Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как оценщик оценщику...

  Все выпуски  

#414 О недостатках обучения оценщиков и новом круглом столе в ЦЭМИ РАН


Выпуск "Как оценщик оценщику". N 414
Он-лайн библиотека LABRATE.RU (количество подписчиков - 2188 )

Сегодня в выпуске


О недостатках обучения оценщиков >>>>

Вопросы образования оценщиков и повышения квалификации поднимались и на форуме appraiser.ru, и на сайте www.nwsa.ru, и на портале Valnet.ru, и на форуме RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians:

  • Глупые мысли о временных требованиях к образованию оценщиков >>>>>>
  • О проекте ФСО "Образование и квалификация оценщиков" >>>>>>
  • Временные требования к профессиональному обучению оценщиков (приняты НСОД 18.11.08) >>>>>>

Вопросы, которые хотелось бы обсудить:

- сколько и по каким программам нужно готовить профессиональных оценщиков для решения задач российской экономики сегодня, завтра (в т.ч. оценщиков бизнеса, недвижимости, машин, автотранспорта, ИС и НМА ...) ? по регионам? ВУЗам?

- в условиях интеграции России в мировую экономику как должен решаться вопрос о взаимопризнании дипломов (званий, степеней) о проф.переподготовке и высшем образовании специалистов-оценщиков, прошедших обучение в других странах (в т.ч. оценщиков из стран СНГ)?

- зачем оценщику автотранспорта проходить обучение по оценке бизнеса и интеллектуальной собственности?

- сколько и каких преподавателей нужно иметь в ВУЗах страны, чтобы качественно готовить нужное экономике количество оценщиков для РФ по видам специализации, регионам, ВУЗам ?

- кто может и должен учить оценщиков? какова должна быть система аттестации преподавателей в сфере оценки ? (например, в одном регионе из-за нехватки кадров оценку читает доктор наук, который в оценке ничего не смыслит, не знает, например, чем отличается ставка дисконта от ставки капитализации, рассказывает про методы расчета этих ставок в затратном подходе; своих лекций не имеет, читает с "ксерокса" известных учебников в разнобой; придумывает свои обозначения, например модель САРМ у него МОКА ...)

- есть ли статистика, план и прогнозы подготовки (аттестации) оценщиков и преподавателей в Министерстве образования? в НСОД? в СРО? в ВУЗах?

- сегодняшние лоббисты в ОД (в т.ч. от думских законотворцов и от образовательной системы) в очередной раз пытаются поднять барьеры на рынке ОД и обязать всех оценщиков проходить проф.переподготовку по единой программе и даже обязать всех получать высшее оценочное образование (т.о. с 2011 года ежегодные издержки российских оценщиков увеличатся примерно на $3,5 млн. в год). Зачем? Что получат лоббисты и ВУЗы - понятно. А что получит в итоге российская экономика? российские оценщики? Не произойдет ли так, что подобные "инновации" в ОД уничтожат в РФ престижную во всем мире профессию, да и российскую оценку в целом? не получится ли так, что мы обеспечим хорошую почву и новые заказы для иностранных аудиторских и оценочных компаний?

- почему у аудиторов РФ узаконена (признана) оценочная деятельность как сопутствующая, а у оценщиков такого быть не может?

Вопросы (чему учить? кого? и сколько?) может быть и риторические, но ответы на них дают возможность понять реальное состояние отрасли и являются показателем того, куда мы движимся в ОД, и что будет с российской оценкой в будущем (через 8-10 лет). Не произойдет ли с оценщиками то же самое, что произошло в РФ с юристами и с экономистами?


Цитата:
Фурсенко: в России перепроизводство юристов и экономистов

Министр образования и науки Андрей Фурсенко, выступая на правительственном часе в Госдуме, заявил, что государство будет сокращать количество бюджетных мест в вузах, готовящих экономистов и юристов.

Чиновник сослался на данные рынка труда, которые свидетельствуют о том, что налицо «тройное, четверное перепроизводство» юристов и экономистов, и поэтому количество специалистов этих профессий, обучающихся на бесплатной основе, пропорциональным образом будет сокращаться. >>>>>>>



Приведу частичку чуть-чуть переработанного материала доклада на Международной научно-практической конференции «Миссия образования в формирующейся новой экономике» (г. Нижний Тагил, 22-23.01.2009, авторы доклада "МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ" - Азгальдов Г.Г., Костин А.В.)


Цитата:
Практически каждый, кто получал оценочное образование одного из аккредитованных по оценке ВУЗов, обоснованно гордится своей Альма Матер. Значит ли это, что учебный процесс в ВУЗе можно считать оптимальным, то есть не имевшим каких-нибудь недостатков? Анализ опыта наших коллег приводит к твердому убеждению - процесс обучения оценщиков был не свободен от некоторых недостатков.
Чтобы выявить эти недостатки, целесообразно процесс обучения оценщиков в высшем учебном заведении рассматривать с точки зрения получения ответов на систему из восьми вопросов:
∙ кого учить?
∙ зачем учить?
∙ сколько учить?
∙ чему учить?
∙ где учить?
∙ как учить?
∙ кому учить?
∙ чем учить?
Наиболее актуальным представляется рассмотрение 4-го вопроса: чему учить? В терминах, принятых в высшей школе, этот вопрос формулируется так: какие дисциплины, разделы, темы и учебные вопросы необходимо и достаточно должны быть включены в учебные программы подготовки будущих специалистов-оценщиков?
Понятно, что учить нужно тому, что будет необходимо будущему специалисту. Ну, а как можно выявить этот необходимый объем знаний? В этом - вся важность и, одновременно, вся сложность ответа на вопрос «чему учить?».



Полностью статья Азгальдова Г.Г. и Костина А.В. "Модернизация российской системы образования" опубликована в материалах конференции "Миссия образования в формирующейся новой экономике" и на сайте LABRATE.RU

Цитата:
Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Модернизация российской системы образования // Миссия образования в формирующейся новой экономике. Тез. докл. межд. научн. конф. 22-23 января 2009 г. – Нижний Тагил, 2009.



Какие есть мысли и предложения? Стоит ли опускать руки и нести дополнительные издержки и-за активности лоббистов ? или же оценщики через СРО и НСОД в состоянии заставить чиновников прислушаться и к нуждам экономики, и к нуждам потребителей, и к нуждам самих оценщиков ?

Обсуждение в форуме LABRATE.RU


Очередной круглый стол в ЦЭМИ РАН (26 февраля 2009 года)
"Уничтожение стоимости при нарушении авторских прав и в борьбе с нарушениями"

Доктор экономических наук Козырев Анатолий Николаевич обозначил тему ближайшего круглого стола : "Уничтожение стоимости при нарушении авторских прав и в борьбе с нарушениями".

Круглый стол ориентировочно состоится 26 февраля 2009 года в 19-00 в аудитории 520 (вход свободный, но количество мест ограничено, необходимо записаться). Направить заявку на участие можно по электронной почте (lib@labrate.ru) или можно записаться по телефонам: +(499) 724-15-14, +7(916) 105-81-04, +7(903) 208-53-53.

ВНИМАНИЕ: возможен перенос даты проведения круглого стола (сдвижка на 1-2 дня).

уточняйте подробности здесь >>>>

Стенограммы круглых столов ООО КИЦИК Лабрейт.Ру, проведенных ранее (free on-line)
  • 25 декабря 2008 года: Открытый контент. Инновации без интеллектуальной собственности
  • 26 ноября 2008 года: Рыночная стоимость прав, передаваемых по лицензионным договорам и договорам коммерческой концессии в интерпретации статьи 40 НК РФ
  • 25 июня 2008 года: Экономика пиратства: создание и уничтожение стоимости
  • 22 апреля 2008 года: Теоретические основы оценочной деятельности
  • 14 ноября 2007 года: Конструкторская и технологическая документация как объект права, стоимостной оценки и учета в составе активов предприятия
  • 24 октября 2007 года: Обсуждение ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"
  • 10 октября 2007 года: Юридические и экономические аспекты оценки убытков/ущерба правообладателей товарных знаков (ст.180 УК РФ) и объектов авторского права (ст.146 УК РФ)
  • 20 июня 2007 года: Открытый код: расширение доступа к Интернет, экономические и правовые проблемы
  • 21 декабря 2006 года: Защита интеллектуального капитала в интернет
  • Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians
    Сообщения в форуме - за день или - за неделю


    Антикризисные предложения Евгения Неймана (МАОК, РОО)
    О системе стоимостного анализа >>>>

    В статье в газете «Экономика и жизнь» № 52 за декабрь 2008 г. «Оценка против кризиса» и в статье «Стоимостной анализ как основа новой системы экономических измерений» (журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации №2 (89) 2009 г. стр. 6 – 11) были изложены основные предложения по использованию методологии стоимостного анализа как одного из элементов создания новой системы экономических измерений и, возможно, как одного из способов по преодолению кризисных явлений в экономике.

    В своем выступлении на форуме в Давосе Председатель Правительства РФ В.В. Путин сказал:

    «Это колоссальные дисбалансы, накопившиеся за последние годы. В первую очередь, между масштабами финансовых операций и фундаментальной стоимостью активов, между возросшим спросом на кредитные ресурсы и источниками его обеспечения. Серьезный сбой дала сама система глобального экономического роста, в которой один центр практически без ограничений и бесконтрольно печатает деньги и потребляет блага, а другой производит недорогие товары и сберегает выпущенные другими государствами деньги.»...
    и далее
    «Смысл нашего предложения в том, что в основу реформы стандартов аудита, бухгалтерского учета, системы рейтингов должно быть положено возвращение к понятию фундаментальной стоимости активов. То есть оценки того или иного бизнеса должны строиться на его способности генерировать добавленную стоимость, а не на разного рода субъективных представлениях. На наш взгляд, будущая экономика должна стать экономикой реальных ценностей. Конечно, возникает вопрос - как этого добиться? Это законный вопрос. У меня на него нет ответа. Нужно подумать вместе.».

    Анализ реакции средств массовой информации, а также многочисленных аналитиков показал, что это предложение не вызвало большого интереса. Единственным известным мне комментарием на эту тему явилась заметка на сайте Кремель.ORG C. Чернышева 2 февраля 2009 г «Давосский даос»:

    «Отрадно, что совокупный государственный разум, что глаголет устами лидера, идеологически развернулся в эту сторону. Но, вкладывая в первые уста столь ответственные идеологемы, нужно быть уверенным в их технологическом фундаменте и в культурной почве на два штыка под ним. Если взять практически любую из современных методик оценки 'способности бизнеса генерировать добавленную стоимость', в самой её сердцевине обнаружатся во всей красе те самые 'разного рода субъективные представления', которые предполагалось искоренить. Это связано с крайним эмпиризмом представлений кризисного поколения управленцев о том, что такое 'стоимость' как аспект 'собственности'. Эмпиризмом, который лишь в последние десятилетия начал преодолеваться лидерами новой институциональной экономики. Но об этом давосским спичрайтерам, скорее всего, невдомёк.
    Тем не менее, данную часть доклада хочется принимать и приветствовать звоном щита.»

    Автор отмечает крайний субъективизм, который имеет место в оценке стоимости имущества и правовой нигилизм сложившейся в обществе в отношении понятия собственности. Вместе с тем, использование термина «эмпиризм» при описании проблем оценки стоимости имущества (оценки фундаментальной стоимости в терминах инвестиционной финансовой оценки или рыночной стоимости в терминах профессиональной стоимостной оценки) точно отражает собственно процесс оценки. Можно сказать, что процесс оценки как раз и является по своей сути процессом «ползучего эмпиризма» подчиняющийся определенным алгоритмам. В этом «эмпиризме» стоимостной оценки как раз и заключаются как сильные, так и слабые стороны этой методологии.

    подробности здесь >>>>


    Cтатьи, исследования, экспертные ответы в рассылке "Как оценщик оценщику" будут посвящены, прежде всего, тому, что больше интересует вас, наших подписчиков.

    Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу lib @ labrate.ru. Ждем!

    Успехов Вам!

    Выпуск подготовил Александр Костин
    создатель библиотеки LABRATE.RU


    В избранное