Сегодня мы продолжим разбирать "Что вы делаете не так?"
Шаг второй: продать спасательный круг
Даже если потребности в Вашем товаре или услуге у бывшего клиента больше нет – не спешите списывать этого покупателя со счетов, если он только не обанкротился. Такой клиент ещё может принести Вам немало денег – если Вы поймёте, что же ему нужно сегодня.
Ведь если фирма продолжает работать, если человек продолжает жить – какие-то потребности у него непременно остались и какие-то деньги он всё равно тратит. Отчего бы Вам не попробовать получить хотя бы часть этих денег?
Пусть Ваши экс-клиенты уже не нуждаются в товарах из Вашего ассортимента – но у Вас остались контакты с этой фирмой или с этим человеком, осталась репутация надёжного поставщика, осталось доверие клиента. И благодаря этому Вы можете заработать ещё немало денег на сотрудничестве с тем же клиентом – если вместо бесплодных попыток продать ему то, что у Вас залежалось на складе, предложите клиенту то, в чём он действительно нуждается.
Выясните, что сегодня наиболее насущно для Ваших бывших покупателей, какие проблемы стоят перед ними, какие потребности у них возникли. И затем предложите им решение этих проблем. Предложите товары или услуги, удовлетворяющие их потребность.
Если речь идёт о товарах и услугах, не входящих в Ваш нынешний ассортимент, у Вас есть как минимум два выхода. Первый из них – быстро освоить и эту сферу тоже, наняв толковых специалистов и наладив контакты с поставщиками. Но этот способ таит в себе много подводных камней.
По счастью, есть и второй, менее рискованный путь – стать всего лишь посредником между Вашими бывшими покупателями и фирмой, специализирующейся на том, что им нужно сегодня. Новому партнёру такое сотрудничество также будет выгодно по очень простой причине – Ваша база клиентов и Ваши доверительные отношения с ними позволят сделать много продаж в короткий срок.
Шаг третий: сойти с корабля
Если восстановить отношения с потерянными клиентами и поднять оборот пусть не до предкризисного, но хотя бы до приемлемого уровня не удаётся – стоит задуматься о том, чтобы покинуть тонущий корабль.
Вариантов тут два – уйти навсегда или только пересидеть смутные времена "в спасательной шлюпке".
Если Вы пришли к выводу, что бизнесу не выжить, и не хотите идти на дно вместе с ним – спланируйте и проведите организованное отступление. Спасите с "тонущего корабля" все ценные вещи, распродайте всё, что можно. Причём речь идёт не только о движимом и недвижимом имуществе – могут быть проданы (иной раз за большие деньги) и клиентская база, торговая марка, доменное имя, технологические и административные ноу-хау, пакеты инструкций для персонала и т.п. Если что-то не удаётся продать, позаботьтесь
о том, чтобы сохранить это за собой, чтобы либо продать, либо использовать в лучшие времена.
Если же Вы надеетесь, что в долгосрочной перспективе Ваше дело ожидает блестящее будущее, но при этом видите, что в ближайшие месяцы, а то и полгода-год этот бизнес будет приносить лишь убытки в силу неблагоприятной ситуации на рынке – возможно, Вам стоит пересесть в "спасательную шлюпку".
Для этого Вы можете найти другой источник дохода – альтернативный бизнес, краткосрочный проект или даже работу на зарплате. А свой бизнес поставить "на консервацию" – снизить до минимума все затраты и всю деловую активность, а то и вовсе временно "закрыть лавочку".
Но при этом очень важно продолжать поддерживать контакты с партнёрами, с поставщиками, с клиентами, с бывшими работниками и потенциальными работниками – чтобы в момент, когда Вы решите возобновить деятельность бизнеса, Вы могли именно возобновить её, а не начинать всё с нуля.
Более оптимистичный сценарий
Вы можете компенсировать снижение числа покупателей увеличением продаж каждому из них, можете найти платежеспособных клиентов даже на нынешнем рынке, можете освоить смежные сферы бизнеса...
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать вопрос Присылайте новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2009,
Наталия Педченко. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора материала (указание автора и его сайта)