Сегодня вы ознакомитесь с инвестбанкиром Робертом Родригесом,
который создал свою инвестиционную стратегию.
Шестидесятилетнему основателю, исполнительному директору и
управляющему фондами инвесткомпании FPA Роберту Родригесу (Robert
Rodriguez) удаётся делать почти невозможное: получать высокий
доход при работе и с акциями, и с облигациями. При этом Родригес,
что удивительно, не является спекулянтом. В среднем он инвестирует
на 3-5 лет, отбирая в портфель акции небольших компаний с высоким
потенциалом роста, и продаёт эти акции тогда, когда компания
выходит на пик стоимости.
У Роберта Родригеса необычная инвестиционная стратегия. В отличие
от большинства управляющих инвестфондов он не стремится
максимально использовать средства для покупки активов. Доля
наличных денег в фонде, общая стоимость которого превышает $1,8
миллиардов, доходит временами до 40%. Главное - осторожность и
аккуратность в управлении средствами клиентов. Оказывается, и
такая стратегия может приносить неплохой доход.
Роберт Родригес родился в Лос-Анджелесе. Знакомые семьи Родригесов
рассказывают, что когда он учился в пятом классе, в качестве
сочинения на вольную тему все школьники должны были написать
письмо некоему незнакомому человеку. Родригес выбрал не
голливудскую звезду или известного спортсмена, а адресовал текст
Уильяму Мартину, тогдашнему главе ФРС США. Мартин, что ещё более
удивительно, лично ответил юному финансисту, особенно отметив, что
тот в 10 лет не только следит за фондовым рынком, но и стал самым
юным подписчиком издания "Вестник ФРС". Возможно, именно с этого
момента Родригес и принял окончательное решение, что он будет
заниматься фондовым рынком.
В 1971 году, закончив колледж, Родригес сразу же попытался сделать
две вещи: получить степень MBA в бизнес-школе в Южнокалифорнийском
Университете, и взять "быка" за рога на фондовом рынке. И то, и
другое получалось у него с большим трудом. Фондовый рынок в
1973-74 годах переживал крупнейшее падение со времён Великой
Депрессии, и заработки трейдеров были весьма скромными. Это совсем
не походило на то, как Родригес представлял себе Уолл-Стрит: он-то
в те времена был свято уверен в том, что если трейдер (биржевой
торговец) не зарабатывает 20-25% годовых, то он некомпетентен и
недостоин заниматься своим делом. Реальность же оказалась таковой,
что юному выпускнику кем только не приходилось работать помимо
торгового зала, чтобы оплатить учебу. В самые худшие месяцы, когда
торговля на бирже совсем "замирала", он даже ходил по домам и
пытался продавать энциклопедии. "Тогда-то я и понял на своей
шкуре, что такое "медвежий" (ожидают понижения цен) и "бычий"
(ожидают повышения цен) "рынок", - вспоминает Родригес.
Естественно, не обошлось и без потерь. Наиболее чувствительные из
них Родригес с ужасом вспоминает до сих пор. Одним из его самых
больших провалов стала покупка акций компании Executive
Industries, которая занималась производством прогулочных
автомобилей. Изначально они стоили $22 за штуку, но "дна" достигли
по цене 88 центов. Причём Родригес, будучи уверенным в том, что
акции всё равно будут расти, прикупил немалую долю пакета по цене
$8, ещё больше усугубив свою финансовую ситуацию (тут надо
заметить, что потери на Executive Industries могли бы быть ещё
больше, но у него банально закончились деньги).
История Executive Industries научила Родригеса двум вещам. Первое:
"Всегда надо учиться на своих ошибках. Потому что если этого не
происходит, вы будете повторять их снова и снова". И второе: "Ни в
коем случае не бояться. А лучший способ избавиться от страха при
покупке акций – знать, во что вы инвестируете". Родригес
рассказывает, что во время учёбы в университете он немалое время
просиживал в библиотеке, пытаясь понять, как сделать инвестиции
относительно безопасными. Вскоре встретил работу Бенджамина Грэма
и Дэвида Додда под названием "Security Analysis". Прочитав эту
книгу, Родригес окончательно убедился в том, что "горячие" акции –
вовсе не лучший способ заработать на рынке и решил, что отныне его
стратегией станет поиск недооценённых компаний.
Довольно скоро он осознал, что выбранный им путь - это путь
одиночки, которого остальные участники рынка не понимают. "Это
означает, что всю жизнь придётся не обращать внимания на три
вопроса, которые будут постоянно звучать, - говорит Родригес. –
Первый вопрос: "Ты, что, не знаешь, что…?". Второй: "Ты покупаешь
… Что?". И третий: "Ты, что, рехнулся?".
"Но главное: тогда же я понял, что если я сумел пережить кризис,
то смогу участвовать и в росте рынка", - рассказывает будущий
управляющий. И с этими оптимистичными настроениями он продолжил
работать. Следующие 12 лет Родригес провёл, занимаясь
исследованиями рынка торговлей и управлением деньгами в разных
компаниях - Kaufman & Broad, Inc.; Transamerica Investment
Services и других. Наконец, в 1983 году его пригласили в First
Pacific Advisors.
Сегодня Родригес управляет в FPA двумя фондами: Capital, два
подразделения которого специализируются на инвестициях в средние и
мелкие по размеру компании (Small/Mid-Cap), и облигационным FPA
New Income.
Своей инвестиционной философии, придуманной более тридцати лет
назад, Родригес придерживается до сих пор. Его портфель в Capital
состоит лишь из акций 25-45 компаний, средний срок инвестиций в
которые составляет 3-5 лет (притом, что в портфеле "обычного"
инвестфонда находится около 100 акций разных компаний, и редко
какая из бумаг "лежит" в портфеле более года).
Критерии отбора бумаг - хорошая финансовая отчётность, большой
cash flow (денежный поток или поток наличных денег — это
абстрагированный от его экономического содержания численный ряд,
состоящий из последовательности распределённых во времени
платежей. Используется для расчёта показателей экономической
эффективности инвестиций, а также для анализа движения денежных
средств экономического субъекта во времени). Понятная и успешная
бизнес-стратегия, которой придерживается менеджмент, а также
уникальные характеристики отдельно взятого бизнеса. Сегодня в
портфеле Capital среди прочего находятся акции сети магазинов
электроники Avnet, розничной сети Foot Locker и геологоразведочной
компании Patterson-UTI Energy – всех их Родригес считает лидерами
в своих отраслях. Критерии, по которым он отбирает компании, и в
целом инвестиционная политика FPA очень напоминают те критерии,
которых в своей работе придерживается управляющая фонда Optimum
Investment Тура Зергуссен.
Родригес продаёт акции, когда акции значительно вырастают в цене,
либо – когда компания лишается одной из перечисленных выше
характеристик, либо – когда аналитики FPA открывают более
интересную возможность для инвестирования. Впрочем, пока этих
интересных возможностей на рынке Родригес не видит. Когда в
прошлом году на фондовом рынке в США начался масштабный кризис,
FPA среагировал на него с удвоенной осторожностью. Родригес
перевел в кэш 43% активов фонда FPA Capital и почти 66% фонда New
Income, а в декабре и вовсе объявил мораторий на покупку акций –
до тех пор, пока ситуация не стабилизируется.
Следует особенно отметить "скромность" Родригеса в том, что
касается его отношений с инвесторами. Реальность же такова, что
чем на большее время инвестор готов разместить средства в фонде и
не "трогать" их, тем меньше для него будет плата за управление.
Так Родригес стимулирует инвесторов быть терпеливыми и избавляется
от спекулянтов, которых интересует быстрый выигрыш.
Другой особенностью инвестиционного подхода Родригеса является то,
что он не стремится сделать свой фонд самым большим или самым
известным. Capital, к примеру, с 2004 года вообще не принимает
новых вкладчиков (до этого фонд был закрыт для новых инвестиций с
1995 по 2000 год). Политика "неэкспансии" отчасти обусловлена
личными качествами Родригеса (скромностью и почти полным
отсутствием повышенного самомнения, характерного для
инвестбанкиров), но в гораздо большей степени – стремлением
контролировать инвестиционный процесс до мелочей. Вкладчики
фонда также отмечают необычную для Уолл-Стрит открытость
Родригеса. Он всегда способен разъяснить свои действия и намерения
и не "темнит", если ему задают вопрос, куда фонд вкладывает
средства.
Долгое время Родригес был настоящим трудоголиком. Первый свой
официальный отпуск он взял лишь в возрасте 37 лет, когда махнул с
семьёй в Австралию. Однако когда управляющему FPA перевалило за
сорок, он внезапно открыл, что в жизни есть и другие радости,
помимо работы. Тогда он переехал из Лос-Анджелеса в Неваду, на
озеро Тахо, откуда сегодня и управляет своими фондами, и увлёкся
автогонками.
Его любимый автомобиль – Porsche. На нём Родригес со скоростью 180
км/ч гоняет по пустыне, утверждая, что это прекрасно помогает ему
избавляться от стрессов. "Опасна не сама скорость, а внезапная
остановка", - философствует он по поводу гонок. В год Родригес
принимает участие примерно в двадцати любительских гонках и раз за
разом совершенствует своё мастерство, беря уроки вождения.
Родригес говорит, что гонки похожи на игру на фондовом рынке. Мол,
и там, и там нужно обладать техническими знаниями; и в обоих
случаях необходимо всегда держать ногу на педали тормоза, в
случае, если твои конкуренты едут слишком быстро и могут попасть в
аварию. Но если они, напротив, жмут на тормоза – самое время
выжать сцепление и прибавить газу – ведь это замечательная
возможность их опередить.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен
кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе
бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания
или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого
только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать
вопрос Присылайте
новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично,
если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле
письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2010,
Наталия Педченко. Все права
защищены. Разрешается републикация материалов
сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на
автора материала (указание автора и его сайта)