← Январь 2012 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
13
|
14
|
15
|
||
16
|
18
|
20
|
21
|
22
|
||
23
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 1 выпусков (1 раз в 2 месяца)
Сайт рассылки:
http://www.mrybakov.ru
Открыта:
09-01-2007
Статистика
+13 за неделю
Советы бизнес-консультанта. Выпуск 168. Система маркетинга и продаж
|
Маркетинг – это интеллектуальная основа продаж. Вы можете быть автором прекрасных идей,
однако этого мало, надо уметь довести их до ума людей, иначе вы ничего
не добьетесь.
Наведение порядка |
в действующем бизнесе
Рабочие сессии |
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные |
дистанционные курсы
|
|
Анонсы мероприятий
30 января - 5 февраля 2012 года (7 дней, Египет)
9-18 февраля 2012 года (10 дней, Египет) Бесплатные дистанционные курсы:Как навести порядок в своем бизнесе Как создать эффективную систему продаж Эффективное управление персоналом Как управлять проектами в своем бизнесе Аутсорсинг - инструкция по применению Как выжать максимум из маркетинга Как управлять «дебиторкой» и эффективно работать с долгами Мой консалтинг и коучинг:Наведение порядка в действующем бизнесе Рабочие сессии по решению ваших бизнес-задач Коучинг по достижению ваших личных целей Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда
летают самолеты.
|
Тема выпуска. Как создать в компании систему маркетинга и продаж. Часть 2. система продажМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Руководитель компании "Михаил Рыбаков и Партнеры" В этом выпуске, как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным источникам ;) Все темы, которым посвящена эта статья, мы будем очень подробно разбирать на практике применительно к Вашему бизнесу. Где? Конечно, на бизнес-лагере по созданию системы маркетинга и продаж 30 января - 5 февраля в Дахабе. Вы вернетесь в свою компанию c набором практически готовых решений, которые останется только внедрить. Подробная программа, отзывы и счет на оплату здесь >>>. Напоминаю также, что 14 января - очередное повышение цены участия в четвертом основном бизнес-лагере для владельцев бизнеса и руководителей 9-18 февраля в Дахабе. На сегодня у нас более 20 участников - бизнесменов из России, Украины, Беларуси и Казахстана. Еще около 10 человек планируют участвовать. Размер группы ограничен. Посмотреть программу, отзывы и оплатить свое участие за 70 тысяч рублей Вы можете здесь >>>.
*** Уважаемые читатели! Я продолжаю тему, которую начал до Нового года с статье "Как создать в компании систему маркетинга и продаж. Часть 1". В ней я рассказывал о маркетинге (если не читали - прочтите сейчас). Сегодня поговорим о системе продаж. Бизнес-процесс продажОснова всего - Ваш процесс продаж. У Вас в компании может быть одна или несколько его разновидностей. Например, оптовые и розничные продажи. Или продажа типовых и уникальных товаров и услуг. Обратите внимание - это разные процессы. К примеру, даже если Вы торгуете оптом и в розницу одними и теми же товарами с одного склада, процессы - разные. Разная технология их выполнения, разная рентабельность, скорее всего за них отвечают разные люди и пр. Практическое задание 1: Выделите и назовите бизнес-процессы своего бизнеса, связанные с продажей. Пример и основу методологии см. в моей статье "Как навести порядок в своем бизнесе" и в вебинаре "Как описать процессы своей компании". Соблюдайте описанную мной методологию. Процесс работы с клиентами всегда имеет 3 стадии:
Lead generationЗадача этой стадии - создать достаточный поток потенциальных клиентов, целевых для Вашего бизнеса. Например, если у Вас реальный магазин и к Вам заходит в день десяток покупателей, то эта стадия вашего "конвейера продаж" работает слабо. Странно также, если Вы продаете бриллианты, а к Вам заходят студенты. При таком раскладе даже если продавцы разобьются в лепешку, Ваша компания вряд ли будет прибыльной. Можете сами провести аналогии с иными видами бизнеса, например, интернет-магазинами. Практическое задание 1:
Опишите по шагам, как работает у Вас эта стадия "конвейера". Скорее всего
для разных процессов продаж (например, опта и розницы) технологии
привлечения потенциальных клиентов будут различными. ConversionНа этой стадии мы превращаем реального клиента в потенциального. То есть заплатившего Вам хотя бы копейку, "проголосовавшего" за Ваш бизнес деньгами. На этом этапе главная задача - не упустить потенциального клиента, "попавшего в Ваши сети", продвинуть его дальше по "воронке продаж". Практическое задание 2:
Опишите пошагово
технологии конверсии, используемые в Вашем бизнесе. Численно измерьте их
эффективность. Часто в компании есть несколько показателей конверсии - для
разных этапов воронки продаж. Account managementЗдесь Ваша задача - удерживать клиентов, повышать их лояльность к Вашей компании и зарабатывать прибыль. Во многих видах бизнеса - основную (до этого она была минимальна или Вы вообще привлекали клиентов себе в убыток). Тут множество методов. Основа всего - работать так, чтобы клиенты были довольны. Идеал - если они сами начинают рекламировать Вашу компанию - запускается "сарафанное радио". Я знаю несколько бизнесов, годами успешно работающих без рекламы, только на рекомендациях клиентов. Практическое задание 3:
Удается ли Вам
удерживать своих клиентов? Какую долю в общем количестве продаж
составляют повторные? Сколько клиентов приходит к Вам по рекомендации? И сразу - Практическое задание 4: Разработайте набор мероприятий по повышению результативности работы всех трех этапов работы с клиентами в своем бизнесе. Технологичность и эффективность Вашей системы продажХорошо. О результативности мы поговорили. А как у вас обстоит дело с эффективностью? То есть какой ценой (деньги, время, усилия людей, их нервы и пр.) даются Вам полученные результаты? Какова отдача на вложенный рубль (доллар), от человеко-часа работы Вашего сотрудника и т.д.? Каждый из вышеописанных этапов "конвейера продаж" можно выполнять разными средствами. Самый простой и максимально поддающийся технологизации этап - создание потока потенциальных клиентов. Как правило, его можно выполнять не сильно квалифицированными людьми (например, обзвонщиками-телемаркетерами) или роботами (например, почтовый робот Smartresponder рассылает Вам мои письма). Но это применимо не везде - не до всех потенциальных клиентов можно "дотянуться" через телефон и Интернет. Гораздо дороже - личные встречи, выезды торговых представителей и т.д. Конверсия - как правило, сложнее и боле трудоемкая. Порой она длится годами. Например, у нас - Вы сколько времени подписаны на мои рассылки? ;) Тут нужно общаться с клиентом - по телефону или лично. Нужно уметь выявлять потребности конкретного клиента, преподносить свои продукты с точки зрения выгоды для клиента, преодолевать его возражения. Как правило, эту работу выполняет более квалифицированный сотрудник обладающий навыками переговоров. Для работы с постоянными клиентами требуется иная квалификация, другие приоритеты и показатели результативности работы. Если для конверсии нужна "здоровая наглость", то тут скорее умение выстраивать долгосрочные отношения с клиентом, знать в нюансах все его нужды, а иногда и дни рождения близких. Быть для клиента хорошим партнером и другом. Практическое задание 5: Оцените, насколько технологична и эффективна Ваша система продаж и ее отдельные этапы. Какие шаги Вы можете предпринять для улучшения этих показателей? Оргструктура Ваших коммерческих подразделенийХорошо, с бизнес-процессами продаж разобрались. Только после этого есть смысл говорить об оргструктуре - она не является самоцелью и должна позволять процессам работать хорошо (см. выше). Первая мысль - у Вас продавцы-универсалы, и каждую стадию "конвейера" выполняют одни и те же люди? Если так, то насколько им удается удерживать в своем внимании противоречивые задачи: поиск потенциальных клиентов, первичные продажи, работы с постоянными клиентами? Набрав себе клиентскую базу, не начинают ли они почивать на лаврах, на вырастают ли у них "короны" на головах? Далее - кто у Вас выполняет техническую работу: выписку счетов и иных документов, отслеживание поставок, работы с дебиторкой и пр.? Не те ли продавцы. которые должны привлекать новых клиентов? Хватает ли в итоге у них времени на продажи как таковые? Во многих компаниях "техническую" работу с клиентами поручают секретарю или иному подобному сотруднику - это бывает выгодно. Где место маркетинга (того, кто занимается им) в этой структуре? Кому он подчиняется (или это сам собственник/директор)? Насколько это эффективно? Не возникает ли ситуации, кода маркетинг и продажи подобны лебедю, раку и щуке из известной басни? И, наконец, кто у Вас руководит отделом продаж и коммерческими подразделениями компании в целом? Вообще есть ли такой человек, или Вы, как владелец (ген. директор) делаете это лично? Если у Вас есть данный наемный руководитель, то кто он? Уж не продавец-"звезда" ли? А если так, то он действительно руководит отделом или всех самых крупных клиентов забрал себе, а сотрудниками и процессами продаж почти не занимается? И, кстати, не шантажирует ли он Вас, понимая свою незаменимость? Не является ли он у Вас главным саботажником перемен? Увы, мы очень часто встречаемся с подобными ситуациями. Как и с иными, весьма странными. Например, в компании несколько конкурирующих (!) отделов продаж. Разделенных исторически, созданных под конкретных людей, порой в компании уже не работающих. Вот уж поистине бардак! ;( Практическое задание
6:
Нарисуйте оргструктуру (подчиненность) Ваших коммерческих подразделений.
Сформулируйте назначение (одной фразой) и 3-5 задач для каждого из
коммерческих подразделений и должностей. Ваш бэк-офисПару слов о поддерживающих подразделениях, таких как бухгалтерия, логистика, склад, производство (иногда его удобно рассматривать как вспомогательное подразделение. Почему - см. мою книгу, статьи, вебинары и пр.) и пр. Причем тут они? А при том! Часто проблемы компании - не только и не столько в системе продаж, сколько во вспомогательных подразделениях, во взаимодействии служб и подразделений. Например, продажи продают некий объем продукта, а производство не справляется, "гонит брак". Или логистика "косячит". Очень часто мы встречаемся с тем, что между подразделениями компании - застарелая вражда. О какой совместной работе тут говорить! Приходится "наводить мосты"... Поэтому занимаясь отладкой своих основных процессов (процессов, направленных на удовлетворение клиентов и получение прибыли) подумайте также об обслуживающих. И стыках между ними. Технология отработки таких стыков подробно описана в третьей главе моей книги. Система продажЛюбая бизнес-система состоит из трех ключевых элементов:
ЦелиЦели определяют, куда нам двигаться. В коммерции они задаются через планы продаж. Хорошо, если план измеряется не только в обороте, но и в прибыли, количестве новых клиентов, доле рынка и пр. Полезно также разбивать план по сегментам: группам клиентов, временным периодам, продавцам и пр. План должен быть с вызовом, но при этом реалистичным. Если у вас нет плана продаж, последующего сбора фактических данных, сравнения плана с фактом, анализа, принятия и исполнения необходимых управленческих решений, то Вы не управляете своим бизнесом. Практическое задание 7: Разработайте план продаж своего бизнеса. Разбейте его по сегментам. Наладьте регулярную процедуру отслеживания факта и последующей корректировки Вашей системы. СистемаЭто набор управленческих технологий, созданный специально под Ваш бизнес, и максимально независимый от личностей людей, работающих в нем. Есть ли у Вас система? Или Ваши сотрудники работают по наитию, а результаты - "как Бог даст" (в любимом мной Египте, откуда я вернулся только вчера, по сему поводу обычно говорят "Иншалла", т.е. "на все воля Аллаха")? Система позволяет Вам работать четко, с предсказуемыми результатами и оптимальным затратами ресурсов (денег, времени, нервов, ...). Описание системы продаж обычно сводят воедино в Корпоративной книге продаж. Ее структура может сильно различаться в разных компаниях. Главное, чтобы она решала Ваши задачи. Например:
Практическое задание 8: Разработайте и внедрите в своем бизнесе систему продаж. Закрепите ее в Корпоративной книге продаж. Совершенствуйте ее по мере развития своего бизнеса. ЛюдиРедко какая система работает без людей. Это, конечно, относится и к системе маркетинга и продаж. Поэтому важно сделать так, чтобы в ней правильно работали правильные люди: подходящие Вам по ценностям (см. мою прошлую статью "Идеология Вашего бизнеса"), необходимой квалификации, лояльные к Вашей компании, оптимальные для Вас по затратам. Как этого добиться? Опять же технологично, хотя и не механистично - люди не машины. Я уже много раз описывал основные технологии работы с персоналом: наиболее подробно в своей книге-практикуме "Как навести порядок в своем бизнесе". Мы регулярно успешно применяем их сами: как у себя, так и у клиентов. Например, Вы могли видеть в рассылке мои объявления о найме: личного помощника, консультантов. Я сам пользуюсь всем тем, чему обучаю. Результаты порой приятно удивляют даже меня ;) Кратко напомню суть технологий. Точное определение потребности в персонале. Во-первых, это очень важно. Вам нужны не абы какие люди, а правильные. То есть подходящие для Вашей компании и конкретно данной работы по ценностям и компетенциям. Ибо неправильных людей можно пытаться перевоспитать и обучить годами - это практически бесполезно. Поэтому потратьте время и силы на четкое понимание, какие сотрудники Вам нужны, и затем на их грамотный найм - это окупится сторицей. О ценностях я недавно писал. Необходимые компетенции Вы определяете, исходя из понимания бизнес-процессов, в которых участвует данный сотрудник. Грамотный найм. Грамотный - значит такой, когда Вы смотрите 20 и
более кандидатов на 1 место. Смотрите - значит проверяете кандидата в режиме
деловых игр, максимально приближенных к реальности, а не просто собеседуете.
Желательно, чтобы изначально к Вам пришли десятки, и даже сотни резюме, из
которых Вы выберите наиболее адекватных кандидатов, которых уже будете
проверять в конкурсе. Создать такой поток резюме реально - к нам на конкурсы
приходит порой по 300 и более на 1 место: как в крупных, так и в малых городах.
Причем даже в небольших городах в разных регионах
России приходят реально сильные кандидаты. Но для
этого нужно четко соблюдать технологию. Не завышайте чересчур требования в
описании вакансии, скорее относитесь к нему как к рекламе Вашей компании - пусть она
предстанет перед соискателями в приглядном свете. Введение в должность. Мало нанять подходящих кандидатов. Нужно еще грамотно ввести их в должность, дабы не потерять, и чтобы они максимально быстро включились в работу. Для этого нужно разработать и четко выполнять план введения в ту или иную должность. В том числе обучить людей качественно выполнять те стандарты, которые описаны в Корпоративной книге продаж (см. выше), включить их в корпоративную культуру Вашей компании. Развитие персонала. Все в мире меняется. Важно давать Вашим людям новые знания и улучшать их навыки. Но не с помощью тренингов-шоу (это деньги на ветер). А в ходе отработки постоянно развивающихся стандартов Вашей компании и рабочих сессий по развитию ее бизнеса. Мотивация. Платите людям за результаты. Но не столь популярные
проценты с продаж, т.к. в этом случае Вы реально не управляете своими
людьми. Да и не Ваши они, а вольная шайка, и Вам почти не подчиняются.
Платите за выполнение планов, которые ставите Вы. Практическое задание 9: Насколько Вы довольны тем, как в Вашей системе маркетинга и продаж построена работа с персоналом? Спланируйте и внедрите желаемые изменения. Конечно, в этой статье описал систему маркетинга лишь в общем виде. В ней очень много тонкостей. Почти каждый абзац можно развернуть в главу. Надеюсь, что раньше-позже я напишу книгу на эту тему. Книг других авторов, которые устраивали бы меня по качеству (системности, четкости, практичности, простоте языка), я пока не видел. Мне есть чем поделиться - было бы время писАть ;) Практическое задание 10
(итоговое по этому мини-циклу статей):
Что полезного для себя (не обязательно нового) Вы почерпнули из двух частей
этой статьи? Что Вы внедрите по итогам работы над ними? *** Я буду рад, если Вы сможете выстроить систему маркетинга и продаж своей компании самостоятельно. Однако практика показывает, что есть много нюансов. Самый эффективный для Вас вариант по соотношению результата к затратам времени и денег - принять участие в нашем бизнес-лагере по созданию системы маркетинга и продаж 30 января - 5 февраля в Дахабе. Вы на практике проработаете применительно к своему бизнесу все темы, описанные в этой статье (этой и прошлой ее частях) и вернетесь в свою компанию c набором почти готовых решений, которые останется только внедрить. Подробная программа, отзывы и счет на оплату здесь >>>. Напоминаю также, что 14 января - очередное повышение цены участия в четвертом основном бизнес-лагере для владельцев бизнеса и руководителей 9-18 февраля в Дахабе. На сегодня у нас более 20 участников - бизнесменов из России, Украины, Беларуси и Казахстана. Еще около 10 человек планируют участвовать. Размер группы ограничен. Посмотреть программу, отзывы и оплатить свое участие за 70 тысяч рублей Вы можете здесь >>>.
*** 18 января в среду в Москве пройдет бизнес-клуб Михаила Рыбакова >>>. Начало в 19.00. Если Вы живете далеко от столицы, Вы можете бесплатно смотреть клуб в режиме онлайн-трансляции (надеюсь, техника не подкачает - это наш первый опыт онлайн-трансляции). Для просмотра в онлайн зарегистрируйтесь заранее тут >>> . Конечно, это не заменит живого участия, так что если сможете, приезжайте. Темы этой встречи клуба:
На бизнес-клуб я приглашаю действующих владельцев бизнеса и руководителей. Собственнику есть смысл прийти с партнером и/или наемным директором, если таковые есть, и иными ключевыми руководителями. Это позволит Вам мыслить в унисон, "говорить на одном языке". Цена участия в клубе - 500 рублей. Пожалуйста, обязательно отправьте заявку заранее: info@mrybakov.ru. В заявке укажите, из какой Вы компании, отрасль, размер и возраст компании, Вашу должность (роль) в компании, а также хотите ли Вы проработать свои вопросы (опишите кратко их суть). Адрес и схема проезда здесь >>> (пожалуйста, распечатайте и возьмите с собой). Приезжайте заранее. С учетом московских пробок есть смысл ехать на метро - клуб пройдет в 10 минутах ходьбы от метро Электрозаводская.
Успехов и счастья!
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
С уважением, WWW: WWW.MRYBAKOV.RU
Тел: +7 (495) 926-26-09
Наведение порядка |
в действующем бизнесе
Рабочие сессии |
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные |
дистанционные курсы
|
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор. |
Вы можете свободно использовать тексты из моей рассылки: в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста, предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки. Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо. |
В избранное | ||