Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес от А до Я.

  Все выпуски  

Бизнес от А до Я: функции бизнеса.


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылки от abbeyhouse.ru

 выпуск 7

БИЗНЕС от А до Я

26.05.04

Бонус для подписчиков (К. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк.).

Некоторые наши мероприятия:

IV Международная Конференция «Высшее образование и Болонская конвенция; проблемы и решения». 19 - 26 июня 2004 г. Нидерланды -  Германия. Подробно.

Цикл семинаров: «Бюджетные отношения в Российской Федерации: анализ и правовое регулирование».  «Социальный  контракт  Европейского  сообщества  ( социально- экономические  критерии, нормативы, правила, нормы  ЕС)». Подробно.

 

Основой для создания данной рассылки послужил материал книги автора, которая в данный момент готовится к изданию.  

 

ПРИВЕТ ВСЕМ!

 

Функции бизнеса.

Очевидно, когда есть определенность с целями и стратегиями, когда понятно содержание деятельности и бизнес в целом определен, можно уже говорить о функциях, процессах или процедурах, необходимых для реализации потенциала данного бизнеса.

Итак, бизнес – это деятельность и отношения. Приглядимся к этому повнимательнее.

Действия могут быть беспорядочными. Тогда между началом действия, его промежуточными значениями и окончанием нет никакой зависимости, т.е. нет фактора, от которого зависит действие, и нет соответствующего фактору результата действия. Осмысленное действие всегда связано с осуществлением какой-либо функции: когда имеется фактор, от которого зависит действие, и имеется соответствующий фактору результат. (Простите за банальность).

Вспомним о курсе дифференциального и интегрального исчисления и рассуждениях по аналогии. Каким функциям, каким действиям, в основном, посвящен этот курс? В любом справочнике вы можете найти ответ -  «Полезные функции». Это периодические функции (типа синусоиды), экспоненциальные, степенные и т.д. Именно с помощью этих функций описывается и предсказывается большинство явлений окружающей нас физической жизни.

Также и осмысленное поведение в бизнесе аналогичным образом связано с осуществлением (действием по реализации) целого ряда полезных функций, помогающих исследовать, определять, прогнозировать, реализовывать и контролировать явления окружающей нас деловой жизни. 

Таким образом, выстраивается следующая цепочка изложения: базовые представления (атрибуты) – функции – и далее будет рассматриваться субъект, выполняющий  действия по реализации этих функций. Или мы что-нибудь будем менять местами для удобства изложения.

С каждым бизнесом связано  множество последовательных и параллельных действий, совершаемых конкретными людьми или их объединениями, организациями. Когда ваша деловая организация – это вы сами, помимо   чисто предпринимательских бизнес-функций, вы будете вынуждены выполнять все связанные с осуществлением бизнеса  функции менеджера и специалиста-разнорабочего. Вы чувствуете в себе эти три «лошадиные силы?» Если да, то поверьте – это не надолго. Каждому виду деятельности вы сможете посвящать только треть своего рабочего времени, если не будете втрое перенапрягаться. (Не поленитесь, найдите в интернете электронную книгу: Майкл Е. Гербер (Gerber), «П-миф» или другое название «Предпринимательство: миф или реальность», повествующую о непростом начале и осознании индивидуальной трудовой деятельности).

 Не пора ли подумать об организации интеллектуальных, материальных, информационных, трудовых и других ресурсов под одной крышей? С этого момента мы будем говорить о предприятии или организации как о субъекте предпринимательской (бизнес) деятельности, потому что функции бизнеса проще рассмотреть и понять на примере деятельности организации, когда все они представлены наиболее полно. Нам кажется такой переход логичным: от определения к его практическому  воплощению.

Нашей целью является последовательное представление всех значимых функций предприятия на основе сформулированных выше базовых представлениях бизнеса.

К основным бизнес-функциям предприятия относятся те, которые имеют отношение к рынку, каналам сбыта и товару. (Первые три атрибута большее отношение имеют к управлению бизнесом и связанные с ними  функции более полно будут рассмотрены в соответствующем разделе).

Это в первую очередь так называемая множественная маркетинговая функция, или просто и коротко – МАРКЕТИНГ. Мы специально выделяем термин «множественная», так как за коротким словом «маркетинг» достаточно сложно разглядеть весь объем рассматриваемого маркетингом материала.

 Не следует беспокоиться, если на вашем предприятии не существует маркетингового отдела. Возможно, выполнение этой функции распределено по разным отделам и курируется одним из руководителей. Это нормально. Но если вы вообще не слышали ничего о маркетинге, ваше предприятие имеет такое же отношение к бизнесу, как моя прабабушка к бразильскому футболу.

Западная деловая культура уже давно  включает в себя философию маркетинга как естественной среды бизнеса. Более того, наиболее продвинутые предприятия пытаются даже отказываться от разросшихся отделов маркетинга, ссылаясь на то, что и так все члены организации исповедуют эту философию. Это деловая норма. Бизнес – стандарт. Тем не менее, в сфере образования подрастающего поколения маркетингу уделяется самое серьезное внимание.

Многие российские предприятия успешно освоили маркетинговые технологии и уже не понимают, как же без них жили раньше. Как они к этому пришли?  Как они это сделали?  Какие ресурсы привлекали?

Пришли очень даже просто: неуклонно теряя потребителей и размышляя, на что мы будем дальше жить и что же делать? Пришли к пониманию того, что потребитель – это босс, от него зависит содержимое собственных  карманов, что нужно точно знать, чего же он хочет и обслуживать его по полной программе. А босс хочет самого высокого качества, самой низкой цены, очень быстро и на «блюдечке с голубой каемочкой».

И сделали каждый по своему разумению и возможностям. Главное – это то, что все-таки сделали. Кто-то обратился к консультантам, кто-то сразу создал маркетинговое подразделение и загрузил его работой, кто-то решил воспользоваться имеющимися   ресурсами    без дополнительных  вложений (у большинства предприятий маркетинговая информация в том или ином виде имеет место быть).

В итоге все они пришли к необходимости налаживания действенной системы учета параметров сбыта, клиентов и их пожеланий, деятельности каналов сбыта и т.д. Это были первые действия. Потом более подробно знакомились с философией маркетинга. Далее стало понятнее, что делать, как делать и для кого делать. Именно так. Все они утверждают о том, что пришло более точное и полное понимание собственного бизнеса. Так и должно было быть.

Бизнес и маркетинг понятия совершенно неразделимые. Без маркетинговых представлений и данных невозможно определить бизнес как таковой. Маркетинг это инструмент для изучения бизнеса в целом и его составляющих и, соответственно,  действенный механизм повышения его эффективности как экономической структуры. Это зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и аналитический центр бизнеса, его разведка и генеральный штаб.

Мы надеемся, что  Вы согласны: маркетинг является основной бизнес-функцией предприятия.

(Приношу свои извинения за менторский тон изложения материала. Стараюсь изменить. И. Скотников).

Допустим, непрерывно осуществляемая на предприятии маркетинговая функция в данный конкретный момент времени рисует отрадную картину   нашего бизнеса: товар у нас хорош, каналы сбыта доставляют его куда надо, счет в банке растет как на дрожжах. Самое время спокойно поразмышлять о будущем. Но всем известно, что хорошо много не бывает.

Маркетинг свидетельствует, сейчас все в порядке, но: готовится новое таможенное законодательство; скоро выйдет в свет новый закон, например, «О техническом регулировании», и сложно будет получить сертификат по соображениям экологии; конкуренты начали использовать более дешевое сырье при производстве аналога нашего товара; основной потребитель все больше и больше отдает предпочтение доставке товара на дом, а у нас в наличии только традиционная система (каналы) распределения; очень похоже на то (и об это свидетельствуют опросы потребителей), что придется улучшить эргодинамические характеристики товара; и надо ли нам что-либо менять, если мы не сможем получить сертификат, и т.д. Спокойствия как не бывало.

Что предпринять (какие действия предпринять) в ближайшем будущем?

Можно: заняться усовершенствованием товара и снизить его себестоимость; организовать новые каналы распространения (торговые агенты, коммивояжеры); обезопасить себя с точки зрения сертификации (внести поправки в закон); но, можно не делать ничего из перечисленного, просто перейти на другой товар (ассортимент), пригодный с точки зрения маркетинга для имеющихся каналов распределения и внешней и внутренней среды. Только надо посчитать, что почем. Но не это сейчас важно.

Все действия, перечисленные в предыдущем абзаце, с точки зрения бизнеса переведут предприятие в некоторое новое состояние. Вот где собака зарыта. В переходе предприятия в новое, более предпочтительное состояние собственного бизнеса. В его способности к переходу  в новое состояние. Поэтому понятно, что в управлении бизнесом предприятия с необходимостью должна существовать функция, реализация которой способна перевести предприятие в другое, лучшее измерение. Это и есть еще одна основная (базовая) бизнес – функция, в современном нам толковании известная как ИННОВАЦИОННАЯ.

 Маркетинг – это факты о реальном состоянии бизнеса, факты о состоянии внешней и внутренней среды предприятия. Это основа для принятия решений. Инновации – это предпринимательские действия  на основе этих фактов, открывающие новые грани предприятия и улучшающие его состояние. И здесь не надо бояться изобретать велосипед. Надо уметь пользоваться хорошо проверенными решениями и при необходимости предлагать новые. У каждого свои пространственные и временные горизонты.

Инновации (перемены, изменения) предпринимаются в отношении: к целям, стратегиям, к товарам, каналам сбыта, рынкам; к внешней среде предприятия; к внутренней среде предприятия. В совокупности, или в некоторых комбинациях, или по отдельности.

Например, «Мерседес» постоянно стремится в конструкциях своих автомобилей к уменьшению дверного  зазора. Такого рода «мелкие» инновации имеют еще одно наименование:  улучшения. А философия японского делового мира под названием Кайзен проповедует целую систему постоянных улучшений (постоянных изменений к лучшему) на всех этапах производства и уровнях организации - это пример инновации, имеющей отношение к внутренней среде предприятия. Можно воспользоваться этим «велосипедом». Или «МакДональдс», который начал свой бизнес с торговли гамбургерами, перешел на торговлю франшизами и успешно развил свой бизнес на недвижимости. Это совокупные, глобальные инновации в бизнесе, которые затрагивают всю его структуру.

Инновационная функция настолько существенна, что мы рассмотрим ее еще раз в несколько ином представлении. Для чего опять обратимся к рассуждениям по аналогии.

Для начала введем самое общее определение характеристики любого объекта    ( или системы), испытывающего внешнее воздействие. Вот оно: при любом воздействии на объект соотношение причины и следствия есть характеристика объекта.

Теперь посмотрим, как оно работает на известных примерах.

Возьмем второй закон Ньютона. Соотношение причины (силы) и следствия (ускорения) есть характеристика объекта (масса). Для изучения движения данного объекта (в рамках курса механики) другие характеристики объекта, такие как форма, площадь поверхности и пр., не имеют никакого значения.

Аналогичным образом, для закона Ома будем иметь: отношение причины (напряжение) к следствию (ток) есть характеристика проводника (сопротивление). И совершенно не важно, какое у проводника поперечное сечение. В обоих случаях характеристика имеет форму числа. Это простейшие случаи.

 Более сложный пример из механики деформируемого твердого тела: отношение причины (напряжение) к следствию (деформация) есть характеристика – в данном случае это уже функция текущего состояния деформируемого тела. И в данном случае, когда функция имеет простой вид, можно получить числовую характеристику объекта в виде определенного интеграла от этой функции.

Отметим для себя общее важное качество «характеристики» любого объекта – свойство инерционности. Чем выше (больше) характеристика, тем сложнее причине превратиться в следствие, тем меньше следствие (тяжелую машину труднее разогнать). В некоторых случаях высокая инерционность полезна, и тогда мы имеем дело с объектами класса «демпферы». В других случаях высокая инерционность может  просто раздражать (попробуйте поработать на компьютере старого поколения). В случае с бизнесом такая инерционность может быть роковой.

Посмотрим, что нам дает сформулированное определение для бизнеса. Соотношение причины (затраты) и следствия (прибыль) есть характеристика бизнеса. Запишем это в одну строчку:

Затраты = (Характеристика бизнеса) Прибыль.

Что делает нашу характеристику менее инерционной? Это очевидно - способность бизнеса к эффективным действиям и быстрым изменениям в лучшую сторону. Вот мы и вернулись к одной из основных бизнес-функций, к инновационной способности предприятия.

Быстрые ИННОВАЦИИ, опирающиеся на непрерывно получаемые достоверные МАРКЕТИНГОВЫЕ ДАННЫЕ – вот что дает полноценное понимание динамики бизнеса и делает его процветающим!

Это две основные (базовые) бизнес – функции предприятия.

 

Перепечатка материалов статьи данной рассылки допускается при условии обязательного включения внизу статьи, без каких-либо изменений, следующего текста:

"И.А. Скотников - автор рассылки «Бизнес от А до Я». E-mail:      skotnikov@abbeyhouse.ru. Сайт рассылки: http://www.abbeyhouse.ru"

Copyright 2003. Скотников Игорь Александрович .

Наш сайт

Написать нам 

Ближайшие семинары и другие мероприятия

Бонусы для подписчиков

Архив рассылок

Рассылки подробно

 

Наши рассылки:

БИЗНЕС

ОТ А ДО Я

Подписаться здесь

рр

 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИСО 9000 и другие стандарты

Подписаться здесь

Подпишитесь

 на наши

 рассылки

 и Вы

 сможете

 избавиться  

  от проблем 

 в бизнесе, 

или не

 подписывайтесь

 и оставайтесь

 со своими

 проблемами.

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное