Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта.Выпуск 313 Финансы: время для критического взгляда. Часть 2


Советы бизнес-консультанта

Выпуск N313, 24.02.2015. Общий тираж рассылки на 3 серверах - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Уважаемые читатели!

До начала бизнес-лагеря "Эффективное управление финансами" в Дахабе остается 5 дней. Лагерь стартует в ближайшее воскресенье, 1 марта. Проводит Наталия Морозова, профессиональный финансист с 20-летним опытом.

В этом году - исключительно выгодные условия участия для команд. Присоединяйтесь!

Смотрите видео-отзывы участников прошедших бизнес-лагерей по управлению финансами >>>

Алексей Вяткин, г. Краснодар, собственник компании "Интерьер-Отель", участник четвертого бизнес-лагеря "Эффективное управление финансами Дахаб-2014"

"Мы занимаемся комплексным оснащением отелей. Сейчас я на лагере по финансам Наталии Морозовой. Я бы хотел несколько слов про нее сказать: она человек великой души, со светлыми мыслями, с искренним желанием помочь людям. Она очень ответственна. Это подкупает, это вызывает желание учиться именно у нее и по ее направлению.
И, конечно, она сильный профессионал в своем деле. Полгода назад, до того, как я познакомился с Наталией Морозовой, в нашей компании управленческого учета просто не было. А то, что было, нормальным учетом назвать нельзя. Благодаря даже небольшому мастер-классу Наталии Морозовой, который я прошел во время во время бизнес-лагеря «Как навести порядок в своем бизнесе» летом 2013 года на Угре, я смог создать основы управленческого учета. А сейчас я приехал, чтобы довести этот процесс до конца, а также отдохнуть и набраться сил.
Спасибо огромное Михаилу Рыбакову и его команде за то, что делают такую важную для нас, предпринимателей, работу. Да еще и в таких шикарных местах!"

Тема выпуска. Время для критического взгляда. Часть 2

Наталия Морозова на яхтеНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Первая часть статьи >>>

Финансовый директор – фигура ключевая. По идее, он должен быть крайне заинтересован в максимальном размере операционной прибыли, поскольку определенный процент от нее и составляет переменную часть его зарплаты. Задачи данного специалиста сложны и многообразны.

Он формирует управленческую отчетность на основе данных управленческого учета (УУ). При этом должны формироваться как минимум три отчета: "Баланс" – он же BS (balance sheet)), "Отчет о движении денежных средств" (ОДДС) – он же (CF (cash flow – direct, indirect)) и "Отчет о доходах и расходах" (ОДР) – он же P&L (profit & losses) (подробнее см. статью "Как управлять финансами в вашем бизнесе. Часть 1. "Основные финансовые понятия" и часть 2 "Прибыль, деньги, ОДР"). Причем этот адекватный УУ еще надо поставить.

Финансовый директор проводит анализ финансово-экономического состояния компании ("вертикальный", "горизонтальный" и т.д.) и составляет краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Он является идеологом создания ЦФО (центров финансовой ответственности) и на их основе, зачастую внедряет бюджетирование.

Ну и, конечно же, в его обязанности входит управление кредитным портфелем, и, зачастую, расчет переменной части зарплат сотрудников и оптимизация налогообложения.

Задание. Посмотрите какие функции выполняет финансовый директор в Вашей компании и как он мотивируется.

Как ни странно, приезжая к клиентам я узнавала, что их финансовые директора решают исключительно последние три задачи из всех вышеперечисленных. И при этом они получают немаленький оклад и никак не заинтересованы в финансовых результатах компании!!!

Последствия следующие:

1. Кредитный портфель раздут. Никто не спорит, всегда должны быть открытые лимиты в нескольких банках, но зачем брать кредиты "на всякий случай" и "чтобы не снизился кредитный портфель"? Проценты сейчас высокие, в трубу вылетают миллионы рублей (видела лично!). Но такого финансового директора это мало волнует. Его зарплата неизменна. А ему спокойно – денег хватит с запасом. Но какой ценой? Что будет с компанией, если ситуация на рынке для нее ухудшится? Мое мнение, что в случае резкого падения продаж и дальнейших пессимистических прогнозов кредитные деньги должны стать последним ресурсом, после того, когда были уже использованы другие: это и работа с дебиторкой, и борьба с затаренным складом и т.д. и т.п. (см. "Ловушки для тех, кто не любит считать (краткая инструкция по технике финансовой безопасности"). Не говоря уже о том, что все лишние расходы надо убрать. Сейчас компания должна стать бережливой.

Из практики. Один из участников прошлогоднего бизнес-лагеря на Угре рассказал, что они каждую ночь остатки денежных средств кладут на депозит. И это правильно.

2. Расчет переменной части зарплат не автоматизирован, на него уходит очень много времени. Но финансового директора это тоже почему-то совсем не волнует. Почему – не знаю. Могу только предположить, что если высвободится время, могут заставить заняться УУ или еще чем...

DSCN3262.JPGКстати, заметила, что знание реальных доходов сотрудников и учредителей крайне негативно влияет на некоторых финансовый директоров. Кажется, что именно отсюда и проистекает отсутствие бережливости денег компании.

3. Оптимизация налогообложения внушает опасения. Это самое интересное. И здесь самое большое поле для, скажем прямо, воровства недобросовестных финдиров.

Но на эту животрепещущую тему, а также о том, как жить в условиях резко усилившегося в этом году налогового контроля, мы будем говорить в Дахабе, т.к. эта тема не для статьи.

Бизнес лагерь "Эффективное управление финансами" начинается уже 1 марта. И обещаю, что он будет очень полезным, особенно для тех, кто привезет свои цифры. Как показывает опыт, умные люди, получившие новые знания, экономят зачастую миллионы. А если учесть, что в Дахабе заряжаешься энергией от моря, солнца и интересного общения, то по возвращении в родную компанию можно сделать много хорошего :).

С надеждой на скорую встречу, искренне Ваша, Наталия Морозова.

До встречи в Дахабе!

Будьте счастливы!

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству. 

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook
: www.facebook.com/mikerybakov

Наведение порядка в бизнесе Стратегические сессии
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Книга
"Как навести порядок
в своем бизнесе"
Фильм
"От карьеры к свободе"

В избранное