Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записная книжка бизнесмена

  Все выпуски  

Записная книжка бизнесмена. Диалоги о личной эффективности 301


Академия Романовой Елены

Власть, основанная на принуждении.

 

В прошлых выпусках мы упоминали о формах проявления власти, которые менеджмент признаёт, как ключевые:

  • Законная власть
  • Власть, основанная на вознаграждении
  • Экспертная власть
  • Власть, основанная на наказании
  • Харизматическая власть.

Мы рассмотрели с Вами законную власть, власть, основанную на вознаграждении.

Сегодня поговорим о власти, основанной на наказании.

Любой человек может оказывать (и оказывает) влияние на поступки других при помощи различных своих действий (проявлений). Одно из таких действий – принуждение или наказание (запугивание).

В детстве любой из нас сталкивался с тем, что взрослые что-то требовали от нас и, не получая требуемое, воздействовали на нас наказанием. Тем самым, принуждая к необходимому для них (было ли это необходимо для нас?…).

Далее, повзрослев, мы встретились в школе и с пятёрками и с двойками. Пятёрками поощряли - наши старания и сообразительность, направляя в нужном русле, закрепляли потребность в обучении.

Двойками подстёгивали за лень и нерадивость.

Любая бальная система оценки задумывается, как благое дело. А уж, что из этого получается… Зависит от того, в чьих руках оказывается система оценки

Система оценки, через пятёрки или двойки, предназначалась ещё и для того, чтобы у детей, т.е. у нас с вами, выработалась собственная шкала оценки. Что из этого получилось, вам легко проверить, оглянувшись на свою жизнь…

Мало, кто вспоминает школу добрым словом. У каждого есть опыт утаивания двоек и троек от родителей, подтирания их в дневниках или, вообще удаления страниц. Всё это сопровождалось нервозностью, переживаниями и наказаниями. Одно наказание (двойка) тянуло за собой другое – нас, например, не пускали гулять, смотреть телевизор и пр. Получается, что двойка, как наказание, имело слабое влияние на нас, раз требовалось дополнительно его усилить родительским наказанием.

Эта форма власти, проявляемая учителем, не имела той силы, на которую рассчитывали придумывающие бальную систему оценки. Или, учителя не справлялись с данной им властью (скажем мягко, не все справлялись) …

Власть в разных руках может иметь разную силу влияния …

Наказаниями и двойками нам грозили, нас пугали. И всё для чего? Для того, чтобы дети делали то, что требовалось от них или было приемлемо социальным.

Родители проявляли власть, как взрослые, оценивая нас, то «хорошо», то «плохо». Учителя им вторили…

Повзрослев, каждый из вас, читатель, может вспомнить и самостоятельно оценить, какое наказание было действенным и полезным для вас (предостерегало от чего-то неблагоприятного, останавливало негативную тенденцию в поведении, чему-то учило, т.е. делало вас более уверенным), а, какое наказание было бесполезным и, даже вредным, т.к. негативно сказывалось на вашей самооценке.

Вы можете вспомнить, чьи оценки и чьё наказание для вас имело – вес и значение. Это, как правило, были люди, которых вы уважали, чей авторитет для вас был примером. Наказание, полученное от таких людей обладало особым смыслом. Оно укрепляло вас… Таких людей вы старались не огорчать.

Чем выше авторитет человека, от которого вы зависели (учились) – тем реже требуется проявлять наказание…

Родители часто применяли наказание по делу и без дела… Взрослые делали это, как могли. Они вас любили по-своему, воспитывали, как умели.

А теперь давайте посмотрим на бизнес, на управление людьми в компании…Что мы видим там?

Та же система оценки «пятёрок» и «двоек». Система «кнута и пряника».

Только, предполагается, что этой властью - оценивать, наказывая, руководитель будет пользоваться не – как может, а – верно и полезно для дела. Чтобы сотрудник рос профессионально и не совершал нежелательных действий для компании.

Подразумевается, что сотрудник – это уже взрослый человек, который понимает (понимает и знает!), «что такое хорошо, а что такое плохо». Тем не менее, руководитель не редко сталкивается с теми, кто работает спустя рукава, кто сбрасывает или не берёт на себя ответственность, кто, откровенно, разгильдяй, наносящий вред делу, но желающий получать, как можно больше денег.

Вот тут-то и вступает в силу та форма власти, которая опирается на страх, запугивая тех, кто совершает нежелательные действия. Власть, основанная на принуждении (наказании) обладает силой в момент её проявления и ослабевает со временем, т.е. используется на коротком временном отрезке. Наказали: лишили чего-то ценного (должности, премии, доверия). Вызвали очень бурную реакцию стыда и несогласия. Кто-то вслух это выражает, кто-то молча… Время прошло – всё забылось…

Показательные «порки» и «казни» носят воспитательный характер всех сотрудников: «Мол, посмотрите, что ждёт и вас, если вы будете делать то же самое…» Почти, как в средние века, правители рубили головы неугодным… Цель - та же. Эффект должен быть бы тот же, но, увы… он не всегда достигается.

Власть, основанная только на наказании, имеет свои побочные, нежелательные эффекты, которые снижают авторитет руководителя и ухудшают психологический климат (рабочий настрой) в компании.

Работать под гнётом постоянного страха наказания, как под Дамокловым мечом, невозможно. Это разрушает личность и здоровье любого человека.

Используя только форму власти, основанной на принуждении, запугивании (наказании), руководитель разрушает и себя, и свою власть, снижая силу влияния на компанию в целом и на отдельных её сотрудников.

Если руководитель заслуживает уважение у своих подчинённых, имеет авторитет, умеет правильно наказывать, тем выше эффект от примененного вида воздействия – формы власти, основанной на наказании. Тем реже ему надо наказывать…

Чем выше авторитет руководителя – тем реже требуется наказание подчинённых…

Если авторитет руководителя - так себе, то любое наказание, применённое к кому-либо, будет значительно снижать авторитет: «Ну, подумаешь, Иванова уволили. Пусть только тронут меня, я сам тут же уйду, ещё уговаривать станут остаться!»

Постоянно наказывая, руководитель неизбежно столкнётся с тем, что его сила влияния на сотрудников ослабеет, власть – тоже. Сотрудники, скорее уйдут из-под власти такого руководителя, чем будут подчиняться ему. Вот вам и ключевая форма власти, основанная на наказании.

Наказываем ведь, не для того, чтобы уходили. Наказываем, для того, чтобы скорректировать нежелательное действие. Наказываем, а люди бунтуют и уходят…

Видимо, поэтому правители в прошлые века и рубили головы, чтобы не бунтовали… Расстреливали, чтобы не уходили…

Любой проект задумывается, чтобы получить результат общими усилиями. Вместе – можно сделать многое. Вместе – это значит, объединяться. Под страхом казни, расстрела, увольнения или наказания сложно быть вместе…

Как же, использовать власть наказания (принуждения) в компании, чтобы она объединяла, а не разъединяла команду…

Как не доводить ситуации до морального и материального «расстрела»… В одиночку много не наработаешь…

Подобные вопросы интересны многим. Ответы на них вы найдёте, сначала на семинаре «О власти», потом на курсе «Управленческий Шаолинь».

Любое наказание требует особого рода контроля. Не имея такой системы контроля, следящей и, оценивающей результаты наказаний (а так же, прогнозирование последствий), сложно достичь требуемого эффекта.

Кто должен контролировать? Тот, кто наказал. Для многих это муторно. Рутинно, неприятно и неважно. Вот и получается, что наказали, а результат получили не тот.

Если наказали не справедливо и неуместно – опять результат не тот. Один раз наказали – эффекта нет. Второй раз наказали – эффекта нет. Бросили это делать. Ситуация стала ещё хуже…

Руководители интуитивно чувствуют, что наказание может привести к негативному результату, как с ним справится – не все знают. Поэтому, редко его применяют. Бросают «кнут». Оставляя только «пряник». От «сладкой» жизни у сотрудников «слипается» всё. Даже совесть со здравым смыслом. Чувство меры атрофируется и начинается «беспредел» и хаос. Безвластие.

Безвластие вызывает ослабление всего менеджмента… Компания становится плохо управляемой и начинает терять деньги…

На этом, наш разговор, сегодня, подходит к завершению…

Вряд ли, кто из руководителей создаёт бизнес с мечтой о потере денег. Все хотят - обратного. Знаете ли ВЫ, как прибыль компании зависит от власти в компании?

Одна из ключевых форм власти, основанной на наказании (принуждении) оказывается не такой уж лёгкой и простой в применении. Ведь, нам важно не просто решить - применять или не применять наказание. Нам  важно не «наломать дров», не разогнать команду, не разрушить бизнес и себя…

Нам важно управлять так, чтобы это сохраняло, лично ВАШИ, силы и было полезно для дела. Что бы Ваша команда была ЗА ВАС.

Здесь, в выпусках рассылки мы с вами только размышляем на тему управления и власти.

Подробности на семинаре «О власти», который состоится 23-25 сентября, в Подмосковье. Времени до начала семинара остаётся всё меньше…

Приглашаю.

Группа уже почти сформирована.

Регистрируйтесь, оплачивайте, приезжайте…

Уважайте себя и цените других.

Пусть ваш Путь будет достойным.

До новых встреч!

Мне ничего не известно о том, что вы думаете и чувствуете, до тех пор, пока вы не написали water-fire-metal@mail.ru

С уважением к Вам, Романова Елена.

WWW: http://elena-romanova.ru E-mail: water-fire-metal@mail.ru Copyright (C) 2007-2011 Академия Елены Романовой
Перепечатка любых материалов разрешена только при сохранении авторства и размещении активной ссылки на наш сайт.
Отправляя письма, Вы соглашаетесь с тем, что они могут быть опубликованы в рассылке.

В избранное