Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Предпринимательство: мифы и реальность выпуск 10.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 10. Обзор информационных ресурсов “предпринимательской” тематики. Часть II.

Здравствуйте!

В сегодняшнем выпуске я, как и обещал в предыдущем выпуске рассылки, рассмотрю подробно программу Центра “Предпринимательство и Малый Бизнес” и “программу” “Школы Своего Дела” (ШСД) Юрия Мороза. Предвижу огромное количество писем после данного выпуска (в том числе и “возмущенных”), но так уж получилось, что я излагаю свою точку зрения (независимого предпринимателя) в своей рассылке J

Центр “Предпринимательство и Малый Бизнес”
(Высшая Школа Международного Бизнеса
Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ)

1. На сайте проекта (www.esbc.ru) сказано, что данная организация является “ведущим учебным центром России по подготовке директоров и менеджеров для малого и среднего бизнеса”. То есть, совсем не предпринимателей, так как директора и менеджеры это еще не Хозяева и Владельцы бизнеса (правда, могут таковыми стать при определенных условиях, но такие условия в центре, на сколько я понял, изучая их программы, никто не рассматривает). Таким образом, центр рассматривает предпринимателя как грамотного (с точки зрения владения современными технологиями управления предприятием) директора или менеджера (их еще называют “топ менеджерами”), которые в конечном итоге работают на чье-то дело (!), так как реальных навыков организации своего дела в центре не дают (различные “бизнес-игры” и “тренинги” я не рассматриваю серьезно в этом плане).

2. Однако не все так плохо – есть у данного центра свои неоспоримые “плюсы”:

  • программы в принципе интересны с точки зрения получения “теоретических” навыков в области управления предприятием (“Менеджмент в малом и среднем бизнесе”, “буржуйская” программа MBA) и ознакомления с современными западными методами ведения бизнеса (программы повышения квалификации по технологиям управления персоналом, практике управления компанией, методикам создания и развития фирм и т.п.);
  • довольно интересная рубрика “Вопросы и Ответы” (на сайте центра);
  • есть своя библиотека (!).

3. Но, на мой взгляд, “минусов” все равно больше:

  • стоимость обучения слишком велика для начинающего предпринимателя, то есть, получается парадокс: чтобы стать предпринимателем надо выложить “кругленькую” сумму, которой у начинающего предпринимателя, естественно, нет!
  • нет заочной формы обучения, которая сегодня востребована рынком;
  • обучение бизнесу рассматривается как обучение методикам воздействия (управления) на окружающих (на основе западных теорий), что не верно с практической точки зрения;
  • так как программы рассчитаны, в основном, на “управленцев” высшего звена, то предпринимателям из сферы малого бизнеса (то есть, из регионов России) они практически ничего не дадут;
  • преподаватели слишком “дипломированы”, а у народа сейчас растет “непонимание” таких авторитетных “особ” (по принципу “если Вы такие умные, то почему же в стране такой бардак”), хотя центр и не рассчитан на “народных” предпринимателей L.

ИТОГО.

На мой взгляд, стратегическая цель центра “Предпринимательство и Малый Бизнес” – создание федерального резерва высококвалифицированных специалистов, в совершенстве владеющих современными методами управления современным предприятием (это неплохо, но, что будет, если поменяются сами методы и принципы работы таких предприятий?). Естественно, что с этой точки зрения знания, получаемые в центре, оптимальны и выпускники центра стараются найти очень хорошую (с точки зрения заработной платы) работу и уже не особо задумываются о том, зачем же им вообще свое дело! У меня есть трое (!) знакомых, которые прошли обучение в данном центре и, после окончания обучения, были шокированы действительностью, когда попробовали заняться своим делом (по их словам российский бизнес оказался намного “прозаичнее” того, чему их учили). Сейчас все трое работают за зарплату (хотя и очень большую по меркам “среднестатистического” россиянина): один на предприятии оборонного комплекса, второй – в представительстве крупной западной компании, третий – в крупной российской компании (производитель молочных продуктов). А хотели они, когда “записывались” на обучение, создать свое дело… Правда, теперь у них есть красивая “бумажка” (это я про диплом), с которым их сегодня могут взять на хорошую работу (я и сам сейчас, в связи с открытием бизнеса в Москве, серьезно подумываю взять такого специалиста – зарплата в 3000 долларов США должна его устроить J ). Но нет практических навыков открытия собственного дела и, главное, уже нет желания открывать собственное дело (гарантированная зарплата лучше). Конечно, из любого правила есть исключения. Есть у меня еще один знакомый, который прошел обучение в данном центре с целью научиться “грамотно” вести дела (он попросту “зашивался” на работе – без его участия дела в его фирме “стопорились”). Он не жалеет, так как сказал, что главное чему он научился – это то, что западные теории в российском бизнесе не работают (при этом он, правда, сумел адаптировать полученные знания к своему бизнесу, но благодаря своему уже имевшемуся предпринимательскому опыту)!

“Школа Своего Дела”
(автор Юрий Мороз, www.moroz.onego.ru)

Прежде чем излагать свое мнение по поводу данной “программы” “обучения” предпринимательству, хочу сразу сказать, что я изучил материалы первых семи месяцев обучения в данной школе (кстати, с точки зрения восточной философии это и не школа вовсе!), поэтому знаю, о чем говорю J.

1. Сначала общие замечания.

Я так понял, что Мороз создал этот свой проект в первую очередь с коммерческой целью (все очень грамотно с точки зрения продвижения “товара”: стоимость, методы, “поддержка” и т.п.). По крайней мере, я никаких целей, кроме как “заработать денег автору” из материалов первых семи месяцев не увидел. Весь материал можно “уместить” в формат “методички” (книжечка формата А5 листочков на 20), но тогда эту “методичку” никто не будет покупать за ту цену, которую просит автор (это, кстати, относится и к широко обсуждаемым в Интернете книгам Кийосаки!).

По материалам явно прослеживается тенденция “изменить мир”, но не совсем понятно, что автор понимает под этими словами и, тем более не понятно, как он это собирается сделать. Мне показалось, что автор сам сейчас находится в процессе “творческого поиска” целей своей школы, которые можно бы было “озвучить” J.

Кроме того, мне показалось, что материалы ШСД (это авторское сокращенное написание) “пропитаны” духом американской мечты (хотелось бы в этом ошибаться) – “сначала заработать денег, а потом жить спокойно, занимаясь любимым делом”. Это один из мифов современной цивилизации и так не получится!

Автор призывает быть ОДИНОЧНЫМ предпринимателем (при этом, правда, есть упоминание про коллективный разум, но не совсем понятно, что автор имеет в виду, употребляя эти слова) и при этом основная стратегия деятельности такого предпринимателя – подстраиваться под существующие “внешние” условия для развития Своего Дела, а не создавать такие (новые!) условия (например, “ненормированный рабочий день” – это ненормально и неправильно!). То есть, стратегия ученика ШСД – спрятаться от “внешнего” мира (сам автор, кстати, живет в лесу) и с максимальной пользой для себя использовать его (мира) существующие недостатки. Но не менять этот “внешний” мир в лучшую сторону!

Еще мне непонятно стремление “увязать” “учение” ШСД с так называемым образом будущего Анастасии. Если автор ШСД не хочет менять настоящее с целью достижения лучших условий бытия человека, то о каком образе будущего он ведет речь? Может быть, мне кто-то из моих подписчиков разъяснит этот момент? Заранее спасибо.

2. “Плюсы” ШСД.

Первый неоспоримый “плюс” данного проекта состоит в том, что автор учит действовать и, при этом, постоянно “самообучаться” в процессе производимых действий. Это, конечно же, правильно – без практики предпринимательских навыков не развить! Но, при этом, автор умалчивает, что по большому счету, далеко не каждый сегодня может стать предпринимателем (но этот вопрос мы рассматриваем в нашей рассылке J).

Второй “плюс” – достаточно много приводится практических примеров.

Третий “плюс” – автор излагает материалы в виде тренинга, “переработав” много западных методик (скорее всего, действительно на собственном опыте) с учетом российской “специфики”. В принципе, автор объединил в своей школе материалы многих западных книжек-тренингов на тему “как заработать миллион не вставая с дивана” и, с одной стороны, это хорошо (меньше времени человек потратит, чтобы прочитать несколько книжек и “опробовать” их на практике), но, с другой стороны, практика жизни показывает, что люди, которые хотят получить некую “методику” бизнеса (чтобы просто действовать “по пунктам” для достижения результата) очень редко действительно становятся предпринимателями (мой опыт это подтверждает)

3. Теперь по поводу “минусов”.

Во-первых, материал слабо структурирован (особенно это заметно, начиная с пятого месяца обучения), не смотря на то, что в материалах ШСД содержится очень много полезных мыслей для тех, кто хочет стать предпринимателем.

Во-вторых, вся информация, которая изложена в ШСД есть в Интернете в совершенно свободном доступе! Другое дело, что в ШСД эта информация хоть и слабо, но структурирована. Хотя, на мой взгляд, те, кто не сможет найти интересующую его информацию в Интернете вряд ли станут предпринимателями L.

В-третьих, отсутствует как таковая ТЕОРИЯ предпринимательства (на мой взгляд, это очень важный момент!), которая заменена “набором” неких догматов.

В-четвертых, на мой взгляд, автор слишком навязывает свое мнение и слишком “растягивает” преподаваемый материал (но без этого он бы продавался хуже).

И, наконец, в-пятых, в самих материалах ШСД очень много “ошибок”: логических (например, как Вам такая фраза – “говорят тебе не делай, а ты все равно делай”), синтаксических, грамматических и т.д.

ИТОГО.

ШСД, безусловно, имеет право на существование, хотя бы потому, что она уже существует довольно длительное время и имеет как своих ярых поклонников, так и не менее ярых противников (к таковым я, кстати, себя не отношу). Но, лично мне кажется, что Юрий Мороз создавал свое “детище” в первую очередь для коммерческой выгоды и именно по этой причине ШСД очень напоминает религиозную секту со своим строгим “набором” догм и “правил поведения” - как известно, именно “религия” сегодня является одним из наиболее высокодоходных бизнесов (по своему опыту общения с представителями ШСД могу сказать, что люди эти практически не идут на контакт с теми, кто не разделяет их взглядов).

Хотелось бы мне ошибаться, так как идея в принципе красивая и правильная…

А вообще, хотелось бы заметить, что тот, кто решил для себя, что будет предпринимателем – обязательно им станет! Рано или поздно, но станет. И никакие теории ему по большому счету не нужны (с ними, конечно, этот процесс пройдет значительно быстрее), главное для себя ответить на вопрос “Зачем мне быть предпринимателем?”. Но об этом в следующих выпусках…

До встречи!

С уважением,
Прошлецов Андрей,
автор и ведущий рассылки “Предпринимательство: мифы и реальность”.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное