Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как оценщик оценщику...

  Все выпуски  

#364 Рослов В.Ю. Об исследовании проблем ОД в банковском секторе


Выпуск "Как оценщик оценщику". N 364
Он-лайн библиотека LABRATE.RU (количество подписчиков - 1929 )

Сегодня в выпуске


Результаты аналитического исследования проблематики применения оценочной деятельности в банковском секторе

В.Ю. Рослов
Председатель Комитета АРБ
по оценочной деятельности

Комитет по оценочной деятельности АРБ провел исследование (путем анкетирования) по вопросам применения оценки в банковском секторе. В исследовании приняли участие 145 оценочных компаний и 60 банков, в т.ч. 20 крупных.

Вопросы охватывали такие сферы взаимоотношений банков и оценщиков как взаимная заинтересованность, диверсификация и приоритетность отдельных видов активов, выявление проблем в областях методологии, коммуникации, информационного обеспечения и т.п. Целью исследование было определение позиций потребителей и производителей оценочных услуг по ключевым вопросам, нахождение «болевых точек» и наиболее острых проблем и путей их решения, а также перспективного видения развития отношений в области применения оценки в банковском секторе.

Проведенная работа позволила выявить мнение оценочного и банковского сообщества по наиболее острым проблемам и путям их решения. Результаты исследований подтвердили актуальность существующих направлений работы Комитета и показали перспективы развития дальнейшей деятельности.

Результаты исследования были обсуждены на заседании Комитета и одобрены для опубликования.

При определении степени значимости работ, связанных с банковскими задачами для оценщиков, выявлено, что она весьма значительна (Табл. 1).

    Какую долю в Вашем бизнесе занимают заказы по оценке для целей, связанных с банковским сектором?
    • Определяющую (более 70%) - 20%
    • Существенную (более 50%) - 34%
    • Значительную (более 30%) - 21%
    • Незначительную (менее 30%) - 24%

Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians      

При этом наиболее распространенной целью оценки является оценка для обеспечения ссудной задолженности, или, иными словами для целей залога (92%).

По способу организации взаимодействия с оценщиками банки разделились на две группы. Первая группа предпочитает работать с фиксированным перечнем компаний, формируемым по результатам аккредитаций, вторая группа принимает к рассмотрению отчеты любых оценщиков (Табл. 3).

    Как организована работа с оценочными компаниями?
    • Принимаются к рассмотрению отчеты любых оценочных компаний - 45%
    • Банк работает с какой-либо саморегулируемой организацией и пользуется услугами компаний ее членов - 3%
    • Работа ведется только с пулом аккредитованных компаний в каждом регионе - 17%
    • Оценка проводится небольшим количеством компаний, аккредитованных при головном офисе банка - 18%
    • Оценку проводит аффилированная банку компания - 0%
    • Иной вариант организации работы - 13%

Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians      

Как видно из таблиц подавляющее большинство поступающих в банк отчетов проходят проверку в подразделениях банка. При этом результаты проверки выглядят следующим образом (Табл. 6).

Таблица 6

Сталкивается ли Банк с необходимостью существенно корректировать стоимость установленную оценщиком в целях приведения ее к рыночному уровню?

Все банки

Крупные банки

В подавляющем большинстве случаев

15%

20%

Систематически

33%

40%

В исключительных случаях

42%

35%

Нет

5%

0%


Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians      

Столь низкая степень доверия к результатам оценки небезосновательна. Практика работы с проблемной задолженностью по данным опроса показывает, что лишь в 5% случаев продажная стоимость активов коррелирует с первоначальной оценкой, проведенной оценщиком. Для выявления причин низкого качества предоставляемых услуг в анкете были сформулированы вопросы, где банкам предлагалось оценить по 100% шкале весомость различных негативных факторов, отмеченных банками при проверке отчетов. Результаты следующие (Табл. 7).

Таблица 7

Каковы на Ваш взгляд причины влекущие предоставления Оценщиками некачественных услуг Банкам?

Все банки

Крупные банки

Нарушение принципа независимости в результате давления или мотивации со стороны собственника объекта оценки

82%

85%

Небрежность/ халатность в ходе проведения оценки

55%

60%

Недостаточный уровень профессиональной компетенции

59%

71%

Иное

5%

4%

Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians      

На втором по значимости месте претензии к профессиональному уровню специалистов.

Если обобщить результаты по проблемам, высказываемым непосредственно банками, получается следующая картина (Табл. 8). Численно указано процентное соотношение банков, сформулировавших наличие проблем в рассматриваемой области.

Таблица 8

Сектор проблем

Доля

Основные проблемы

Субъективизм (заказная оценка)

46%

Преднамеренное завышение стоимости объекта оценки согласно пожеланиям собственника;
Конфликт интересов заемщика, оценщика и кредитора

Методология

30%

Отсутствие единых требований и стандартов, предъявляемых Банками к оценке активов для целей залога;
Непонимание оценщиками специфики оценки для целей залога;
Неполный учет всех факторов, влияющих на стоимость, использование недостаточного объема информации.

Профессионализм

12%

Низкий профессиональный уровень региональных оценочных компаний и региональных банковских специалистов в области оценки;
Небрежность/халатность в ходе проведения оценки.

Ответственность

6%

Отсутствие действенных механизмов привлечения к ответственности недобросовестных Оценщиков.

Сроки оценки

4%

Увеличение сроков оценки негативно сказывается на взаимоотношениях банка с заемщиком.

Нет проблем

1%

 

Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians      

Таким образом, при анализе видения проблем банками на первое место помещены проблемы, обусловленные субъективизмом оценщиков, о причинах которого будет сказано ниже. На втором месте стоят вопросы методологии, возникающие вследствие отсутствия единых унифицированных требований к оценке для целей залога. Этой области оценки присуща своя специфика, непонимание или незнание которой оценщиками и приводит во многом к описанным негативным последствиям. Третьим, по мнению банков, фактором является недостаточный уровень общей профессиональной подготовки оценщиков.

Также в качестве причин названо отсутствие эффективного механизма привлечения оценщика к ответственности за недобросовестную оценку.

Если говорить о степени удовлетворенности банков качеством оценочных услуг, вырисовывается следующая картина (Табл. 9).

Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians      


На просьбу оценщиков сформулировать их видение проблем реакция была следующей (Табл. 12). Проблемы также разбиты на сектора, процентная доля каждого сектора определялась в соответствии с частотой упоминания в ответах оценщиков.

Таблица 12

Сектор проблем

Доля

Основные проблемы

Коммуникации

37%

Субъективизм при проведении аккредитации;
Зависимость факта оплаты услуг оценщика от получения кредита;
Давление банка на оценщиков в части значения итогового результата оценки;

«Карманные» оценщики банков (особенно банков с долей гос. собственности);
Ряд работников банков работают на "откатах" и направляют клиента не по списку аккредитации, а целенаправленно к конкретному оценщику;
Банки не всегда готовы к конструктивному общению, а рассуждают с позиции силы - исключительно нравится/не нравится;
Потребность банков в "гибких" оценщиках, готовых путем заказной оценки "обслужить" договорен
ность банка (обычно регионального филиала) и клиента о выдаче кредита в нужной сумме;
Желание банка получить завышенную стоимость;
Давление со стороны банков на занижение рыночной стоимости.

Методология

31%

Отсутствие у Банков единых правил и требований к оценке для целей залога;
Несоответствие требований банков стандартам оценки и положениям законодательства об оценочной деятельности;
Необходимость оценки ликвидности имущества;
Разные требования к отчетам, зачастую противоречивые, в большинстве случаев не улучшающие качество;
Надо или нет выделять НДС в расчетах;

Профессионализм

11%

Недостаточный профессионализм и компетентность сотрудников банка в области оценки;
Агрессивность, высокомерие со стороны банковских работников, при полной некомпетентности в обсуждаемом вопросе;
Полуквалифицированный персонал банков.

Сроки оценки

5%

Необоснованно сжатые сроки

Цены

4%

Стремление банков снизить тарифы за работу

Нет проблем

3%

 

Иное

9%

Расхождение реальных (банки) и номинальных (заказчики) потребителей отчета;
Оплату за услуги должны осуществлять банки.

Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians      

Как видно, существенная доля претензий оценщиков также лежит в области коммуникаций.

Выявлено, что имеют место и коррупционная составляющая (Табл. 13), а также субъективизм сотрудников банков (Табл. 14).

Среди методологических проблем подавляющее большинство оценщиков выразили озабоченность разнородностью требований банков и отсутствием единых требований.

Равнозначно банкам оценщиками выдвигаются претензии к профессиональному уровню отдельных сотрудников банков в области оценки.

Таким образом, результаты опроса позволили выявить наиболее острые проблемы и противоречия в сфере применения оценочной деятельности для решения задач, связанных с банковским сектором.

Наиболее актуальная проблема – проблема «заказной» оценки, т.е. когда результат оценки в отчете, представляемом в банк соответствует не рыночной ситуации, а пожеланиям собственника оцениваемого актива, которые направлены на получение максимально возможного кредитного ресурса под обеспечение потенциально закладываемого актива. Для данной ситуации характерен мотивационный дисбаланс, когда субъективному воздействию на оценщика со стороны заказчика противостоит в лучшем случае совесть оценщика. Банки, как реальные потребители результата оценки в такой ситуации либо идут на конфликт с оценщиком и, косвенно, с потенциальным заемщиком, либо, при отсутствии должного контроля, принимают необоснованные риски на переоцененное обеспечение. Печальные уроки такого отношения сегодня прослеживаются в США и некоторых европейских странах.

К сожалению, по состоянию на сегодняшний день, и результаты опроса это подтверждают, принимать риски на репутацию оценщиков потребители, в частности банки, не готовы. Оценочным сообществам следует обратить особое внимание на этот факт. Возможно произошедшие изменения в законодательстве, повысившие ответственность оценщика в какой-то степени улучшат ситуацию.

Подробнее см. исследование на сайте АРБ >>>>>>>>

Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians      

Комментарий к исследованию Валерия Шогина (г.Тула)

Шогин Валерий Анатольевич, генеральный директор ЗАО "Фирма "Оценщик", оценщик первой категории, юрист:

    1. Согласен, что отсутствие единых правил не есть хорошо. И это усугубляется тем, что банки зачастую диктуют оценщикам применение тех или иных методов, подходов. Это неприемлемо. Нужно отбирать оценщиков через профессиональную призму, но если отобрал, то оценщик должен действовать независимо, в тех рамках, какие ему предоставляет закон.

    2. Я с "откатами" не встречался (по крайней мере мы себя так позиционируем, что с нами об "откатах" никто речь не заводит).

    3. Еще одна из проблем при работе - отсутствие логистики в работе кредитных отделов. Как правило, кредиты берутся, гасятся, берутся снова. При этом почему-то решение о выдаче кредита должно быть принято в ближайшие дни, и, соответственно, оценка должна быть выполнена так-же быстро. Быстро - как правило плохо. Но можно было бы за месяц поинтересоваться у заемщика о его планах, послать на оценку заранее и т.д.

Обсуждение результатов исследования в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians      


СКК LABRATE.RU. Информационный продукт СКК-1

Информационный продукт СКК-1 предназначен для:

  • заказчиков (потенциальных заказчиков) услуг по оценке стоимости (в помощь по организации контроля за соблюдением требований законодательства к договору и отчету об оценке, в том числе при сдаче-приемке услуг по оценке, а также для совершенствования практики работы с оценщиками, оценочными компаниями и индивидуальными предпринимателями);

  • для частнопрактикующих оценщиков (индивидуальных предпринимателей) в помощь по эффективной организации работ (процедур) по оценке (в т.ч. при подготовке коммерческих предложений и обосновании цены договора, ведении переговоров, подготовке договоров и отчетов об оценке);

  • для руководителей подразделений (департаментов) оценщиков для совершенствования системы контроля качества оценочных процедур (для самообучения оценщиков, самотестирования и самоконтроля оценочных процедур) с учетом положений и требований ФСО и ФЗ-135.

Информационный продукт СКК-1 позволяет в том числе быстро (за один "клик") определить, например, минимальную стоимость услуг по оценке одного объекта интеллектуальной собственности (рез-т находится в диапазоне от 84 до 149 тыс.рублей). Пользователям продукта будут предоставлены неколько шаблонов: в т.ч. договор и задание на оценку, калькуляция стоимости оценочного проекта, коммерческое предложение для взыскательного заказчика (объект оценки - исключительные права на товарный знак) и др.

Информационный продукт (с годовой подпиской и обновлением по электронной почте) предназначен в помощь заказчикам и оценщикам (руководителям оценщиков) для контроля качества оценочных процедур с учетом положений и требований ФСО-3, ФЗ-135 и некоторых стандартов и правил СРО.

Информационный продукт поставляется в электронном виде (как есть) по обычной электронной (unencrypted e-mail) почте. По мере совершенствования стандартов, консультационной и экспертной практики все обновления будут рассылаться (бесплатно) по e-mail с возможностью интерактивного обсуждения через mail-листы сервера www.labrate.ru (до 31.12.2008).

Частично СКК LABRATE.RU была внедрена в т.ч. в ОАО РОСНО (2004) и ООО "АО и ЭС Дисконт" (2005). В ООО "АО и ЭС Дисконт" это позволило успешно выполнять и защищать отчеты об оценке, в т.ч. в Комитете по оценке РАО ЕЭС России ( см. http://www.labrate.ru/news/15.htm ) и территориальных органах по управлению федеральным имуществом.

СКК LABRATE.RU успешно используют в своей практике в т.ч. оценщики-индивидуальные предприниматели: Мисовец В.Г. и Костин А.В.

Подробнее - >>>>>>>>>> на labrate.ru<<<<<<<<<<


О СРО, оценщиках и новых законах

    17 января в пресс-клубе Новосибирского Союза журналистов состоялась совместная пресс-конференция представителями Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области и Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области. Каков порядок регистрации некоммерческих организаций? Как осуществляется контроль за деятельностью саморегулируемых организаций? Какие функции добавились Управлению Росрегистрации в 2008 году? Эти и другие вопросы интересовали собравшихся на пресс-конференцию журналистов.

Цитата из статьи Светланы Дроздовой:

С 1 января 2008 года Указом Президента Федеральной регистрационной служб передана также такая функция, как надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. Это решение вполне закономерно, ведь именно оценщики устанавливают стоимость объектов, в том числе и имущества предприятий- банкротов. Руководствуясь Федеральными стандартами оценки, оценщик составляет отчет об оценке, в котором помимо характеристик объекта, указывает, последовательность определения стоимости объекта, какие стандарты оценки и методы расчета стоимости объекта он использовал и другие показатели.

Учитывая, что в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков включено 7 саморегулируемых организаций оценщиков (5 зарегистрировано в г. Москве, 1 в г. Кемерово и 1 в г. Ростов-на-Дону), и в каждой такой организации состоит более 300 членов, работы у специалистов Росрегистрации прибавится. Согласно Указу Президента, Федеральная регистрационная служба будет осуществлять ведение Единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, контролировать выполнение ими требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и обращаться в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков. И если первая функция (ведение реестра) относится исключительно к компетенции Федеральной регистрационной службы, то вторая и третья функции реализуются территориальными органами Росрегистрациии, и в первую очередь, путем проведения проверок деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, их филиалов и представительств на территории области по поручению Росрегистрации.

Однако законодательные перемены в этом году коснутся не только саморегулируемых организаций оценщиков, но и других саморегулируемых организаций. Так 11 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», а 6 декабря официально опубликован Федеральный закон от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях». Сделано это в рамках проведения административной реформы по передачи части государственных функций в различных отраслях саморегулируемым организациям. С принятием этих законов Управлению Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области добавляются дополнительные функции.

Светлана Дроздова,
помощник руководителя УФРС по НСО



Вы можете обсудить любой интересующий Вас вопрос в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians

Сообщения в форуме - за 3 часа, за 6 часов, за день или за неделю


Cтатьи, исследования, экспертные ответы в рассылке "Как оценщик оценщику" будут посвящены, прежде всего, тому, что больше интересует вас, наших подписчиков.

Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу 1181-author@subscribe.ru. Ждем!

Успехов Вам!

Выпуск подготовил Александр Валерьевич Костин
эксперт по оценке ИС и НМА ООО "КИЦИК Лабрейт.Ру"

Рейтинг@Mail.ru

В избранное