Советы бизнес-консультанта. Выпуск 19. Вопросы и ответы
Советы бизнес-консультанта. Выпуск 19. Вопросы и ответы
Ближайшие открытые (сборные) тренинги в Москве:
12 июля: БЕСПЛАТНЫЙ СЕМИНАР
«Постановка / оптимизация системы планирования в компании». Круглый стол
проводят специалисты-практики, работающие в области планирования и
управления запасами в крупных компаниях более 7 лет, имеющие опыт
построения и оптимизации системы планирования, а также опыт
унификации бизнес-процессов в территориально распределенных холдингах.
9-11 июля: «Управление
проектами». Системный взгляд на проекты, 70% времени – практические упражнения. Тренинг регулярно проходит с 2002 года, и за это время его участниками стали более 500 человек из таких компаний как АЛЬФА-БАНК, АЛЬЯНС-ПРОМ, ИНТЕКО, ИРКУТСКЭНЕРГО, КАЗМУНАЙГАЗ НК, КРОСТ, РЖД, РУСАЛ и многих других. Вы можете ознакомиться с
отзывами участников, а также со
статьями автора курса
Михаила Рыбакова Сертифицированного Специалиста по Управлению Проектами (Certified Project Management Specialist), IPMA.
2-3 августа: «Управление
отделом продаж». Практический тренинг, на котором Вы изучите
способы эффективного руководства отделом продаж. Тренер и автор курса:
Ольга Монакова, обучает продажам с 2001 года, среди клиентов: VOLVO, КОМСТАР-ОБЪЕДИНЕННЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ, РУСАЛ, МИЭЛЬ-НЕДВИЖИМОСТЬ и многие другие.
Сегодняшний выпуск рассылки снова посвящен ответам на Ваши вопросы, заданные
по мейлу и на тренингах.
Ждем Ваших вопросов
- в ближайших выпусках рассылки Вы сможете бесплатно получить на них
ответы от опытных специалистов!
Вопрос: формирование корпоративной культуры
Не раз наблюдал, какой ворох проблем приходится решать компании, в которой
нет ПРОДУМАННОЙ корпоративной культуры. Так или иначе она есть в любых компаниях
- это просто отражение руководителя. Но как создавать её с нуля? Комплекс каких
именно вопросов она должна решать? Danil G
Ответ
Уважаемый Danil G! Я полностью согласен, что
корпоративная культура очень важна, почти всегда в консалтинговых проектах мы
выходим на этот вопрос: не решив его, трудно внедрить что-то позитивное. Я даже
статью на эту темы написал:
http://juco.ru/?s=32&d_id=47. Там есть ответы на многие Ваши вопросы.
Как создавать? Если Вы владелец компании или один из ТОПов (что хуже, т.к.
все равно все идет от владельцев), то, конечно, СВОИМ ПРИМЕРОМ. Т.е. действовать
так, как Вы хотите, чтобы действовали люди. И требовать того же от них. Но не
морализаторски, свысока (с позиции "Родителя" по Берну), а как со взрослым
разумным человеком. Объяснить, что мы - команда, и в нашей команде принято
делать так-то и так-то, а не иначе. Вообще-то есть много нюансов, как давать
людям обратную связь, чтобы это действительно работало.
По поводу культуры - важно действительно следовать тем принципам, которые
проповедуете людям. Нет ничего хуже, чем написать красивые слова в Корпоративном
кодексе, Политике по качеству и т.п., а самому поступать вопреки им, давать
распоряжения, противоречащие благим документам. Это порождает лицемерие, а в
такой обстановке Вы вряд ли добьетесь чего-то хорошего.
Вопрос: мотивация персонала
Здравствуйте, Михаил!
У меня к вам вопрос мотивации помощников на деятельность. Мы с супругом владеем
развивающейся транспортной компанией. И взяли двух помощников, один отвечает за
грузоперевозки, другой за организацию технической и хозяйственной сторон нашего
бизнеса. У того и другого есть оклад 26 000 руб. Но у менеджера по
грузоперевозкам есть еще процент с совершаемой перевозки по межгороду, а у
помощника по хозяйственной части только оклад, но он как раз тянет время до зар/платы
и не суетится о выполнении качественно и точно в срок задания, мало того он
выполняет задания с издержками превышающими норму. Менеджер по межгороду так же
не экономит издержки и не берет полностью ответственность за свой участок
работы, упуская некоторые детали. Что вы посоветуете в данной ситуации. Как
помощника по технической и хозяйственной части замотивировать на деятельность, а
менеджера на более экономный и ответственный подход к ведению своего участка?
Оксана
Ответ
Добрый день, Оксана! Мотивация - дело тонкое :) Поэтому всегда надо смотреть
реально по людям и ситуации. И все же несколько общих советов могу дать.
Свяжите мотивацию обоих сотрудников с результатами их труда. Т.е. определите,
какие параметры определяют результаты труда Ваших сотрудников: издержки у
менеджера по межгороду, срочность и отсутствие ошибок выполнения заказов у
помощника. Наверняка есть и еще параметры (не более 5 для одного сотрудника,
иначе не будет работать). А затем учтите эти параметры в некоторой формуле. Но
ее очень важно тщательно оттестировать прежде чем внедрять в жизнь. Мы не раз
решали подобные задачи в ходе проектов по
созданию системы мотивации персонала.
Конечно, дело не только в формуле: важно, что за люди у Вас работают, как Вы
ставите им задачи, как контролируете исполнение и т.п. Но это надо уже на месте
смотреть.
Вопрос: по увольнение сотрудника
У меня на предприятии работает сотрудница, которая недавно достигла пенсионного
возраста. Мне ее надо уволить, т.к. толку от нее все равно мало, а еще она и
сплетничает много. Даже не знаю, как сообщить ей об увольнии: боюсь как бы у нее
не случился инфаркт, ведь она проработала тут долгие годы и не мыслит себя вне
нашей организации. Раньше ее не увольняли, т.к. при покупке предприятия была
договоренность с его директором, что все сотрудники доработают до пенсии.
Светлана, начальник службы нормирования завода
Ответ
Конечно, увольнение сотрудника - непростой процесс, тем более на пенсию. Чтобы
облегчить эту задачу, предлагаю задуматься над следующими моментами:
В чем смысл Вашей работы: достижение результатов или
благотворительность? Конечно, важно помогать людям, но не в ущерб бизнесу.
Какие плюсы получит увольняемый сотрудник, выйдя на пенсию? По сути он
получит возможность распоряжаться своим временем, ведь не зря говорят "выйти
на заслуженный отдых". Для многих это долгожданная возможность посвятить
себя своему хобби, друзьям и близким. Во всем мире значительная доля
туристов - пенсионеры.
Подумайте о негативных последствиях ее дальнейшего пребывания на
предприятии. Это и низкая результативность работы Вашего подразделения, и,
судя по Вашим словам, негативная обстановка. Также Вы не можете нанять более
толкового перспективного человека на это место.
А когда соберетесь с духом, важно корректно, но уверенно донести со
увольняемого свое решение, выразив ему свою благодарность за вклад в успех
организации, пожелать успехов в дальнейшем. Со стороны сотрудника могут быть
провокации, обвинения - реагируем спокойно, корректно. Как всегда, помогает
репетиция.
Кстати, нелишне будет пригласить на эту встречу менеджера по персоналу: он
поможет "сгладить острые углы", а также провести все корректно с точки зрения
КЗОТ.
А после этого устраиваем небольшой фуршет, на котором говорим сотруднику теплые
слова, выражаем благодарность, вручаем памятный сувенир. Кстати, не зря в таких
случаях принято дарить часы: это демонстрирует человеку, что теперь он
полновластный хозяин своего времени.
Вопрос: бизнес-план для открытия своего дела
Добрый день! Я решила открыть собственное дело, но, насколько я знаю. подобных
учреждений очень мало. Я хочу организовать пансионат для людей пожилого возраста
- не дом престарелых, а именно пансионат временного содержания. По специальности
я - врач-психиатр с достаточно большим стажем. Читая Ваши ответы другим
респондентам, я могу сказать, что мне моя основная работа и частная практика
дает возможность удовлетворять свои потребности. Поэтому бизнес, в каком-то
смысле, мне нужен не только как возможность заработать, но и для собственного
реноме. Но я столкнулась с проблемой составления бизнес-плана, нигде не могу
найти хотя бы приблизительно чего-нибудь похожего. Подскажите пожалуйста, где я
могу получить нужную информацию? С уважением, Евгения.
Ответ
Евгения! Информации по бизнес-планированию сейчас очень много. Есть книги: от
простейших типа "Бизнес-планирование для чайников" до более глубоких. Кстати,
для начала, советую взять простую книгу, и поработать по ней: вполне возможно,
что Вам этого хватит. Есть сайты и рассылки по этой теме: например,
http://md-bplan.ru/,
http://content.mail.ru/pages/p_7378.html.
Но главное - не погружаться слишком глубоко в дебри вопроса, а начать
действительно что-то предпринимать, для начала - составлять бизнес-план.
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Партнер компании Just Consulting
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 22-55-470 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru