Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тема выпуска => Cтатья об оптимизации работы финансовых служб "Дело для финдира"


данная рассылка составлена на основе материалов Золотого дискуссионного листа
"Контроллинг и Управленческий учет: вопросы и ответы"
http://subscribe.ru/catalog/economics.school.controlling
Контроллинг & Управленческий учет:
общение профессионалов!
  Выпуск №1 (34) от 2008-01-25 | Подписчиков: 4031 чел.

Адрес рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.cima
Золотой дискуссионный лист (электронная e-mail конференция)
КОНТРОЛЛИНГ & Управленческий Учет: вопросы и ответы
Подписка на сайте:
Подписка по e-mail: economics.school.controlling-sub@subscribe.ru

Новости :||: Тема выпуска :||: Книги :||: Юмор :||: CIMA.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Добрый день, уважаемые подписчики!
Сегодня в выпуске читайте:

  1. >>> Приветствуем новых подписчиков!..
    (из объединенных рассылок)
    +
    Презентация Золотого диск.листа
    "Контроллинг и Управленческий учет: вопросы и ответы"
    (что это такое и как работать с дискуссионными листами Subscribe.ru)


  2. >>> Тема выпуска:
    Cтатья об оптимизации работы финансовых служб "Дело для финдира"
    Примите участие в обсуждении


  3. >>> Рекомендую книгу:
    Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет Издание 6
    -М.: Едиториал УРСС, 2006


  4. >>> Свежий анекдот:
    Кейс-стади 1: Corporate Governance

_наверх_


Уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать всех подписчиков нашей рассылки.
Аудитория рассылки значительно выросла после ее слияния с рядом других тематических рассылок Subscribe.ru. Я подтверждаю, как автор рассылки, что все подписчики и впредь будут получать полезную и интересную информацию по контроллингу и управленческому учету и их инструментарию; будут знакомиться с самыми активными обсуждениями Золотого дискуссионного листа Subscribe.ru
"Контроллинг и Управленческий Учет: вопросы и ответы"
.
В этой рассылке будут также анонсироваться наиболее интересные и масштабные тематические мероприятия: конференции, форумы, симпозиумы, по ряду из которых подписчикам будут предоставляться специальные скидки на участие.
В каждом из выпусков рассылки Вы гарантированно найдете анонс книги по управленческому учету и контроллингу, периодически будут публиковаться анонсы специализированных журналов "Контроллинг", "Управленческий учет", "Управленческий учет и финансы", "Управленческий учет и бюджетирование".

ВНИМАНИЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЧИТАЙТЕ

Я периодически получаю письма от подписчиков с вопросом о том, что же такое дискуссионный лист и как в нем правильно работать (общаться). Поэтому я решил сегодня дать развернутые пояснения о сущности и принципах работы диск.листов.

НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ ОЗНАКОМИТЬСЯ ВСЕМ

Дабы упростить восприятие этой информации и сделать процесс более наглядным, я решил сформулировать 10 ключевых вопросов и дать на них краткие, но исчерпывающие ответы. Получился своеобразный F.A.Q. (по-русски, часто задаваемые вопросы и ответы):

========================================================================

                           СПИСОК ВОПРОСОВ:

========================================================================

 1. Что такое дискуссионный лист?

 2. Каковы принципы работы диск.листа?

 3. Что мне необходимо для работы в диск.листе?

 4. На какой адрес писать письма, чтобы они попадали в лист?

 5. О чем можно писать в диск.лист по контроллингу и упр.учету?

 6. Существуют ли какие-то требования к оформлению писем?

 7. Писем приходит много, как их упорядочить?

 8. Я не могу регулярно проверять почту, как уменьшить число писем?

 9. Как пригласить своих коллег и друзей в диск.лист - как подписаться?

10. А какие еще есть дискуссионные листы в Интернет?

========================================================================

                                ОТВЕТЫ:

========================================================================

                                  [1]

Вопрос:
Что такое дискуссионный лист?


Ответ:
Дискуссионный лист -- это специальный формат почтового форума
(вся работа в диск.листе осуществляется преимущественно по e-mail).
Диск.лист удобнее обычного форума, т.к. для работы в диск.листе
достаточно обычного использования электронной почты, при этом
не нужно заходить на какой-то специальный сайт (запоминать адрес),
все письма из диск.листа автоматически доставляются к Вам по e-mail.
Экономится время, экономится трафик.

========================================================================

                                  [2]

Вопрос:
Каковы принципы работы диск.листа?


Ответ:
Принципы работы диск.листа следующие:
существует специальный (служебный) адрес электронной почты, на который
участники отправляют свои сообщения. Робот (программа) на сервере
Subscribe.ru принимает письмо, отправленное на служебный адрес, и
автоматически рассылает его всем остальным участникам диск.листа.

========================================================================

                                  [3]

Вопрос:
Что мне необходимо для работы в диск.листе?


Ответ:
У Вас должен быть открыт почтовый ящик (на любом сервере)
+ желательно использовать любую программу "почтовый клиент",
например, Outlook, The Bat, Opera Mail, Mozilla Thunderbird.
Из указанных программ категорически не рекомендуются Outlook
и Outlook Express. Советуем Вам использовать The Bat или
_бесплатную_, но очень качественную программу Mozilla Thunderbird:
http://www.mozilla.ru/products/thunderbird

========================================================================

                                  [4]

Вопрос:
На какой адрес писать письма, чтобы они попадали в лист?


Ответ:
Специальный служебный адрес, на который нужно отправлять письма:
economics.school.controlling-list@subscribe.ru
При ответах на чье-то сообщение не нужно создавать новое письмо,
достаточно просто нажать на кнопку "Ответить" (Reply), и указанный
адрес подставится автоматически.

========================================================================

                                  [5]

Вопрос:
О чем можно писать в диск.лист по контроллингу и упр.учету?


Ответ:
Золотой диск.лист "КОНТРОЛЛИНГ и Управленческий Учет: вопросы и ответы"
является специализированным e-mail форумом, объединяющим экономистов,
финансистов, бухгалтеров и специалистов информационных служб предприятий.
Тематика обсуждений: контроллинг, управленческий учет, бюджетирование,
BSC (Balanced Scorecard), управление затратами, управление
эффективностью, реинжиниринг бизнес-процессов, автоматизация...

========================================================================

                                  [6]

Вопрос:
Существуют ли какие-то требования к оформлению писем?


Ответ:
Конечно. Но требования эти достаточно просты и способствуют повышению
читабельности писем и комфортности общения в дискуссионном листе.

   Требование 1.
   Обязательно указывайте говорящую тему в письме, т.е. не просто
   "Вопрос" или "Подскажите", а "Внедрение ССП" или "Методики анализа
   затрат" и т.д. Тема поможет сразу понять, насколько интересно
   (актуально) подписчику это письмо, сможет ли он на него ответить
   или принять участие в обсуждении вопроса.

   Требование 2.
   Пишите по существу. Особенно при ответах на чьи-то вопросы или при
   обсуждениях. Личную переписку ведите не через лист, а напрямую с
   заинтересованным участником.

   Требование 3.
   При цитировании удаляйте, пожалуйста, все ненужные части цитируемого
   письма. Не допускайте оверквотинга (излишнего цитирования).
   Обязательно удаляйте служебные части ("шапку" и "подвал")
   цитируемого письма.

   Требование 4.
   Подписывайте свои письма: указывайте свое имя или ник, указывайте
   свои координаты: e-mail, ICQ и т.д.
   Перед подписью желательно ставить следующую последовательность
   символов: два знака тире пробел ввод (посмотрите, как у меня внизу
   письма). Это позволит почтовым клиентам при ответе не цитировать
   Вашу подпись.

Эти требования не являются исчерпывающими, но по сути концентрируют в
себе наиболее значимые принципы оформления сообщений в диск.листах.

========================================================================

                                  [7]

Вопрос:
Писем приходит много, как их упорядочить?


Ответ:
Если Ваш почтовый клиент или почтовый ящик позволяет, то сделайте
отдельную папку для писем из дискуссионного листа. Назовите ее,
например, Controlling. И задайте фильтр (правило сортировки), чтобы все
письма, тема которых начинается (или просто содержит) с префикса
[controlling], попадали автоматически в созданную для них папку.
Если же Вы не можете сортировать по теме, то сортировку (фильтрацию)
можно настроить по наличию в поле "Кому" (To) строки
economics.school.controlling.

========================================================================

                                  [8]

Вопрос:
Я не могу регулярно проверять почту, как уменьшить число писем?


Ответ:
Если для Вас критично количество писем, приходящее из диск.листа, то
существует возможность подписаться на его дайджест, т.е. на такую
форму получения информации из диск.листа, при которой письма
(сообщения) накапливаются в течение всего дня и приходят в виде
1 общего (кумулятивного) письма 1 раз в сутки.
Переподписаться на дайджест можно любым письмом на адрес:
economics.school.controlling-digest@subscribe.ru
Настроить параметры дайджеста можно в своем экаунте на сайте
Subscribe.ru.

Если же Вы уезжаете в отпуск, длительную командировку и т.п., то можно
использовать формат подписки "Доступ только с web". Эта форма подписки
дает Вам возможность читать сообщения в архиве дискуссионного листа
на сайте http://subscribe.ru/archive/economics.school.controlling и главное
писать оттуда же свои сообщения (неподписчики этого не могут делать).
Письма в режиме "Доступ только с web" в почтовый ящик не приходят.
Включить данную форму подписки можно, отправив любое письмо на адрес:
economics.school.controlling-webonly@subscribe.ru

Вернуть нормальный режим подписки (получать каждое письмо) можно,
просто отправив любое письмо на адрес:
economics.school.controlling-normal@subscribe.ru

========================================================================

                                  [9]

Вопрос:
Как пригласить своих коллег и друзей в диск.лист - как подписаться?


Ответ:
Спасибо за интерес к нашему проекту. Чем больше участников в диск.листе,
тем более эффективным становится наше общение. Поэтому приглашайте
друзей и коллег (сотрудников Вашего предприятия обязательно) :)

Чтобы подписаться и стать полноправным участником Золотого диск.листа
"КОНТРОЛЛИНГ и Управленческий Учет: вопросы и ответы",
необходимо зарегистрироваться на сайте:
http://subscribe.ru/catalog/economics.school.controlling
или
отправить любое (даже пустое) письмо на адрес:
economics.school.controlling-sub@subscribe.ru

========================================================================

                                  [10]

Вопрос:
А какие еще есть дискуссионные листы в Интернет?


Ответ:
Рекомендую обратить внимание на мои диск.листы и рассылки:
http://subscribe.ru/author/9810

Большой перечень диск.листов на сервере Subscribe.ru (по рейтингу)
можно смотреть здесь: http://subscribe.ru/rating?disc

В международном масштабе работает сервис диск.листов от Yahoo:
http://groups.yahoo.com На этом сервере можно найти множество
диск.листов, но преимущественно нерусскоязычных.
Ориентировочно русские диск.листы сервера Yahoo представлены здесь:
http://rulists.positic.ru/rulists.txt

Я рекомендую пользоваться Subscribe.ru, т.к. участников диск.листов
на нем намного больше, следовательно, дискуссии (общение) получаются
более активные и плодотворные.

========================================================================

_наверх_


ТЕМА ВЫПУСКА

От: Дмитрий Ковалёв <mi3y-hi3y@r*****.ru>
Обратный адрес: economics.school.controlling-list@subscribe.ru
Тема: Cтатья об оптимизации работы финансовых служб "Дело для финдира"
№ Диск. листа: 4964
Дата: 22 ноября 2007
Архив: http://subscribe.ru/archive/economics.school.controlling/msg/705707

                           Дело для финдира
                           ================
                                            "&Стратегии", ноябрь, 2007
                                               Автор:  Дмитрий Ковалев


Стратегический менеджмент заключается не в осуществлении изменений,
а в том, чтобы четко определить момент, когда в них возникает
необходимость

"Хотя мы и утверждали, что организация проектируется для выполнения
функций, чтобы осуществить стратегию и достичь целей, но это
не означает, что ничего нельзя делать при отсутствии четких целей,
поскольку всегда неявно присутствует широкая цель повышения
эффективности".
                                                        Джон OШонесси

"Только 5% организаций на Западе можно считать истинно совершенными.
Их секрет не в том, чем они занимаются, а в том, как они это делают".

                                                     Джеймс Харрингтон


C конца прошлого века особенно усилилась критика финансовых служб в
неэффективности их работы. В средней западной компании на свое
содержание финансисты еще недавно потребляли 3% от оборота бизнеса.
При этом более двух третей рабочего времени расходовались на
составление и обработку отчетов и только 10%  на поддержку
управленческих решений по добавлению стоимости к входящим ресурсам.
Процесс повышения эффективности работы финансовых служб, начатый CFO,
привел к противоположным результатам, чем планировалось. Были внедрены
более современные инструменты управленческого учета. Бюджет финансовой
службы сокращен до 1% от оборота. Но количество информации, с которой
работают финансисты, стало расти в два-три раза быстрее по отношению
к предыдущему году. За 2002-2004 гг. 225 CFO из компаний, входящих в
список FORTUNE 500, оставили свои посты, а 34% финансовых менеджеров
планируют сменить поле деятельности в ближайшие два года. При этом
сотрудники финансовых служб по-прежнему тратят 67% своего рабочего
времени на составление и анализ отчетов и только 10%  на поддержку
управленческих решений. А со стороны управленцев по-прежнему
высказывается неудовлетворенность качеством работ.

Итог закономерен. Любому функциональному директору, в том числе и CFO,
не следует руководить проектом повышения эффективности работы своего
департамента. В подтверждение этого утверждения представлю три группы
аргументов:
  о   позитивный результат повышения эффективности департамента
      достигается за счет применения инструментов межфункционального
      менеджмента  управления по процессам. Но CFO согласно
      требованиям к своей профессии не владеет этими управленческими
      инструментами;
  о   CFO  функциональный директор  является специалистом в области
      реализации финансовой функции. Но управление или совершенствование
      по функциям в сегодняшних реалиях приводит к убыткам;
  о   CFO не владеет профессиональными знаниями и способностями,
      позволяющими решить, стоит ли начинать проект совершенствования
      и в каком направлении его развивать. Это компетенция стратега.

> 1. Как повысить эффективность финансовых служб

Рисунок 1. Балансовая стоимость не отражает реальную стоимость фирмы,
по которой отражаются оплаты
http://img441.imageshack.us/img441/9321/562tic7.jpg
(для просмотра рисунка откройте эту ссылку)

Начинайте совершенствование финансовых служб с обособления бухгалтерии
от финдепартамента. Умелый и квалифицированный главный бухгалтер и
умелый и квалифицированный CFO  два максимально возможных антипода
по профессиональным взглядам на современный бизнес в команде
топ-менеджеров фирмы.
Выделяя из финансовых функций фрагменты процессов, вы увидите
оставшиеся работы, осуществляемые в департаменте, результат которых
никому не нужен  ни фирме в целом, ни акционерам. Сократив эти
работы, вы уменьшите затраты, неэффективно используемые материальные
активы и высвободите рабочее время персонала на решение действительно
нужных задач. Мои коллеги в одной российской корпорации однажды
запретили создавать целый ряд финансовых отчетов для внутреннего
пользования, и отсутствия этих отчетов никто в корпорации не заметил,
кроме самих финансистов.
Последовательно рассмотрим аргументы в пользу этих двух мер.

> 1-а. Отделите бухгалтерию от финансового департамента и оптимизируйте
> то, что невозможно сократить.

В сегодняшних реалиях бухучет не может использоваться для
управленческих решений. Бухгалтерский баланс  венец всех работ в
бухгалтерии  неверно отражает стоимость капитала предприятия и
акционеров. Бухгалтер, чтобы верно и добросовестно выполнить свою
работу, должен считать, что фирма стоит столько, сколько в нее
инвестировано и осталось на данный момент на балансе. Но в реальной
жизни все совсем иначе (рис. 1). Более того, в течение 20 лет реальная
рыночная цена средней фирмы все больше превышает балансовую стоимость,
достигнув к 2000 г. четырехкратного превышения (рис. 2). И эта разница
растет по мере роста рентабельности капитала, доверенного в
управление. То есть, чем большую степень возврата с управляемого
капитала обеспечивают управленцы, чем успешнее управленцы, тем больше
рыночная стоимость капитала владельца фирмы и тем меньшую долю
стоимости этого капитала способен отразить бухгалтерский баланс.
Процесс дальнейшего превышения рыночной цены капитала над балансовой
стоимостью продолжается, а всяким бизнес-процессом в фирме нужно
управлять. Но нельзя управлять тем, что невозможно измерить. Бухучет
не может измерить  указать факторы-объекты управления, определяющие
превышение рыночной цены над балансовой стоимостью капитала фирмы. Эту
задачу решают модели "управления ростом акционерной стоимости бизнеса"
(VBM), которые используют управленцы для реализации своего вклада в
богатство собственников фирмы сверх инвестированного в фирму капитала.
VBM предполагает, что фирма может стоить и меньше, чем в нее
инвестировали собственники (рис. 1), когда управленцы промотали часть
денег акционеров, а может стоить более чем в 10 раз дороже капитала,
инвестированного акционерами, когда управленцы создали дополнительную
рыночную стоимость в результате своих управленческих действий.

В конце прошлого века опрос среди CFO ведущих мировых компаний выявил,
что большинство из них своей главной задачей видят повышение рыночной
цены капитала акционеров. Тем самым лучшие CFO озвучили свой отказ от
вовлечения в суть дела главного бухгалтера и намерены осуществлять
управленческие функции на основе VBM.

Выделив бухгалтерию в самостоятельное подразделение, увидим, что ее
задачи сводятся к отчетности перед государственными органами
(налоговыми, статистическими и др.), а также фиксированию наличия
имущества и ресурсов по балансовой стоимости. Даже ввод первичной
информации в современных компаниях автоматизирован. То есть лишние
операции можно сократить и не финансировать их выполнение. Более того,
операции можно передать на внешний подряд. Например, ВР (British
Petroleum) передала ведение своей бухгалтерии на аутсорсинг в IBM.
"А как же коммерческая тайна?"  воскликнут скептики. А какую значимую
коммерческую тайну можно отыскать в информации, отражающей менее одной
десятой доли действительного капитала успешной фирмы (рис. 1).
Например, 9% фирм стоят более чем в 10 раз дороже балансовой
стоимости. Думаю, что теперь достаточно ясно одно из направлений
снижения затрат в финансовых службах, а именно в бухгалтерии.

> 1-б. Управление по процессам: разделяй (бизнес на процессы) и властвуй
> (над финрезультатом в целом)

Рисунок 2. Цена бизнеса все больше превышает балансовую стоимость
на фоне продолжающегося роста рентабельности капитала
+
Рисунок 3. "Простейшая процессная модель работы предприятия"
по Дж.Харрингтону
+
Рисунок 4. Модель "Экономической прибыли" определяет акценты
в управлении топ-менеджерами
http://img230.imageshack.us/img230/3744/571thr9.jpg
(для просмотра рисунка откройте эту ссылку)

Некоторые проекты повышения эффективности финансовых служб (к
сожалению, их немного) привели к положительным результатам. На годовое
финансирование работы финансовых служб в этих фирмах расходуется 0,5%
от оборота бизнеса. А нефинансовые управленцы и инвесторы высказывают
высокую удовлетворенность работой этих финансистов. К сожалению,
исследователи констатируют результат, но не дают информации о пути его
достижения. Однако я как профессиональный технолог по менеджменту
(бизнес-контроллер) за указанными цифрами не могу не узнать
среднестатистический "быстрый эффект" применения "методики ААА" 
одного из ключевых инструментов совершенствования процессов. Краткое
представление ААА дано на рисунке 3. Вообще-то в процессном
менеджменте есть всего три альтернативных программы действий (системы
специально подобранных инструментов совершенствования процессов),
способных привести к подобным усовершенствованиям прорывного
характера: бенчмаркинг, реинжиниринг и целенаправленное
совершенствование. ААА входит в каждую из них.

Из основной задачи управленцев  повышения рыночной стоимости капитала
собственников бизнеса  очевидно, что миссию CFO следует искать в
превышении цены бизнеса над балансовой стоимостью. Это превышение
наиболее адекватно описывается моделью экономической прибыли (рис. 4).
CFO должен привлекать финансирование (акционерное и заемное)  IC
(инвестированный капитал)  в проекты, где прибыль с капитала выше
платы за этот капитал. Кроме финансиста, этим действиям никто в фирме
не обучен. В этом  профессионализм финансиста. Также CFO должен
постоянно снижать плату за получаемое финансирование  WACC. Тем самым
он увеличивает числитель в модели экономической прибыли; а также
снижает знаменатель  уменьшает ставку дисконтирования, приводящей к
нынешней стоимости будущие денежные потоки.

В обоих направлениях деятельности CFO по добавлению стоимости (рис. 3)
поставщиками процесса являются поставщики капитала (акционеры и
кредитные учреждения), получающие плату за капитал (ставка
соответственно минимальных дивидендов и кредитных процентов). А
потребители процесса  нефинансовые функциональные директора фирмы,
руководящие своими процессами добавления стоимости к входящим ресурсам
и нуждающиеся в финансировании этих процессов. ROIC (рентабельность
инвестированного капитала) является показателем успешности процессов
нефинансовых менеджеров по получению доходности с инвестированного
капитала (плата за инвестированный капитал не используется в
вычислении показателя ROIC). CFO к ROIC не имеет никакого отношения,
так как он не обучался нефинансовому менеджменту и не занимается им.
Таким образом, выявив и сократив с помощью ААА работы финансистов, не
востребованные ни поставщиками, ни потребителями, мы снизим затраты в
инвестированный капитал и сможем сконцентрироваться на повышении
эффективности нужных работ, применив специализированные инструменты
совершенствования процессов.

Ту же логику можно применить и к другим "финансовым" подразделениям
(табл. 1). Отметим некоторые ключевые моменты этих подразделений.

Управленческий учет и анализ сверх того, что уже делают финансисты для
получения финансирования, на самом деле никому не нужен. Планированием
действий по добавлению стоимости в нефинансовых подразделениях
занимаются не плановики, а те, кто обучен осуществлять действия по
добавлению стоимости и сам осуществляет эти действия. И если плановики
нужны нефинансовым менеджерам, то они находятся в их подразделениях и
подчинены нефинансовым функциональным директорам. Эти подразделения не
могут быть подчинены CFO, потому что либо подлежат сокращению, либо
выполняют работы никак не связанные с миссией CFO.

Аудит и ревизия осуществляются для проверки правильности отражения
капитала в бухучете (CFO не занимается бухучетом) и физическим
наличием имущества, в котором размещен капитал (проверкой подотчетных
лиц). Эта служба также не подчиняется CFO, поскольку выполняет работы,
не связанные с миссией CFO. Самого же CFO достаточно проверить по
показателю WACC (ставка платы за привлеченный капитал), который должен
быть ниже среднеотраслевого значения и снижаться из года в год.

Контроллеры (технологи по менеджменту)  работают с "ошибками" как
финансовых, так нефинансовых менеджеров; а также определяют "систему
измерений" (рис. 3)., потому что нельзя улучшить (устранить ошибку)
то, что нельзя измерить. Контроллеры выполняют трансфункциональные
работы и не могут быть подчинены функциональному директору  CFO,
который не обучался делу за пределами своей финансовой функции. При
функциональном менеджменте контроллеры находятся в подразделении
(подчинении) CFO  далеко от места ошибок нефинансового менеджмента 
и могут лишь выявлять ошибки (рис. 3), сравнивая "факт" с "планом",
добавляя к нему никому не нужный анализ уже неизменных событий. При
этом контроллеры не работают с ошибками самого CFO: так как в
организации невозможна ситуация, когда ошибки шефа постоянно выявляют
и указывают на них его подчиненные. Подобный маразм нельзя встретить в
нефинансовом менеджменте. Вы когда-нибудь видели, чтобы главный
инженер-технолог производства был подчинен начальнику цеха?

Очевидно, что CFO, назначенный руководить проектом повышения
эффективности своего департамента, не пойдет по верному пути по двум
причинам. Объективная: он не обладает нужными знаниями  процессный
менеджмент.

Субъективная: путь к успеху в этом проекте противоречит мотивации CFO,
лишая высокой позиции за счет выведения из-под его власти всех
"финансовых" подразделений, кроме подразделения по привлечению
финансирования.

> 2. Управление по функциям: благими намерениями вымощена дорога в ад

Фиаско процессного менеджмента предопределено в силу неверно
выбранного признака выделения управленческого центра ответственности.
Как правило, это функция по выполнению действий с финансовыми
показателями. Тем самым подразумевается, что должны правильно
выполняться как нужные, так и ненужные действия. Верный
классификационный признак группировки операций в центр ответственности
 добавление стоимости, которое можно измерить численно.

При функциональном менеджменте CFO руководит операциями, требующими
разного профессионального образования (табл. 1). Под управлением CFO
оказывается конгломерат различных подразделений, объединенных лишь
общим признаком  доступом к финансовым показателям. А для укрепления
своего влияния в фирме CFO как всякий разумный человек ищет
дополнительные задачи для своих подчиненных. Обоснованием является то,
что эти задачи прогрессивны и их выполнением занимаются лучшие
управленческие команды. Фатальная ошибка состоит в том, что за
давностью лет забыто правило концепции управления по центрам
ответственности: руководитель центра затрат (ответственный за затраты)
не может давать указания руководителю центра прибыли (ответственному
за разницу доходов и затрат) или руководителю центра доходов. А CFO 
руководитель центра затрат при организации менеджмента по функциям 
фактически дает эти указания нефинансовым менеджерам, руководителям
центров прибыли и дохода. На практике это реализуется через отказ CFO
подписать бюджет подразделений нефинансовых менеджеров и обеспечить
финансированием, пока они не снизят свои плановые затраты. Но затраты
выражают совершаемые действия, и снижение финансирования приводит к
снижению качества продукции/услуг, потере доли рынка и дохода. Однако
за снижение прибыли и дохода отвечает не CFO, который выглядит
молодцом, снизив затраты. Вместо своей работы по привлечению капитала
по низким процентным ставкам CFO "вламывается" в управление чужим
центром ответственности. Любопытно, но с позиции процессного
менеджмента видно, что CFO осуществляет диктат в отношении
внутрифирменных потребителей своих услуг и всячески угождает
поставщикам капитала (кредитным учреждениям), то есть все приоритеты
менеджмента поставлены с ног на голову.

Руководство повышением эффективности функционального департамента со
стороны функционального директора  хорошая иллюстрация правила
"классического подхода к менеджменту": "Установление неверных целей
означает решение неправильно сформулированных проблем, что может
привести к большему расточительству ресурсов, чем неэффективное
решение правильно сформулированной проблемы" (цитата Джона OШонесси).
В моей практике были случаи, когда завод перечислял на содержание
финансистов управляющей компании сумму большую, чем могут заработать
лучшие управленцы в мире с инвестированного капитала в отрасли. Эта
статья относилась на себестоимость завода, из-за чего он выглядел
убыточным; однако в убытках обвинялся его менеджмент. При этом от
финансистов управляющей компании не поступало никаких управленческих
решений. Они плодили бюджеты и отчеты, делая все правильно, но не то,
что нужно.

> 3. Циничность стратегии: стоит ли вообще начинать повышать эффективность?

Таблица 1. Сравнительная характеристика бизнес-процессов, происходящих
в различных организационных подразделениях, причисляемых обычно к
финансовой службе
http://img100.imageshack.us/img100/6350/601tyf4.jpg
(для просмотра рисунка откройте эту ссылку)

Убыточность фирмы, усугубить которую может проект повышения
эффективности под руководством CFO, не всегда несет угрозу успеху
стратегии. Ранее я публиковал схемы того, как управляющие собственники
и управленцы "путают собственную фирму с собственным карманом" в
среднем на сумму 13% от оборота. Согласно результатам исследований
консалтинговой компании Ernst&Young в России, эта цифра достигает 11%.
Собственники/управленцы могут иначе решить вопрос высокой доходности
стратегии. Например, мне приходилось участвовать в получении кредита
холдингом под проект нового предприятия (100% кредитные средства) в
форме ЗАО. Из полученного кредита собственник просто положил себе в
карман 1 млн. евро (примерно 14% от объема кредита) с первого транша
денег. А банк увидит угрозу невозврата кредита лет через пять-семь или
даже позже. При такой доходности упомянутых стратегий безразлична и
затратность финансовой службы, и ставка привлечения кредитов, и цена
завода сверх балансовой стоимости. Важны лишь объем кредитов и рост
оборота, позволяющий больше заимствовать. Г. Минцберг в своей работе
"Высокое ремесло стратегии" указывает: "Менеджеры, которые относятся к
стратегии как к искусству, не тратят время на то, чтобы зачитывать до
дыр разнообразные отчеты и статистические выкладки. Они полагаются на
чувство материала, познают компанию и отрасль на основе собственных
впечатлений". А чувство материала в условиях сегодняшней Украины  это
чувство профессиональных ошибок людей, оказавшихся на управленческих
позициях и распоряжающихся ресурсами компаний своих нанимателей.
Провоцирование и использование управленческих ошибок других игроков
рынка  такая же стратегическая идея, как добавление стоимости и
устранение управленческих ошибок. В Украине среди ошибок управленцев
пока есть случаи использования лишь ошибок поставщиков капитала и
материальных ресурсов.

Заменить эту стратегию или стоит заняться повышением эффективности,
решает только стратег. Именно он оценивает изменения внешней среды
бизнеса, открывающей шансы и сулящей угрозы успеху. Стратег (а в
сегодняшней Украине именно собственник оказывается де-факто стратегом,
а не нанятые собственником управленцы) формирует виденье поведения
фирмы в складывающейся внешней среде. Однако внешняя среда не часто
претерпевает радикальные изменения. "Стратегический менеджмент
заключается не в осуществлении изменений, а в том, чтобы четко
определить момент, когда в них возникает необходимость". В
подтверждение этого своего тезиса Г. Минцберг приводит убедительные
факты: Steinberg (крупная сеть канадских супермаркетов) в течение
1910-1970 гг. лишь дважды меняла стратегию; Volkswagen за 1940-1970-е
лишь однажды; Air Canada  ни разу за сорок лет с момента своего
основания.

В проекте повышения эффективности роботы финансовой службы CFO должен
отойти не только с первой позиции, но и уступить вторую роль. Однако
это не означает, что он должен быть вообще исключен из состава рабочей
группы по совершенствованию работы финансовой службы компании.
То же самое будет справедливо и в отношении других функциональных
директоров, а также подчиненных им функциональных служб. Решать,
когда и какие изменения целесообразно проводить, должен руководитель,
несущий ответственность за стратегический менеджмент, а
непосредственно руководить проектом изменений (или повышения
эффективности) в системе управления  главный технолог по менеджменту.


Присоединяйтесь к обсуждению. Обсуждение статьи идет по электронной почте.

Архив обсуждения доступен по адресу:
http://subscribe.ru/archive/economics.school.controlling/msg/705707

Чтобы принять участие в обсуждении этой и других тем по управленческому учету и контроллингу, необходимо стать участником Золотого дискуссионного листа Subscribe.ru
"Контроллинг и Управленческий учет: вопросы и ответы"
http://subscribe.ru/catalog/economics.school.controlling

economics.school.controlling-sub@subscribe.ru

_наверх_


КНИГИ

Представляю Вашему вниманию:

Управленческий учет Управленческий учет. Издание 6
Авторы: Николаева О.Е., Шишкова Т.В.

Дата выхода: 2006 г.
Обложка: Твердая
Объем: 320 стр.
Издательство: Едиториал УРСС
Оценка покупателей:
Описание:

Данная работа представляет собой учебник по управленческому учету, целью которого является обеспечение менеджеров всех уровней предприятия необходимой информацией для принятия управленческих решений.
Управленческий учет включает методы калькулирования себестоимости продукции и управления затратами, долгосрочное планирование и бюджетирование, контроль и анализ исполнения бюджетов, управление по отклонениям, подготовку информации для разнообразных и многочисленных ситуационных решений.
Многие российские предприятия различных сфер деятельности успешно поставили управленческий учет, используя основные положения данного учебника, особенно в части организации системы бюджетирования и внедрения системы нормативного учета.
Для руководителей, бухгалтеров и экономистов предприятий, аудиторов, преподавателей и студентов экономических вузов, слушателей курсов повышения квалификации, а также всех, кто заинтересован в изучении современного бухгалтерского учета.

    

Р Е К О М Е Н Д У Ю

Приобрести книгу: "Управленческий учет. Издание 6"
в магазине Bolero
http://cima.ru/books.php?book=40297679




Оглавление:

 Предисловие
 Об авторах
 От авторов
1 Основные понятия и термины управленческого учета. Классификация и поведение затрат
 Введение
 1.1Сравнение управленческого и финансового учета
 1.2Классификация затрат. Элементы производственных затрат
 1.3Методы учета полных затрат и учета переменных затрат и их влияние на финансовый результат
 1.4Иллюстративный пример
 1.5Вопросы для самопроверки
 1.6Задачи и проблемы
2 Поведение затрат. Анализ "затраты -- объем -- прибыль"
 Введение
 2.1Постоянные и переменные затраты. Релевантныйуровень
 2.2Анализ "затраты -- объем -- прибыль"
 2.3Иллюстративный пример
 2.4Вопросы для самопроверки
 2.5Задачи и проблемы
 2.6Хозяйственная ситуация
3 Распределение затрат. Системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
 Введение
 3.1Проблемы, возникающие при распределении затрат
 3.2Позаказный метод калькулирования себестоимости
 3.3Попроцессный метод калькулирования себестоимости
 3.4Иллюстративный пример
 3.5Вопросы для самопроверки
 3.6Задачи и проблемы
 3.7Хозяйственная ситуация
4 Планирование и контроль затрат
 Введение
 4.1Основы планирования
 4.2Программирование
 4.3Бюджетное (сметное) планирование
 4.4Общий (главный) бюджет
 4.5Бюджет денежных средств
 4.6Проблемы планирования объема продаж
 4.7Иллюстративный пример
 4.8Вопросы для самопроверки
 4.9Задачи и проблемы
 4.10Хозяйственная ситуация с решением
5 Учет нормативных затрат и анализ отклонений
 Введение
 5.1Понятие нормативных затрат и система "Стандарт-Кост"
 5.2Использование нормативных затрат в калькулировании себестоимости продукции
 5.3Анализ отклонений как средство контроля затрат. Гибкий бюджет
 5.4Вычисление отклонений и их анализ
 5.5Запись отклонений в учетных регистрах
 5.6Иллюстративный пример. Анализ отклонений
 5.7Вопросы для самопроверки
 5.8Задачи и проблемы
6 Анализ и принятие краткосрочных решений
 Введение
 6.1Модели принятия управленческих решений
 6.2Количественные и качественные факторы
 6.3Альтернативные издержки
 6.4Понятие релевантности. Релевантный подход в управлении
 6.5Использование релевантного подхода в типичных хозяйственных ситуациях
 6.6Иллюстративный пример
 6.7Вопросы для самопроверки
 6.8Задачи и проблемы
7 Принятие решений в области ценообразования
 Введение
 7.1Цели ценовой политики. Постановка проблемы
 7.2Концепция ценообразования с позиций микроэкономики
 7.3Факторы, влияющие на ценовые решения
 7.4Методы ценообразования
 7.5Ценообразование в сфере услуг
 7.6Вопросы для самопроверки
 7.7Задачи и проблемы
 7.8Хозяйственная ситуация
8 Модели линейного программирования в управленческом учете
 Введение
 8.1Необходимость использования моделей линейного программирования
 8.2Предположения, лежащие в основе модели линейного программирования
 8.3Этапы решения проблемы линейного программирования
 8.4Методы определения оптимального решения
 8.5Вопросы для самопроверки
 8.6Задачи и проблемы
 8.7Хозяйственная ситуация
 8.8Ответы на вопросы для самопроверки с пояснениями и разбором иллюстративного примера
 Предметный указатель

Р Е К О М Е Н Д У Ю

Приобрести книгу: "Управленческий учет. Издание 6"
в магазине Bolero
http://cima.ru/books.php?book=40297679




_наверх_


ЮМОР

Кейс-стади 1: Corporate Governance

Ворона сидела на макушке дерева, ничего не делая целый день.
Маленький кролик увидел ворону и спрашивает ее:
- Могу и я также как и ты сесть и весь день ничего не делать?
- Конечно, почемы бы и нет.
- ответила ворона.
Тогда кролик сел на землю прямо под вороной и расслабился.
Внезапно появилась лиса, прыгнула на кролика и съела его...

Вопрос: Какова мораль этой истории?
Ответ: Чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень высоко.

_наверх_


С уважением, автор рассылки
Славников Дмитрий
http://slavnikov.cima.ru

slavnikov @ cima.ru


В избранное