Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетное управление и не только


Информационный Канал Subscribe.Ru

Бюджетное управление и не только

Выпуск N24
от 2002-05-24
Для 1622 подписчиков

Уважаемые подписчики!
Сегодня мы публикуем небольшую статью о бюджетном управлении ведущего семинара 31 мая (подробности о семинаре на сайте www.cfo.ru). Напоминаем, что 28 мая с 12.00 до 16.00 состоится on-line конференция с ведущими семинара, во время которой вы сможете задать любые интересующие вас вопросы. Не упустите этой возможности. Вопросы можно присылать заранее.

Планово-экономические службы
или
Как загубить бюджетирование на предприятии

Начинать работу с клиентами по постановке бюджетного управления обычно бывает очень приятно. Менеджеры компаний уже понимают необходимость внедрения бюджетного управления, предвидят преимущества, получаемые вследствие постановки такового. Проект по постановке бюджетирования - есть подготовка основных бюджетных регламентов. В общем случае это:

  • Положение о финансовой структуре. Положение, а точнее финансовая структура - это слепок с организационной структуры. Выясняется функционал подразделений, оценивается степень их ответственности за производимые действия; далее происходит выделение центров финансовой ответственности, выстраивается их иерархия и соответственно рождается финансовая структура предприятия.
  • Положение об учетной политике. Здесь мы имеем в виду управленческую учетную политику, которая зачастую не совпадает с фискальной. Более того, на большинстве предприятий в принципе отсутствует данный регламент, несмотря на его бесспорную значимость.
  • Положение о бюджетах. Данное положение содержит бюджеты, которые ведет предприятие, то есть собираются статьи движения денег, статьи доходов и расходов, составляются функциональные бюджеты, Далее, бюджеты относятся к тем или иным центрам ответственности.
  • Положение о планировании. Мы выясняем, какой метод планирования использует предприятие или, если еще никакой не использует, какой из методов наиболее подходящий. Затем рождается очередность предоставления бюджетов, срок их подачи, это относится как к горизонту, так и к шагу планирования.
  • Положение о ЦФО. Оно сводит все данные - данные о центрах ответственности предприятия, бюджетах, разнесенных по центрам, ответственных за бюджеты.

Проекты постановки бюджетирования занимают, в среднем, около месяца. Работа эта - совместная, то есть принимают в ней участие как представители заказчика, так и представители исполнителя. Со стороны клиента - это топ-менеджмент (иногда в лице исключительно финансового директора), с нашей стороны - консультанты в области бюджетного управления.

По прошествии месяца клиент получает вышеописанные положения и, казалось бы, постановка завершена, но, как показывает практика, полученные положения - это не значит внедренное бюджетирование на предприятии. Потому что начинаются будни, и те, кто ответственен за планирование, просто не успевает планировать, потому что у него нет на это времени, работать надо. И руководство зачастую принимает эпохальное решение. Оно или нанимает на работу человека, который будет планировать, или использует имеющиеся трудовые ресурсы для привлечения их к процессу планирования. Появляется планово - экономический отдел. Бюджетное управление именно в этот момент можно хоронить, потому что оно уже умерло; потому что один из основополагающих принципов бюджетирования - планирование и выполнение плана - прерогатива одних и тех же служб и отвечать за расхождение плана и факта должны те же персоналии. В ином же случае сидит ПЭО (возможно в лице единственного человека) и планирует, хотя понятия не имеет о том, что планирует, каким образом люди фактически будут продавать спланированный объем продаж или производить спланированный объем производства. Основная роль планово-экономических служб вытекает из названия - они планируют. А потом начинается выполнение плана. Вот только за перерасход денег относительно их спланированной величины никто не отвечает.

Не один проект умер, и клиенты не попользовались плодами своих инвестиций именно из-за нежелания выполнять бюджетные регламенты и использования более простого решения, как то использования планово-экономического отдела.

Закова Н.,
руководитель отдела консалтинга
компании 1-й Архитектор бизнеса



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное