Хочу задать вопрос, касающийся первых шагов в маркетинге.
Опишите, пожалуйста, из чего состоит
маркетинг,
исследования,
рынки, стратегии,
планирование.
С уважением, Игорь.
Ответ:
Здравствуйте, Игорь!
На Ваш вопрос ответить полно очень сложно, так как за каждым из них стоит целый раздел знания науки и искусства маркетинга. Но я постараюсь коротко изложить суть терминов, о которых Вы упомянули.
Стандартное определение понятия "маркетинг" это удовлетворение потребностей посредством обмена. По сути, маркетинг – это вид человеческой деятельности так или иначе связанный с процессом потребления.
Базовое понятие маркетинга – нужда – чувство нехватки человеком чего-либо.
Когда человек начинает чувствовать недостаток, он старается либо восполнить его, либо заглушить это чувство. В процессе поиска "как и где, восполнить нужду" человек сталкивается с тем, что ему предлагает общество с определенным уровнем развития. Например, если у него нужда в еде, то он либо срывает гроздь винограда, либо идёт в ресторан. Так формируются потребности в определенных товарах и услугах. Общество потребления на 99% состоит из товаров и услуг. Люди, потребляющие всё это, называются рынком.
Товар (услуга) - всё, что предлагается рынку с целью привлечения внимания, продажи и дальнейшего использования.
Как видите, маркетинг включает довольно большой круг интересов: от психологии и физиологии человека до производства конкретных изделий.
Для удобства работы со всем этим хозяйством выделяют пять параметров:
- товар (услуга),
- цена,
- место продажи,
- продвижение,
- персонал.
Это – костяк, который стоит в основании всех действий деятеля рынка. Не важно, исследования ли это, анализ ли это ситуации или планирование действий на будущее.
Исследования – это поиск, сбор и систематизация информации, необходимой для ответа на конкретные вопросы, возникающие у производителя, продавца или покупателя в каждый конкретный период времени.
При организации системы маркетинга на Вашем предприятии необходимо исходить из принципа разумной достаточности относительно исследований. Не ошибётесь, если возьмёте на вооружение те же пять параметров. Соберёте подробную информацию о товаре - начиная от истории его создания, заканчивая сегодняшним отношением потребителей к нему. Затем о цене на Ваш товар – структуре цены, тенденциях в ценообразовании, отношении покупателей и посредников. Системе сбыта товара и системы организации торгового процесса.
Далее – информацию о системе организации продвижения товара: о результатах прошедших рекламных кампаний, результатах прямых продаж, мероприятий по сбыту, имиджевых акций.
С недавних пор персонал стали так же относить к маркетингу. Большая часть рыночного успеха или неудачи товара зависит от людей, производящих и продвигающих его. В исследованиях персонала главное – выяснить степень удовлетворённости этих людей существующим положением вещей и соотнести результаты с общей картиной.
Рынок – это существующие и потенциальные покупатели Ваших товаров и услуг.
Выделяют пять типов рынков: потребительский, промышленный, перепродаж, государственный, международный.
Деятельность на каждом из них осуществляется по своим законам.
В первую очередь определитесь, на каком из них Вы работаете. Изучите особенности его работы. Определившись с типом рынка, очертите его границы. Для потребительского рынка это - географические, демографические, психологические и поведенческие характеристики тех людей, которые являются вашими прошлыми, настоящими и будущими покупателями. С технологической точки зрения процесс разграничения называется сегментированием рынка. По-простому, чтобы съесть пирог, нужно его разрезать на части – сегменты.
Стратегии в маркетинге возникают тогда, когда собрана воедино вся информация по пяти параметрам, выявлены потенциальные возможности, вытекающие из анализа этой информации, поставлены чёткие цели рыночной деятельности (в том числе и в цифрах). Как правило, стратегии определяются по каждому целевому рынку. Эти стратегии есть не что иное, как способ, которым Вы будете есть каждый кусочек "пирога", при условии, что он доступен и для Ваших конкурентов.
За общим стратегическим планированием следует деталировка действий, вытекающая из выбранных стратегий. Действия так же планируются по принципу пяти параметров. По товару, цене, сбыту, продвижению, персоналу.
Основополагающим документом в маркетинге, в соответствии с которым происходит планирование рыночной деятельности, является план маркетинга товара (услуги). Он составляется на определённый период и включает все необходимые аспекты для полноценной жизнедеятельности фирмы.
Основные разделы плана маркетинга:
1. Анализ текущего рыночного положения товара (услуги).
2. Маркетинговые цели (вытекающие из анализа ситуации и выявившихся потенциальных возможностей).
3. Маркетинговые стратегии (общие и по отдельным целевым рынкам).
4. Общий план действий.
5. Оценка, анализ и контроль результатов.
6. Бюджет маркетинга.
7. Приложения (вся собранная информация).
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать вопрос Присылайте новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2008,
Наталия Педченко. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора материала (указание автора и его сайта)