Сегодня вы узнаете о некоторых способах манипуляции, и как
противодействовать этой манипуляции.
Первый способ манипуляции, о котором я хочу сегодня рассказать Вам,
предназначен для ситуаций, когда манипулятор хочет протолкнуть какие-то
условия сотрудничества или сделки, но предполагает, что партнёр по
переговорам ни за что не согласится на них. Или же, наоборот, он хочет
отменить какие-то из условий, выдвинутых партнёром.
Тогда манипулятор делает очень простую вещь. Во время переговоров он не
затрагивает эти условия вообще. Если же их обозначил в начале переговоров
партнёр – манипулятор не касается этих условий даже единым словом, никак
не высказывает свою позицию по ним. И таким образом создаёт у партнёра
впечатление, что по этим пунктам они друг с другом согласны.
Стороны приходят к договорённости, партнёр начинает действовать, исходя из
этой договорённости – и уже после этого манипулятор "явочным порядком"
начинает проталкивать свой вариант. Делает что-то по-своему, игнорируя
озвученные ранее требования партнёра. Либо, наоборот, выдвигает к партнёру
какие-то требования, которые до заключения договора не
обсуждались.
А когда партнёр возмущается – дескать, мы же не так договаривались! –
манипулятор начинает давить на то, что договорённость уже заключена, что
мелкое неудобство по этому незначительному пункту не должно мешать
большому делу... А если собеседник попадётся настойчивый, то манипулятор
может открыть второй фронт и заговорить о том, что всё равно уже поздно
давать обратный ход, что партнёр может в случае отказа потерять гораздо
больше, и лучше пожертвовать малым, чем потерять всё...
Собственно, расчёт как раз и делается на то, что партнёр не захочет
ссориться из-за мелочи – даже если эта мелочь прописана в договоре (и уж
тем более, если она не прописана). Стерпит, уступит, спасует перед такой
наглостью. Что манипулятору и требовалось.
Примерно так же опытный манипулятор выбивает у Вас уступки – маленькими
порциями, каждая из которых выглядит безобидно. Однако эти мелочи
суммируются, складываются... и в итоге оказывается, что уступили Вы очень
много.
Например, американский психолог Роберт Чалдини описывал использование
подобной стратегии продавцами подержанных автомобилей. Интересы продавца и
клиента, выставляющего машину на продажу, в этой ситуации не вполне
совпадают – клиент хочет продать машину как можно дороже, для продавца же,
который получает лишь проценты от сделки, куда важнее продать этот
автомобиль быстрее.
Допустим, клиент хочет продать свой старый автомобиль за $10,000 и считает
эту цену справедливой. Если продавец сразу предложит скинуть $2000-3000,
клиент с негодованием откажется и уйдёт искать другого агента. Поэтому
продавец выставляет машину по заявленной клиентом цене. Если же через
несколько дней она не уходит за эту сумму, продавец звонит клиенту, и
просит разрешения чуть-чуть сбросить цену, всего на пару сот долларов.
Обычно клиент соглашается.
Проходит ещё несколько дней – и продавец снова звонит клиенту, чтобы
рассказать ему о том, как один покупатель заинтересовался машиной, и точно
взял бы её, если бы она стоила долларов на 300 дешевле. А потом просит
разрешения снизить цену на эту сумму, на случай, если тот покупатель
вернётся. Затем история повторяется ещё несколько раз – до тех пор, пока
цена не становится достаточно низкой, чтобы агент сумел с лёгкостью
продать эту машину и получить свои проценты.
И тогда клиент обнаруживает вдруг – зачастую неожиданно для себя – что
машина была продана всего за, скажем, $7500 вместо запланированных
$10,000. Уступки на сотню тут и ещё на сотню там сложились в изрядную
сумму.
Точно так же действуют опытные манипуляторы и в других сферах. Например,
устраиваясь на работу, человек может получить заверения в том, что его
ожидает определённый круг обязанностей, а сама работа будет занимать 9
часов в день 5 дней в неделю. Если в первый же день на него попытаются
взвалить гораздо больший объём работы, человек с высокой вероятностью
плюнет и уйдёт, обнаружив такой обман.
Но если наниматель будет действовать хитрее, и станет добавлять новые
обязанности маленькими порциями – человек шаг за шагом может прийти к
тому, что будет пахать с восьми утра до девяти вечера, выходить на работу
по субботам, а порой и по воскресеньям, и отвечать за кучу дополнительных
дел помимо того, что было оговорено при найме.
Причём всё это – по собственному согласию. Только согласие это было
дано не разово, а разделилось на много маленьких порций.
Как противодействовать этой манипуляции
И снова, как я писал уже много раз, главным элементом защиты от
манипуляции является собственная осознанность, знание своих целей и
способность распознать манипуляцию.
Если Вы знаете свои цели, если Вы помните изначальные договорённости с
партнёром, будь то поставщик или продавец – при любых уступках партнёру
имеет смысл вспоминать свою цель. И сравнивать положение, в котором Вы
оказываетесь после уступки, со своей изначальной целью.
Сами по себе уступки не являются чем-то плохим, и в любых серьёзных
отношениях какое-то количество уступок и шагов навстречу партнёру просто
неизбежно. Однако если Вы видите, что игра идёт в одни ворота, и что
накапливающиеся уступки могут завести Вас слишком далеко от цели –
возможно, это подходящий момент для того, чтобы остановиться и сказать
партнёру: "Стоп! Дальше я отступать не хочу!"
И, разумеется, очень полезно – особенно в деловых переговорах –
фиксировать на бумаге все изначальные условия. Чтобы потом, если возникнет
спор, всегда можно было вернуться к этой бумаге и сказать: "Посмотрите, мы
договаривались вот так..."
Как говорят журналисты и юристы, "плохой карандаш надёжнее хорошей
памяти".
Кроме того, в бизнесе от этой манипуляции неплохо защищают прописанные в
договоре штрафные санкции и неустойки. Причём важно прописать в договоре,
что все условия идут "единым пакетом", и что нарушение любого, даже самого
незначительного из них, будет рассматриваться как нарушение договора в
целом, позволяющее применить к нарушителю штрафные санкции.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из
Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или
просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только
выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать
вопрос Присылайте
новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет
явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле
письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2009,
Наталия Педченко. Все права
защищены. Разрешается републикация материалов сайта в
Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора
материала (указание автора и его сайта)