В статье Михаила Рыбакова описан ряд простых методик, без использования которых любые перемены в компании не работают.
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в них. Для тех, кто склонен думать и жить
активно, а не плыть по течению. Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не
рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта.
Менеджмент
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 55000 подписчиков
Выпуск N131, 01.07.2010
Хочешь быть спокойным и счастливым - не включай
телевизор!!! Anekdot.RU
А лучше выкиньте его на
помойку - я счастливо живу без него уже 20 лет. Михаил Рыбаков
Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда
летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою
компанию для проведения консалтинга или обучения: - Моб: +7 (910) 446-97-14
- E-mail:info@mrybakov.ru - Skype:mikerybakov
- Мой блог
Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые
интересные люди.
До начала
бизнес-лагеря (19-28 июля) осталось около 2 недель - пора принимать решение.
Записано более 10 участников, все - владельцы компаний
из разных городов России и СНГ. Состав участников - сильный, интересный! На
этой неделе поступает много заявок - скоро мест не останется.
Если Вы только планируете создавать свой бизнес или работаете
руководителем по найму, бизнес-лагерь также станет для Вас прорывом - 10
дней среди тех, кто уже достиг успехов в собственном бизнесе!
Мероприятие
уникальное: вряд ли в будущем я буду проводить такое глубокое
10-дневное обучение, а фактически - коучинг / консалтинг каждого
участника.
Цену же я намеренно поставил некоммерческую: всего 45000
рублей за все, включая трансфер, проживание и питание. Это чуть дороже, чем
1(!) день моего консалтинга. Ловите момент - такой халявы больше не
будет! Вы окупите эти вложения за месяц.К тому же на природе обучение всегда проходит глубже и насыщеннее.
Вы можете взять с собой семью.
После 7 июля я не гарантирую, что для Вас останется место в лагере. Да и
вообще следующая неделя - последняя, когда я принимаю заявки и
оплаты.
Вот примеры отзывов на мой недавний мой мастер-класс по запуску
нового бизнеса (Start-up):
Даниял Байболов, J.Homme (инвестиционная компания, г. Астана),
владелец, директор. Мастер-класс очень интересный, познавательный,
информативный. Особенно понравилось, что даются реальные примеры из
бизнеса, основанные на практическом опыте. Все замечательно! Я получил
ответы на свои вопросы, познакомился с новыми интересными людьми,
получил реальные знания. Михаил – талантливый, креативный, влюбленный в
свою профессию человек – профессионал. Очень открытый, интересный.
Побольше бы таких!
Эрикас Вячеславович Шабляускас, главный специалист ОАО «Газпром
нефть». Мастер-класс полностью отвечает своей цели. Михаил
компетентен, владеет аудиторией, умеет создать рабочую обстановку. Для
меня были особенно полезны: оценка бизнес-идей («Презентация в лифте»),
интерпретация рисков, деловые игры, решение практических задач. Готов
продолжить общение в очной и заочной форме (мейл, ЖЖ и т.д.)
Андрей Валерьевич Шишкин, технический директор (завод в
Волгоградской области). Доступным языком объяснены в принципе
сложные вещи. Я взглянул на проблему в комплексе. Много самостоятельной
работы. Ведущий заставляет думать самому, а не дает готовые ответы. Это
очень важно.
***
А вот свежий (недельной давности) пример бизнес-результатов одного
из моих клиентов:
Антон Астафьев, владелец сети кафе, г. Пермь (Антон примет участие
в бизнес-лагере)
Что мы сделали:
Вместе с административным персоналом (средним звеном) составили образ будущего, какими мы хотим видеть наши кафе.
Выяснили, как нас видят наши клиенты. Определили конкурентные преимущества - сейчас очень трепетно к ним относимся,
постоянно их развиваем.
Договорились, кем для нас являются наши клиенты - именно они
платят нам деньги. Все сотрудники это прекрасно понимают, что
видно из тестирования и результатов ежедневной работы.
Описали основной бизнес-процесс, поделили на участки,
разложили каждый участок на детальные алгоритмы. Мы изменили
(оптимизировали) технологию работы сотрудников.
В процессах прописали цели работы по каждому этапу, по ним
ориентируем работников, к чему им стремиться.
Прописали показатели эффективности (KPIs)
на каждом участке, а также разработали и внедрили чек-листы, по
которым администратор несколько раз за смену проводит оценку работы. По
ним определяется и премируется лучший работник месяца. Все
показатели вводятся в таблицы, видны %% выполнения показателей по
каждому участку (фактически онлайн): что работает, а что нет, и требует
внимания.
Поменяли систему мотивации (теперь на основе
KPIs, четко соответствует целям), договорились
о системе измерений, уже 2ой месяц идет обкатка. По данной системе начисляются премии.
Также мы стали обращать внимание на работников, их
инициативы. Снизилась текучка.
Пока мы только в самом начале пути. Например, еще не
прописаны управленческие процессы (они в голове и традициях), нет единой
системы бизнес-процессов.
Результат. Выросла эффективность:
выручка увеличилась по сравнению с прошлым годом на 30-35%
рентабельность возросла с 8% до 20%.
***
А каковы результаты Вашего бизнеса?
Есть чем гордиться?
Увы, само ничего не улучшится.
Однако, решение - есть.
Если Вас достало работать целыми днями с маленькими
результатами...
Если Вы хотите тратить на бизнес (стратегическое планирование и
контроль) всего несколько часов в неделю, а остальное время наслаждаться жизнью (семья, хобби, путешествия и т.д.)...
Если Вы хотите стабильно получать хорошую прибыль...
Если Вам важно сделать свой бизнес независимым от капризов и
некомпетентности сотрудников...
... тогда ...
Приезжайте в бизнес-лагерь! Присылайте
свою заявку до 7 июля включительно:
info@mrybakov.ru.
Все вопросы – по телефонам +7-901-538-96-32, +7-901-551-88-92 или по
skype "mikerybakov".
P.S. 1-2 июля, а также 5-6 июля я провожу
мероприятия у клиентов, причем 5-6 - в Ростове-на-Дону. Так что если не
дозвонитесь на первый телефон (мой), звоните на второй (моего помощника) или
пишите на мейл.
Как я и говорил, моя книга "Как
навести порядок в своем бизнесе" выходит на следующей неделе. У меня на
сегодня уже свыше 100 заявок на нее - перед отъездом в Мещеру я разошлю книгу
по всем заявкам.
В розницу книга будет стоить около 700 рублей (около 300 страниц, твердый
переплет, хорошее качество полиграфии).
Однако, когда она дойдет до вашего города и интернет-магазинов, точно сказать
не могу. Надеюсь, что к сентябрю.
У меня же Вы можете
заказать книгу прямо сейчас - вы получите ее по почте в июле, и сможете
сразу применить в своем бизнесе, получить результаты, и многократно окупить
затраты.
Есть 2 варианта заказа:
За 650 рублей (включая доставку). Вы сейчас оплачиваете
книгу по квитанции
через Сбербанк или любой другой банк. При платеже обязательно укажите
полностью свое ФИО, и
пришлите мне по мейлу
полный точный почтовый адрес с индексом и дату оплаты. Желательно прислать
мне скан квитанции об оплате.
За 700 рублей (включая доставку). Вы
присылаете мне заявку на книгу со своим
ФИО и полным почтовым адресом с индексом. Книгу вышлю вам наложенным
платежом.
Для стран СНГ стоимость книги увеличивается на 100 рублей из-за стоимости
доставки. При оплате через банк используйте
эту платежку.
На следующей неделе я уезжаю в командировки, а затем в Мещеру до конца июля.
Так что если хотите получить книгу в ближайшее время - присылайте заявки на этой
неделе.
Михаил Юрьевич Рыбаков
- бизнес-консультант, коуч. Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"
В этом выпуске, как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское
мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным
источникам ;)
Сегодня представляю вам слегка дополненный отрывок из моей книги "Как
навести порядок в своем бизнесе". При всей простоте представленных здесь
методик без них преобразования в компании - не работают. Многократно проверено.
Можно решать задачи своего бизнеса «как Бог на душу положит». Однако,
эффективность такой работы обычно невысока: люди «ходят по кругу», переключаются
на посторонние темы и так далее.
Есть ряд простых технологий, которые позволяют повысить эффективность
творческой работы.
Они применимы к любым групповым обсуждениям: совещаниям, рабочим и
стратегическим сессия, работе кружков качества и т.д.
Групповая работа
Я уже не раз писал выше: очень важно, чтобы в работе над некоторой задачей
принимали участие все ключевые люди, которых она касается.
Во-первых, это кардинально сократит время не переделки, которые часто
случаются, если не учли мнение того или иного важного участника команды, а также
избавит отпотерь, вызванных несогласованными действиями в
будущем.
Во-вторых, если человек активно участвовал в создании чего-то, оно уже его,
родное. И энтузиазма потом, при внедрении, будет куда как больше, чем
если навязать это приказом «свыше».
И, наконец, это укрепляет корпоративную культуру компании,
сплачивает команду, дает ей общий взгляд на будущее. А это очень
важно.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Попробуйте внедрить в своей компании решения, принятые без участия одного или
нескольких ключевых людей. Напишите мне о
результатах ;)
Реквизит
Обсуждения очень удобно проводить, используя флипчарт и маркеры для
фиксирования промежуточных мыслей и итогов обсуждения. Это в разы увеличивает
продуктивность таких мероприятий.
В последнее время перед началом работы с компанией я настоятельно
рекомендую купить это нехитрое оборудование до первой сессии.
А когда я прихожу на первые переговоры к потенциальному клиенту, наличие
или отсутствие флипчарта много говорит мне о культуре данной компании.
Флипчарт (от англ. flipchart) – специальная доска на 3 ножках,
предназначенная для писания на ней маркерами. Как правило, на флипчарт вешают
листы специальной бумаги «для флипчарта», и пишут на них. Это удобно тем,
что можно «отмотать» назад ход обсуждения. Также исписанные листы можно отрывать
и вешать на стены для всеобщего обозрения.
Иногда пишут на специальной маркерной доске, но это гораздо хуже, т.к.
ее площадь ограничена, и постоянно приходится стирать написанное ранее.
Важный технически нюанс. На листах для флипчарта пишут маркерами типа
«permanent». На маркерной доске – маркерами типа «whiteboard», такие надписи
легко стираются. Мелочь, но я много раз видел маркерные доски «убитые»
перманентными маркерами.
Можно еще работать с ноутбуком и мультимедийным проектором, но, по
моему опыту, это хуже, т.к. общение происходит более формально, люди меньше
общаются друг с другом. Ноутбук удобно использовать на стадии формирования
окончательных версий документов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Проведите
2 совещания: без флипчарта, и с активным его использованием. Сравните
результаты.
Модератор
Рекомендую проводить ключевые совещания и рабочие группы с участием
модератора. Это специалист, который направляет дискуссию в конструктивное
русло, помогает команде договориться, избежать типовых ошибок: ухода
в сторону, лишних споров или, наоборот, соглашательства, убегания от решения
сложных вопросов и т.д. Он не эксперт в вашем бизнесе, но профи в
бизнес-методиках и групповой работе. Участие профессионального модератора
многократно повышает эффективность рабочих сессий, которые в противном
случае часто превращаются в базар.
В качестве модератора часто приглашают бизнес-консультанта. Именно в этой роли я в
основном работаю в последние годы. Например, 1-2 июля (сегодня-завтра) я
провожу модерацию в крупнейшей европейской фармацевтической компании. Некоторое
время назад они объединились с компанией помельче, но по-прежнему продолжают
работать каждая по-своему. За 2 дня нам предстоит проанализировать текущие
бизнес-процессы в supply chain (цепи поставок) 2
компаний, и на их основе выработать новые, учитывающие лучшие наработки каждой
из них.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. На
ближайшем совещании договоритесь, кто будет модератором. Это должен быть
неавторитарный человек: мягкий по форме, но настойчивый (ориентированный на
результат) по сути. По итогам оцените эффективность работы.
Мозговой штурм
Это классическая технология. Однако, увы, я почти не видел компаний, где его
проводят действительно правильно и результативно.
У человека есть 3 типа мышления (это модель условна, но очень
полезна):
творческое
критическое
практическое.
И одновременно они не работают. То есть, как только нас покритиковали
или начали практически прорабатывать нашу идею, "творческое Я" схлопывается.
Зачастую именно так и происходит: на деловых совещаниях и в быту.
Именно творческое мышление позволяет нам генерировать новые интересные идеи.
Однако, увы, у большинства современных людей, напряженно работающих в офисах,
творческое начало сильно подавленно. На его раскрытие и направлен мозговой
штурм.
Поэтому самое важное – на этапе генерации идей не критиковать и не
задаваться вопросом, как мы все это реализуем на практике. Все это делается
позже. А сейчас – только генерируем идеи, пусть даже самые безумные:
часто именно они наводят потом на полезные решения.
Вот эффективный алгоритм, который использую я.
Подготовить помещение и реквизиты. Желательно чтобы все
участники сидели полукругом. Лучше без столов.
Определить, кто будет записывать высказывания участников,
желательно дословно и на флипчарте.
Задать тему: четко поставить вопрос, по которому нужно дать
максимум идей.
Выделить время на мозговой штурм. Как правило – минут 15. Если
идеи закончились раньше – продолжать, т.к. нередко в какой-то момент времени
происходит спад творческой активности. Если его пройти, не поддаться
ленности мозга, то потом возникают ценные идеи.
Собственно генерировать идеи и записывать их все. Никакой критики
и анализа!
Позже проанализировать идеи, выделить и проработать самые
перспективные. Это может делать та же группа, или другая.
Полезно перед основным мозговым штурмом провести разминочный. Часто на
нем решают некую шуточную задачу, можно двумя командами в режиме соревнования.
Например, тема может быть такой: «Кто придумает больше способов использования …
(выбираете любой предмет)? У кого будут самые оригинальные идеи?».
По опыту, мозговой штурм, особенно юмористический, вызывает массу
восторгов участников, независимо от их возраста и регалий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Проведите
2 мозговых штурма: сначала подготовительный, а затем по решению реальной задачи
своего бизнеса.
Стратегия творчества Уолта Диснея
(мечтатель, критик, реалист)
Это «надстройка» над мозговым штурмом. Используется разделение трех
вышеописанных типов мышления.
Сначала проводят мозговой штурм, на котором все участники пребывают в позиции
мечтателя, т.е. придумывают (и фиксируют) самые разные варианты решения
проблемы, в том числе и фантастические. Чтобы лучше войти в это состояние,
желательно всем расположиться расслабленно (нога на ногу, закинуть руки за
голову и т.д.)
Затем (лучше после перерыва) группа переходит в позицию критика. Но не
злобного, а конструктивного, стремящегося помочь проекту. Соответственно,
участники ищут слабые места в предложенных ранее идеях. Найденные проблемы тоже
записывают. Чтобы лучше критиковалось, можно перейти в душное помещение, сеть в
неудобные позы и т.д.
А теперь (после перерыва) можно принимать взвешенное решение. Группа
переходит в состояние реалиста. Из данной роли участники прорабатывают
предложенные на первом этапе идеи с учетом критических замечаний, планируют
практическое воплощение решений. Обстановка – деловая.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Решите
какую-либо реальную задачу своего бизнес при помощи стратегии Уолта Диснея.
Мы рады сообщить Вам, что 15 июля на нашем портале стартует серия
online-семинаров. Надеемся, новый формат обучения приживется и станет популярным
и востребованным у наших читателей. Предлагаем Вам ознакомиться с
программой нашего первого ВЕБИНАРА «Учимся понимать бухгалтерский учет»
и записаться на него, воспользовавшись
ФОРМОЙ ЗАЯВКИ НА ВЕБИНАР>>
Отправной точкой в обучении будет информация, представленная в двух первых
вводных лекциях, поэтому для того, чтобы Ваше обучение было наиболее
эффективным, не забудьте, пожалуйста, ознакомиться с этими материалами!
Более подробную информацию о вебинаре читайте
здесь
Статьи журнала «Экономика современного предприятия» в открытом доступе за
апрель 2010г.:
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, коуч
Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"
WWW: WWW.MRYBAKOV.RU
E-Mail: info@mrybakov.ru
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен
кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе и в
жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU
и моего мейла INFO@MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.
По вопросам спонсорства моих
рассылок и дистанционных курсов пишите мне.