, как она уменьшится на суммы, более зависящие от законодательства страны, чем от действий руководства компании. Считается, что руководство компании не может повлиять на:

размер процентов по кредитам (interest);

размер налогов (taxes);

норму амортизации (depreciation and amortization).

То есть EBITDA (сокр. от англ. Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) – это прибыль до уплаты процентов по кредитам, налогов и до начисления амортизации).

При этом амортизация разделяется на две части: амортизацию материальных активов (основных средств) – это depreciation и нематериальных активов - amortization (об амортизации см. в главе 5).

Тонкостей и различий в российском и западном бухучете множество, но грубо можно сформулировать так: EBITDA за период – это чистая прибыль за этот же период, увеличенная на сумму начисленных процентов по кредитам и займам, сумму налогов и размер начисленных амортизационных отчислений.

EBIT же ближе всего к нашей операционной прибыли, но, тем не менее, они не совпадают (в частности, EBIT больше на сумму начисленных процентов по кредитам и займам)».
 

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

*******

На бизнес-лагерь «Эффективное управление финансами» (25 февраля - 2 марта) есть еще несколько мест. Лагерь пройдет у теплого моря в городе Шарджа (ОАЭ) в то время, как в России и окрестных странах трещат самые лютые морозы. Присоединяйтесь!

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder

Наведение порядка в бизнесе Стратегические сессии
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Книга
"Как навести порядок
в своем бизнесе"
Фильм
"От карьеры к свободе"

В избранное