Уважаемые подписчики!
Сегодня мы публикуем небольшую статью о бюджетном управлении ведущего семинара 31 мая (подробности о семинаре на сайте www.cfo.ru).
Напоминаем, что 28 мая с 12.00 до 16.00 состоится on-line конференция с ведущими семинара, во время которой вы
сможете задать любые интересующие вас вопросы. Не упустите этой возможности. Вопросы можно присылать заранее.
Планово-экономические службы
или
Как загубить бюджетирование на предприятии
Начинать работу с клиентами по постановке бюджетного управления обычно бывает очень приятно. Менеджеры
компаний уже понимают необходимость внедрения бюджетного управления, предвидят преимущества, получаемые
вследствие постановки такового. Проект по постановке бюджетирования - есть подготовка основных бюджетных
регламентов. В общем случае это:
Положение о финансовой структуре. Положение, а точнее финансовая структура - это слепок с организационной
структуры. Выясняется функционал подразделений, оценивается степень их ответственности за производимые действия;
далее происходит выделение центров финансовой ответственности, выстраивается их иерархия и соответственно
рождается финансовая структура предприятия.
Положение об учетной политике. Здесь мы имеем в виду управленческую учетную политику, которая зачастую не
совпадает с фискальной. Более того, на большинстве предприятий в принципе отсутствует данный регламент, несмотря
на его бесспорную значимость.
Положение о бюджетах. Данное положение содержит бюджеты, которые ведет предприятие, то есть собираются статьи
движения денег, статьи доходов и расходов, составляются функциональные бюджеты, Далее, бюджеты относятся к тем или
иным центрам ответственности.
Положение о планировании. Мы выясняем, какой метод планирования использует предприятие или, если еще никакой
не использует, какой из методов наиболее подходящий. Затем рождается очередность предоставления бюджетов, срок
их подачи, это относится как к горизонту, так и к шагу планирования.
Положение о ЦФО. Оно сводит все данные - данные о центрах ответственности предприятия, бюджетах, разнесенных
по центрам, ответственных за бюджеты.
Проекты постановки бюджетирования занимают, в среднем, около месяца. Работа эта - совместная, то есть принимают
в ней участие как представители заказчика, так и представители исполнителя. Со стороны клиента - это
топ-менеджмент (иногда в лице исключительно финансового директора), с нашей стороны - консультанты в области
бюджетного управления.
По прошествии месяца клиент получает вышеописанные положения и, казалось бы, постановка завершена, но, как
показывает практика, полученные положения - это не значит внедренное бюджетирование на предприятии. Потому
что начинаются будни, и те, кто ответственен за планирование, просто не успевает планировать, потому что у него
нет на это времени, работать надо. И руководство зачастую принимает эпохальное решение. Оно или нанимает на
работу человека, который будет планировать, или использует имеющиеся трудовые ресурсы для привлечения их к
процессу планирования. Появляется планово - экономический отдел. Бюджетное управление именно в этот момент
можно хоронить, потому что оно уже умерло; потому что один из основополагающих принципов бюджетирования -
планирование и выполнение плана - прерогатива одних и тех же служб и отвечать за расхождение плана и факта
должны те же персоналии. В ином же случае сидит ПЭО (возможно в лице единственного человека) и планирует,
хотя понятия не имеет о том, что планирует, каким образом люди фактически будут продавать спланированный
объем продаж или производить спланированный объем производства. Основная роль планово-экономических служб
вытекает из названия - они планируют. А потом начинается выполнение плана. Вот только за перерасход денег
относительно их спланированной величины никто не отвечает.
Не один проект умер, и клиенты не попользовались плодами своих инвестиций именно из-за нежелания выполнять
бюджетные регламенты и использования более простого решения, как то использования планово-экономического отдела.
Закова Н.,
руководитель отдела консалтинга
компании 1-й Архитектор бизнеса