Советы бизнес-консультанта. Выпуск 11. Управление запасами, supply chain
Советы бизнес-консультанта. Выпуск 11. Управление запасами, supply chain
Ближайшие открытые (сборные) тренинги в Москве:
21-23 мая: «Управление проектами». Системный взгляд на проекты, 70% времени – практические упражнения. Тренинг регулярно проходит с 2002 года, и за это время его участниками стали более 500 человек из таких компаний как АЛЬФА-БАНК, АЛЬЯНС-ПРОМ, ИНТЕКО, ИРКУТСКЭНЕРГО, КАЗМУНАЙГАЗ НК, КРОСТ, РЖД, РУСАЛ и многих других. Вы можете ознакомиться с
отзывами участников, а также со
статьями автора курса
Михаила Рыбакова Сертифицированного Специалиста по Управлению Проектами (Certified Project Management Specialist), IPMA.
26-27 июня: «Искусство эффективных продаж». Тренер и автор курса:
Ольга Монакова, обучает продажам с 2001 года, среди клиентов: VOLVO, КОМСТАР-ОБЪЕДИНЕННЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ, РУСАЛ, МИЭЛЬ-НЕДВИЖИМОСТЬ и многие другие.
9-10 июля: «Управление отделом продаж». Практический тренинг, на котором Вы изучите способы эффективного руководства отделом продаж. Тренер и автор курса: Ольга Монакова.
Наша рассылка возобновляется в регулярном режиме. Очередной выпуск посвящен вопросам управления запасами.
Представляем Вам вводную статью по данной теме ведущего бизнес-консультанта
нашей компании Ольги Пайвиной,
являющейся также руководителем отдела управления запасами крупного пищевого холдинга.
Запасы имеет каждая компания, предлагающая рынку свои товары. Это и запасы готовой продукции, и полуфабрикатов, и материалов. С вопросом, какой уровень запаса необходимо поддерживать, сталкиваются и производитель, и дистрибутор, и розничный продавец. Наверняка и в вашем офисе есть запасы: как мимимум, бумаги и канцелярских принадлежностей.
Многие компании, особенно небольшие, распоряжаются своими запасами "по наитию", "на глазок". Это приводит иногда к перезатариванию складов и замораживанию немалых денег в запасах - либо наоборот, к хроническому дефициту какого-либо товара и потере клиентов, не получающих вовремя требуемый продукт. А если ваш товар еще и скоропортящийся, то проблема становится особенно острой: ведь просроченные запасы - это выброшенные деньги.
Данной теме посвящена целая наука - управление запасами. Она подразумевает прежде всего методологию пополнения запасов с учетом различных факторов и ограничений, существующих в вашей компании, а также - определение оптимального уровня страхового запаса, который необходимо поддерживать.
Какие же методики пополнения запасов существуют? Их множество, основные:
Модель с фиксированным временем заказа
Модель с фиксированным интервалом времени между заказами
Модель с установленной периодичностью пополнения заказа до постоянного уровня
Модель «минимум-максимум»
И другие
Выбор конкретной методики зависит от специфики вашего бизнеса, а также от целей и приоритетов вашей компании.
В любом случае в основе пополнения запасов, как для производителя, так и продавца - лежит система планирования потребностей. Продавцу необходимо планировать потребность в запасах готовой продукции, производителю - помимо них еще потребность в полуфабрикатах и материалах (MRP). Планирование может быть как краткосрочным (день, неделя, месяц) - так и долгосрочным (год, 5 лет). Краткосрочное планирование используется для оперативного принятия решений, долгосрочное же - определяет стратегию развития компании.
А какое планирование есть у вас?
Планирование потребностей тянет за собой необходимость прогнозировать продажи - ведь от корректности прогноза продаж зависят все остальные планы компании. Но прогнозирование спроса - это уже отдельная тема.
Классическая формула определения объема пополнения запаса на конкретный период времени:
V производства (закупки) = план продаж - остаток на начало периода + остаток на конец периода.
Таким образом, приходим ко второму важному вопросу: какой запас вы планируете поддерживать как текущий?
Определение оптимального уровня страхового запаса также зависит от многих факторов, играющих роль в вашем бизнесе. Основные факторы обычно - вероятность колебания спроса, минимальная партия и срок производства / поставки (как часто можно пополнять запас и какими партиями), срок годности продукта.
А что же скрывается за модным ныне понятием "supply chain" или "цепочками поставок"? Здесь имеется в виду следующее: у каждой компании есть свои поставщики и клиенты, у которых тоже хранятся запасы той же самой продукции и материалов. Так вот оптимизация цепочки поставок подразумевает поддержание выбранного уровня запасов не только в рамках своей компании, но и на складах своих контрагентов. Это требует от компаний-партнеров максимальной
открытости (возможность отслеживать данные об остатках на складах контрагента), системного подхода и точности - вероятно поэтому на сегодняшний день существует не так много компаний, внедривших supply chain в России.
Итак, почему так важно правильно определить объем хранящихся у вас на складе запасов и корректно рассчитать срок и объемы их пополнения?
Давайте разберем небольшую задачку: компания Х производит продукт Y. Прогноз продаж данного продукта: 100 ед. в день, спрос может колебаться +/- 20%. Себестоимость продукта - 800руб. за ед., а цена продажи - 1000руб. Срок годности продукта - 10 дней. Внимание, вопрос: какой средний текущий запас будет оптимальным для компании Х?
Для начала давайте представим, что компания Х решила поддерживать запас в размере 7 дней. В этом случае компания всегда имеет товар в наличии, но держит замороженными в этом товаре 560 тыс.руб. (800*100*7) - которые можно пустить в оборот и заработать дополнительные деньги.
Кроме того, поскольку срок годности продукта всего 10 дней - компания вынуждена продавать товар с истекающим сроком годности. А если еще и спрос уменьшится на 20%, то компания гарантированно получит просроченный товар на складе.
Теперь представим противоположную ситуацию: компания Х, ознакомившись с современными концепциями минимизации запасов - решила вообще не создавать страховой запас продукта Y, а работать "с колес", производя под прогноз продаж 100 ед. продукта в сутки. Что имеем в этом случае? Да, компания теперь не замораживает деньги и не имеет просроченных неликвидов. Но вдруг спрос вырос на 20%, а производство не успело отреагировать - получаем упущенную выгоду 28 тыс.руб. в неделю ((1000-800)*20*7) и разочарованных
клиентов, не получивших продукт в срок. А остановка производства даже на несколько часов (например по причине поломки оборудования) - приводит и вовсе к плачевному результату.
По классике теории управления запасами правильный ответ на эту задачку можно рассчитать по формуле. В жизни - нет универсального правильного ответа, нет формулы, подходящей всем компаниям. У каждой компании есть свои факторы и ограничения помимо перечисленных в условии задачи (например, минимальная партия производства, загруженность производственных мощностей, складская площадь для хранения). Некоторые факторы вообще трудно измерить: например, вероятность срыва поставок сырья или готовность клиентов перенести
заказ на другой день.
Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально - но в любом случае, чем больше существенных для вашего бизнеса факторов вы учитываете при планировании, тем эффективнее вы управляете запасами, и тем выше ваши финансовые результаты.
У наших консультантов есть серьезный опыт оптимизации системы управления запасами в различных компаниях (в том числе, крупных холдингах), который позволяет нам реализовывать успешные проекты в данной сфере.
Будем рады помочь Вашем бизнесу в области управления операциями (запасами,
закупками, производством).
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Партнер компании Just Consulting
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 22-55-470 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru