Бытует очень много ошибочных представлений относительно лидерства. Когда
люди слышат, что кто-то назначен на должность, связанную с лидерством,
они предполагают, что этот человек и есть лидер. Иногда это верно. Но
должности значат совсем немного, когда дело доходит до необходимости
вести людей за собой. Истинное лидерство не может быть предоставлено в
награду, доверено либо получено в результате назначения на пост. Оно
исходит только от влияния, а влияние нельзя получить по чьему-то
распоряжению. Его нужно заработать.
Пять мифов о лидерстве
Существует множество неправильных представлений и мифов по поводу
лидеров и лидерства, которые широко бытуют в народе. Вот пять самых
распространенных.
1. Миф управления
Широко распространенное заблуждение состоит в том, что лидерство и
управление суть одно и то же. Вплоть до самого недавнего времени книги,
которые якобы были посвящены проблематике лидерства, в действительности
часто вели речь об управлении. Главное отличие между ними сводится к
тому, что лидерство связано с влиянием на людей, которые должны
следовать за вами, в то время как управление концентрируется на том,
чтобы поддерживать функционирование систем и процессов. Вот как
прокомментировал данную ситуацию бывший председатель правления и
генеральный директор концерна "Крайслер" Ли Якокка: "Иногда даже самый
лучший управленец или менеджер напоминает маленького мальчика с большой
собакой, который ждёт, чтобы увидеть, куда хочет идти его пёс, а потом
иметь возможность повести собаку именно в ту сторону". Лучший способ
проверить, может ли человек вести за собой или же он способен только
управлять, - это попросить его, чтобы он произвёл позитивную
перемену.
Управленцы, руководители, менеджеры - все они могут лишь поддерживать
имеющееся направление, но не в силах изменить его. Дабы сменить
ориентиры и повести людей в новом направлении, вам нужно обладать
влиянием.
2. Миф предпринимателя
Часто многими предполагается, будто все специалисты по продажам и
предприниматели это лидеры. Но данный факт имеет место далеко не всегда.
Так предприниматель Рон Попейл, которого называли "продавцом столетия",
был изобретательным человеком. Он изобрёл механическую овощерезку,
комплект "Карманный рыбак" и взбивалки для яиц. Его называли "продавцом
столетия". Безусловно, Попейл, является инициативным, предприимчивым,
творческим и преуспевающим человеком, особенно если измерять его успех
теми 300 миллионами долларов объёма продаж, которых достигли его
изделия. Но это не делает его лидером. Люди могли быть готовы покупать
то, что он намеревается продать, но никогда не намеревались следовать за
ним. В лучшем случае он был способен убедить людей на какой-то
кратковременный акт, но не мог оказывать на них никакого долгосрочного
влияния.
3. Миф знания
Вы наверняка знаете выражение: "Знание - сила". Большинство людей, веря,
что сущность лидерства составляет сила, естественным образом склонны
предполагать, будто те, кто обладают знаниями и интеллектом, и есть
лидеры. Но это вовсе не аксиома. Можете посетить любой крупный
университет и встретить там блистательных учёных - исследователей и
философов, мыслительные способности которых настолько высоки, что
зашкаливают диапазон любого теста, но зато способность к лидерству
настолько низка, что даже не регистрируется соответствующими тестами.
Коэффициент интеллектуальности вовсе не обязательно эквивалентен наличию
качеств лидера.
4. Миф первопроходца
Другое ошибочное представление состоит в том, будто любой, кто опередил
толпу, является лидером. Но быть первым не всегда означает то же самое,
что быть лидером и вести за собой. Например, Эдмуид Хиллари стал первым
человеком, который достиг вершины Эвереста. С момента его исторического
восхождения, состоявшегося в 1953 году, многие альпинисты "последовали"
за ним. Но это не делает его лидером.
Хиллари не был лидером даже в той конкретной экспедиции. Таковым являлся
Джон Хант. А когда Хиллари в 1958 году путешествовал к Южному полюсу в
рамках трансантарктической экспедиции стран Содружества наций, то лишь
сопровождал другого лидера, Вивиана Фукса. Чтобы стать лидером, человеку
недостаточно всего лишь находиться впереди - должны также иметься люди,
которые преднамеренно и сознательно движутся по его стопам, следуя
примеру его лидерства и действуя в соответствии с его перспективным
замыслом.
5. Миф должности
Как упоминалось ранее, самым большим недоразумением относительно
лидерства является мысль о том, будто оно основывается на должности, но
это совершенно не так. Стэнли Хаффти подчеркивает: "Вовсе не
должность создаёт лидера, это лидер создаёт должность".
Это можно рассмотреть на примере рекламного агентства "Saatchi &
Saatchi". Когда из этого агентства, совет директоров, уволил
генерального директора Мориса Саатчи, следом за ним ушли несколько
других высших руководителей агентства. Так же поступили многие из самых
крупных клиентов указанной компании, включая "Британские авиалинии" и
изготовителя шоколадных батончиков и других сладостей "Марс". Влияние
Саатчи было настолько велико, что его уход привёл к немедленному падению
стоимости акций его бывшей компании почти в два раза. Всё случившееся -
результат закона влияния. Саатчи потерял свой пост и положение, но
продолжал оставаться лидером.
Лидерство означает влияние - не более и не менее.
Если у лидера нет рычагов - или, иначе говоря, влияния, - то он
оказывается неэффективным. В других организациях человек, занимающий
высокий пост, располагает многочисленными и порой совершенно
невероятными рычагами. Так, например, в бизнесе начальники обладают
просто колоссальными рычагами в форме варьирования размеров жалованья,
премий и льгот. Большинство подчинённых целиком готовы к сотрудничеству,
когда под угрозой оказываются выплачиваемые им средства к
существованию.
Сущность всякой возможности оказывать влияние лежит в умении
привлечь другого человека к участию
Гарри А. Оверстрит
Если вы не в состоянии влиять на других, то они не последуют за вами. А
если они не следуют за вами, то вы - не лидер. Это и есть закон влияния.
Независимо от того, что вам станут говорить разные лица, помните, что
лидерство означает влияние - не более и не менее.
"Тот, кто думает, что ведёт за собой людей, но за ним никто не
следует, всего лишь совершает прогулку".
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то
из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или
просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только
выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать
вопрос Присылайте
новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если
нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле
письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2008,
Наталия Педченко. Все права
защищены. Разрешается републикация материалов сайта в
Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора
материала (указание автора и его сайта)