Что скрывается
под словом "бизнес":
- "станок, который печатает деньги";
- "активы предприятия";
- "клиенты фирмы".
Что хочет получить покупатель, который платит "за клиентов"?
Новые клиенты, расширение присутствия на рынке, уменьшение конкуренции - эти
дополняющие друг друга мотивы лежат в основе его решения. Появляется возможность
увеличить сбыт, в некоторых случаях - поднять цены. В результате образуется
дополнительная прибыль, величина которой определяет верхнюю границу суммы
сделки.
Тут на первый план выходит анализ работы фирмы покупателя, и во вторую очередь
уже смотрят активы и доходность предприятия продавца.
Здравствуйте Анатолий!
Мое предыдущее письмо было посвящено прежде всего предложить
4-ю тему, только не знаю как ее правильно написать в Вашей
формулировке. Потому что пока наиболее частое я встречал -
под покупкой бизнеса подразумевается уничтожение конкурента,
в явном или чаще всего в неявном виде.
С уважением и пожеланием всяческих успехов Вашей рассылке
Евгений Киселев (johnkis@narod.ru)
Это как раз один из аспектов третьей темы. Евгений,
видимо, говорит о "недружественных" слияниях,
где инструментом служит выкуп долговых обязательств предприятия. Я бы не стал
винить в этом конкурентов, которые только и мечтают, как бы тебя проглотить
;-). Это по меньшей мере неконструктивно. И ответственность тут целиком на
руководителе, который "не справился".
А продажа бизнеса своему конкуренту всегда была самой выгодной сделкой ;-))).
Проблема купли -продажи бизнеса заключается, на мой взгляд,
прежде всего в структуре самого бизнеса. Как правило мелкий
и средний бизнес это , так называемый "барыжный" бизнес, т.е.
бизнес во главе которого стоит "ухватистый" человек с
оборотным капиталом от 50 до 500 тыс. долларов США, а все
остальные в его команде просто статисты.
Купить такой бизнес
это все равно, что купить себе работу. Для более активных
сделок купли-продажи, бизнес должен стать акционерным по
своей сути, без пакетов акций типа 50+1. Изменения в этом
направлении в ближайшие годы будут проходить, по всей
видимости, по пути слияний и поглощений, осуществляемых на
бесконфликтной основе и инспирированных желанием мажоритарных
владельцев (ухватистых барыг) реализовать акционерный капитал
с наибольшей эффективностью.
Так, например, для фирмы,
образованной из 3-х 4-х компаний, описанного выше образца,
и имеющей реально действующий совет директоров 5-6 человек,
становиться возможным получение эмиссионного дохода, либо "дорогая" продажа
любой из долей (пакетов акций).
Покупателями акций, вновь созданных компаний,
по всей
видимости станут "топ-менеджеры", работающие по найму и не
имеющие возможности самостоятельного участия в бизнесе но при
этом, заинтересованные в размещении капитала под более
выгодный процент , чем ставки банковских депозитов.
Поскольку я сам являюсь "мажоритарным" владельцем двух
компаний первого образца, мне было бы интересно познакомиться
с людьми, которые думают так же как я.
Искренне надеюсь на развитие Вашей рубрики,
Андрей Харкевич.
anri@fancy.spb.ru
Я сомневаюсь, что в обозримом будущем это явление примет массовый характер.
Отказываться от владения и 100% контроля в пользу большей прибыли - не свойственно
русскому менталитету. Хотя новое поколение управленцев, воспитанное западной
школой, видимо будет строить бизнес именно так.
Анатолий, здравствуйте,
С моей точки зрения, упрощенная модель договоренности по
купле - продаже бизнеса выглядит так:
С точки зрения продавца бизнес стоит 2 годовых объема
чистой прибыли плюс объем взносов в уставный капитал плюс
стоимость имущества, которое удалось "нажить" за время
работы предприятия.
С точки зрения покупателя бизнес стоит ровно столько,
сколько стоит покупка менеджеров по обслуживанию клиентов
вместе с клиентской базой плюс стоимость технологий
(производственных, информационных, человеческих) плюс
стоимость имущества, которое удалось "нажить" за
время работы предприятия.
Предметом договоренности по цене бизнеса, таким образом,
является вопрос по урегулированию стоимости, с одной стороны
прибыли и имущества, с другой стороны кадров и имущества.
С уважением,
Сергей Михайлушкин
mich_su@rambler.ru
Я уже не первый раз слышу, что стоимость бизнеса равна стоимости активов плюс
чистая прибыль за N (обычно 12 - 24) месяцев. Про это заблуждение мы еще будем
говорить, но мне очень интересно, откуда у него ноги растут? Может кто ссылочку
даст?
Добрый день, Анатолий.
Спасибо за рассылку, давно назревшая проблема.
У меня как раз возникла проблема, имеющая непосредственное отношение
к теме. Есть два объекта на продажу. Существует
проблема определения цены бизнеса (продается он по причине
непрофильности - сейчас деньги вкладываются в другой, более
крупный проект).
Оба объекта - сауны. [...]
Тертычный Глеб
sale03@mail.ru
Как вы догадались, это был анонс следующего выпуска. Будем оценивать сауну
;-).
Спасибо за хороший пример. Обе сауны - в Москве, одна возле метро Менделеевская/Новослободская,
другая - у метро Преображенская площадь. Если кто заинтересовался - пишите
Глебу.
Анатолий Белоусов.
О
публикации приходящей почты:
Если нет явного запрета, публиковать письма буду по своему усмотрению.
И указывайте свой e-mail в теле письма, если хотите, чтобы он попал в рассылку.