Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 345. О должной осмотрительности


Советы бизнес-консультанта

Выпуск N345, 20.10.2015. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Уважаемые читатели!

29 октября Наталия Морозова проведет в Москве практикум "Налоговая безопасность и проверки в компании".
А 25 февраля - 2 марта 2016 г. в Дахабе (Египет) состоится ее  бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами". До 24 октября можно оплатить участие по самой выгодной цене. Присоединяйтесь!

Тема выпуска. О должной осмотрительности

Morozova_Abhazia.JPGНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Конец 2015 года. Как я уже писала ранее, проверяющие органы активизировались. Если в конце 2014 и начале 2015 года я в основном консультировала по финансовым вопросам, вроде "где теряются деньги?", "как эффективнее управлять финансами?" и т.д., то начиная со второго квартала и по сегодняшний день, вместе с собственниками участвую в регулярных мозговых штурмах на тему: "Что делать? К нам собирается прийти (либо уже пришла) выездная налоговая проверка".

Обо всем, что волнует и что не стоит писать для широкой аудитории, мы поговорим на Практикуме 29 октября. Практикум будет кулуарным (не более 10 человек). На нем я поделюсь всеми конфиденциальными новостями и богатым личным опытом прохождения выездных налоговых проверок и проверок УБЭП (УЭБ и П).  

Но и написать в открытый доступ есть что. Анализируя проводимые сейчас проверки, хочется отметить, что по сравнению с предыдущими годами предпроверочный анализ вышел на качественно новый уровень. Алгоритм прост. Анализируются контрагенты компании. Благо, что ресурсов, на которых это могут сделать налоговики, множество. Мы тоже можем своих контрагентов проанализировать, но бесплатно (и, к сожалению, неглубоко) только на nalog.ru. Проводятся встречные проверки, допросы директоров. А потом, в интересных налоговикам случаях, проводится проверка второго и последующих уровней (поставщиков поставщиков). Работают долго и тщательно: у одного из моих клиентов выездная налоговая проверка началась в августе 2015 года, при этом директор контрагента был допрошен в ходе проведения предпроверочного анализа, еще в ноябре 2014.

А в будущем году, когда начнут проходить выездные проверки, включающие 2015 год, все вообще упростится – ведь с начала этого года сдаются электронные книги покупок и книги продаж. Значит, вопрос нахождения недобросовестного контрагента, не заплатившего НДС, будет автоматизирован.

Так что же делать предпринимателям, ведь не могут (и не должны!) они отвечать за всю цепочку поставщиков?

Вспоминаем небезызвестное Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее – Постановление). Именно в нем суд впервые ввел понятия «налоговая выгода» и «деловая цель». О сути этих понятий я уже писала ранее в статье «О дроблении бизнеса и налоговой выгоде». Допустим, что Вы знаете деловую цель для всего, что происходило в Вашей компании (минимизация налогообложения деловой целью не является :)). Что Вам еще надо сделать, чтобы обезопасить свою компанию от доначислений?

Для ответа на этот вопрос цитирую пункт 10 Постановления: «Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом». «Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей».

Ага, значит, к чему мы должны подготовиться? Правильно, к тому, что мы будем доказывать, что проявили должную осмотрительность и осторожность. Как нам ее проявлять? Частично на этот вопрос налоговики отвечают в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков...». Критерий 12 «

  1. Нам предлагают пойти на сайт www.nalog.ru. Добавлю, что это раздел «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Распечатываете скриншот выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и всей остальной информации, которая там есть.
  2. Далее цитирую налоговиков: «При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
  • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  • контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
  • отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков».

Итак, проявляем должную осмотрительность. Документы, ее подтверждающие, храним в бумажном виде. Пусть стареют, как надо. Заранее готовимся к ответам на «неудобные» вопросы. Кстати, на Практикуме 29 октября проведем репетицию допроса директора налоговым инспектором (исходя из моего личного опыта последних месяцев).

И да минуют Вас проверки.

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder

Наведение порядка в бизнесе Стратегические сессии
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Книга
"Как навести порядок
в своем бизнесе"
Фильм
"От карьеры к свободе"

В избранное