Советы бизнес-консультанта. Выпуск 13. Логистика, управление операциями
Советы бизнес-консультанта. Выпуск 13. Логистика, управление операциями (запасы,
закупки, производство)
Ближайшие открытые (сборные) тренинги в Москве:
26-27 июня: «Искусство
эффективных продаж». Тренер и автор курса:
Ольга Монакова, обучает продажам с 2001 года, среди клиентов: VOLVO, КОМСТАР-ОБЪЕДИНЕННЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ, РУСАЛ, МИЭЛЬ-НЕДВИЖИМОСТЬ и многие другие.
9-10 июля: «Управление отделом продаж». Практический тренинг, на котором Вы изучите способы эффективного руководства отделом продаж. Тренер и автор курса: Ольга Монакова.
9-11 июля: «Управление
проектами». Системный взгляд на проекты, 70% времени – практические упражнения. Тренинг регулярно проходит с 2002 года, и за это время его участниками стали более 500 человек из таких компаний как АЛЬФА-БАНК, АЛЬЯНС-ПРОМ, ИНТЕКО, ИРКУТСКЭНЕРГО, КАЗМУНАЙГАЗ НК, КРОСТ, РЖД, РУСАЛ и многих других. Вы можете ознакомиться с
отзывами участников, а также со
статьями автора курса
Михаила Рыбакова Сертифицированного Специалиста по Управлению Проектами (Certified Project Management Specialist), IPMA.
Консалтинг и обучение в области логистики, управления операциями
Мы открыли новое направление. Наши ряды пополнила команда
консультантов в сфере
логистики, управления операциями (запасами, закупками, производством):
практиков, много лет работающих в данной области в реальном бизнесе (крупных
производственных холдинга). Мы готовы помочь Вам оптимизировать работу Вашей
компании по следующим направлениям:
Представляем Вам статью ведущего бизнес-консультанта
нашей компании Ольги Тряховой,
являющейся также менеджером по управлению запасами крупного пищевого холдинга, и
работающей в логистике более 7 лет.
Ждем Ваших вопросов
- в ближайших выпусках рассылки Вы сможете бесплатно получить на них
ответы от опытных специалистов!
Постановка системы планирования в компании
Целью любого коммерческого предприятия является получение максимальной
экономической выгоды от собственной деятельности на рынке. Для достижения
этой цели мы должны найти оптимальное соотношение между спросом на нашу
продукцию или услугу на протяжении времени, загрузкой имеющихся ресурсов и
инвестициями в дополнительные ресурсы (оборотный капитал, производственное
оборудование, люди, склады).В бизнесе, как по реке, можно плыть по течению без
весла и периодически натыкаться на завалы и подводные камни, а можно вооружиться
картой и веслом, взять боцмана и добраться до пункта назначения с наименьшими
потерями. В качестве боцмана в бурном течении коммерческой и производственной
деятельности лучше всего подходит планирование.
Как правило, планирование бывает долгосрочным
(стратегическое планирование, в зависимости от сложности производства может
колебаться от 3 до 15 лет), среднесрочным (призвано обеспечить соответствие
спроса и ресурсов, от года до трёх) и краткосрочным (менее года).
При стратегическом планировании лидеры компании определяют
исходя из сложившейся ситуации на рынке пути развития своего бизнеса,
возможности расширения или интеграции, целевые рынки сбыта, целевую аудиторию.
При среднесрочном и краткосрочном планировании в каждый
период времени на одну чашу весов мы должны положить прогноз продаж, на другую
все наличные мощности (средства, с помощью которых мы хотим прийти к нашей
цели). Как правило, необходимо несколько итераций, чтобы уравновесить весы. Что
для этого нужно?
В первую очередь как можно более точно спрогнозировать
спрос.
После этого мы должны правильно оценить имеющиеся для его
удовлетворения ресурсы и ограничения: мощность оборудования, наличие сырья,
возможности хранения и транспортировки, сроки и режимы хранения, стоимость наших
талантливых сотрудников, стоимость обслуживания производственных площадок,
содержания нашего замечательного офиса и т.д. Итогом этого этапа станет четкое
понимание того, в какой период времени у нас достаточно ресурсов, в какой -
избыточно и когда нам нужно искать дополнительные силы. Искать ли? На этот
вопрос сможем ответить после того, как посчитаем, сколько мы заплатим за
покрытие дефицита, и как такой расход отразится на нашей планируемой прибыли. В
некоторых случаях бывает выгодней оставить часть спроса неудовлетворенной.
Итак, у нас есть прогноз продаж и оценка наших текущих
возможностей. Если нам чего-то не хватает – рассматриваем различные стратегии
восполнения дефицита. Сравниваем стоимость реализации каждой стратегии, выбираем
оптимальную и вперед! Исполнять планы!
Как планирует свою деятельность Ваша компания? Существует
ли план продаж? План производства, план закупок, график поставок, график ввода и
вывода оборудования? План ввода в эксплуатацию нового склада? Есть ли четкое
понимание у сотрудников, что от того, насколько корректно они отразили
информацию при планировании, могут быть приняты верные или неверные решения о
закупках оборудования, размещении производства, уровне товарного запаса,
предполагаемой себестоимости вашей продукции?
Наши консультанты помогут разобраться, из каких этапов
состоит планирование в вашей компании, и каким образом лучше выстроить эти
непростые процессы.
А если на предыдущие вопросы Вы ответили утвердительно, можем перейти к
следующему разделу.
Оптимизация методологии системы планирования и отчетности
У Вас есть система планирования, но каждый раз, когда Вы
смотрите свою управленческую отчетность, результат оставляет желать лучшего?
Запасы растут, при этом спрос неудовлетворен, репутация компании падает. Из
отчета о прибылях и убытках вы вряд ли сможете понять, в каком месте цепочки
вашего бизнеса есть слабое звено. Для того, чтобы не пришлось нанимать Пуаро для
выяснения причин столь плачевной ситуации на предприятии должны быть введены
контрольные показатели деятельности каждого подразделения, разработаны форматы
отчетности и система мотивации персонала. Насколько грамотно будут выбраны эти
показатели, настолько прозрачным будет Ваш бизнес в первую очередь для Вас.
Ответьте на вопрос: что делает каждый из 5 человек в вашем
плановом отделе? Он пришёл утром на работу, испил чаю с приятелем из соседнего
отдела, включил компьютер, вставил наушники и … сел планировать? Нет, формирует
отчет по запросу производственного отдела. А чем занимается его коллега по
отделу? Тоже отчет?? Для кого? Ааа, для транспортного отдела. А если сравнить
эти два отчета? Так и есть – одни и те же цифры в двух отчетах – план продаж и
факт продаж. Только у одного план и факт отражен в столбик, а у другого в
строчку. Разный формат. Что же получается? Вы платите двум свом ресурсам за то,
что они дублируют деятельность друг друга. Почему дублируют? Потому что
начальнику производственного отдела удобней смотреть в строчку, а начальнику
транспортного удобней смотреть в столбик? А теперь давайте-ка откроем и сравним
эти два отчета. Баа! Да там разные цифры! Может, запрос сделан на разный период
времени? Нет, параметры запроса на отчет абсолютно идентичны. В чем же дело? А
дело в том, что сотрудник в наушниках, при составлении отчета заслушался Гайдном
и пропустил строку в своей версии отчета. В результате транспортный отдел живет
по своему плану, производственный отдел - по своему.
Чтобы избежать такой ситуации на Вашем предприятии
необходимо оптимизировать существующую систему отчетности…
Возьмем пример, когда отчетность в порядке. Есть
стандартные форматы, утвержденные на предприятии и единый источник, откуда берут
отчеты сотрудники всех отделов. Вы в предвкушении поездки на Гавайи смотрите
финансовый результат…. И ругаете на чем свет ваших менеджеров, которые только и
умеют, что бла-бла-бла! Что же не так? Смотрим нашу регулярную отчетность по
отделам. Делаем анализ отклонений нашего оптимального плана от плачевного факта.
И понимаем, что за последние два месяца запланированные к продаже два товара не
продаются вовсе. Резонный вопрос к отделу продаж: почему? Выясняем. Причина
проста и понятна: при составлении плана забыли учесть план вывода продукции из
ассортимента.
При составлении плана поставок не был учтен страховой
запас, забыли про ввод нового оборудования и про то, что хотели начать развивать
другое направление в бизнесе.
Как избежать этих и многих других разочарований? Как
оптимизировать отчетность и избежать человеческих ошибок при ее формировании?
Как описать и утвердить для предприятия единый подход к системе планирования?
Что изменить в методологии планирования, чтобы планы стали более корректными?
И самый банальный, но наиболее актуальный для многих
вопрос: как выстроить взаимодействие между отделами продаж, планирования
(логистики) и производства таким образом, чтобы каждый выполнял свою функцию в
процессе планирования производства и отвечал за результаты своей работы?
Вы не одиноки в ваших размышлениях – многие компании ищут
ответ на те же самые вопросы. Наши консультанты помогут интегрировать опыт
разных компаний, чтобы найти оптимальные ответы, подходящие именно Вам.
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Партнер компании Just Consulting
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 22-55-470 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru