В одном из
выпусков рассылки недавно я рассказывал о рецептуре использования
эмоции страха в переговорах. О том, насколько страх может быть
инструментальным в общении с клиентами и с ни в чем не повинными людьми. А
также дал рекомендацию, как с любовью и профессиональным отношением к делу
пугать человека. Точнее, чем его пугать.
Вкратце напомню, что, отговаривая человека от сотрудничества с
конкурирующими компаниями, лучше всего пугать его не абстрактными
формулировками, а конкретным описанием внутренних физиологических
процессов, которые возникают при страхе в порочном теле каждого человека.
Например, пугая человека одиночеством в старости, которое может наступить
у него вследствие сотрудничества с конкурирующими фирмами, лучше
придерживаться такой тактики запугивания. С захватывающим интересом,
словно пересказывая детектив, сообщать ему о том, как перехватит у него
дыхание, какими ручьями по только что убранному полу потечет его холодный
пот, как его горло пересохнет от жажды, а сердце начнет учащенно биться,
выскакивая из груди, когда некому будет ему подать литровую бутылочку
минеральной воды или хотя бы небольшую баночку пива.
Конечно, можно сказать человеку и гуманнее:
- Когда ты останется один, то тебе некому будет подать даже фужер воды,
так и ты и умрешь от жажды в одиночестве.
Но это не будет иметь успеха. Разумеется, каждый боится умереть в
одиночестве. Клиент тоже может этого испугаться и, отшатнувшись от вашего
конкурента, упасть со своими деньгами прямо к вам в лапы. Но вряд ли.
Потому что стандартные шаблоны запугивания на то и стандартны, чтобы их не
бояться.
Безфужерье пугает ярче, страх разгорается стремительнее, протекает
интенсивнее, толкает человека на поступки гарантированнее, когда звучат
другие слова, подобные этим: учащенное сердцебиение, жар в груди,
ватные ноги, холодеющие руки, слабость во всем теле, темнота в глазах,
свет в конце туннеля…
Описанием физиологических процессов, которые испытывает человек при
страхе, продавец добьется цели вернее, чем стандартным запугиванием или
сравнением технических характеристик своего товара с техническими
характеристиками товара своего конкурента.
Это крайне сильный метод, но в этом его крайняя слабость. Если принять во
внимание, что сложные и дорогие товары не продаются за один раз, в одни
переговоры. Статистика, которая знает все, утверждает, что такие товары
продаются после пяти, семи встреч с клиентом, то, регулярно пугая
человека, можно легко превратиться в пугало. Не в полном смысле этого
слова, а в переносном. Можно стать тем павловским звоночком, при виде
которого или слыша который, человек будет реагировать страхом.
У меня в доме живет пара сердобольных пенсионеров, которые всех любят,
кроме меня. Пенсионеры подкармливают бродячих животных и те стаями
сбегаются в наш двор. Порой прибегает до двадцати собак со щенками и с
собаками-пенсионерами. Некоторые собаки в благодарность за крошки с
хозяйского стола остаются ночевать во дворе. Остаются, чтобы охранять
покой жителей дома от других собак… Такая вот выгодная договоренность
между собаками и пенсионерами. Когда мне надоедает эта охрана,
сопровождающаяся дичайшим ночным воем и дневными собачьими свадьбами под
окнами, я выхожу на балкон и разгоняю пенсионерскую забаву простыми, но
шумными методами.
Шумные методы очень помогают избавиться от фанатов пенсионеров.
На каком-то этапе шумовой борьбы я обратил внимание, что собаки и
пенсионеры стали реагировать на едва слышимый звук, который издает
открывающаяся дверь моего балкона. Как только открывается балконная дверь,
четвероногая гоп-компания с ужасом уносит ноги. Двуногая ворчит, бурчит и
грозится написать заявление в милицию. Но уходит тоже.
Моя невинная балконная дверь, спасибо Ивану Петровичу Павлову, стала
сигналом надвигающейся опасности. Теперь, я с грустью понимаю, что если у
меня вдруг появится желание в стиле итальянского диктатора произнести
вразумляющую собак речь со своего балкона, то я не смогу этого сделать.
Боязнь меня у собачьей аудитории появляется раньше, чем я.
В таком же собачьем положении может оказаться любой продавец, однажды
качественно напугавший своего клиента. Может быть, клиент и пересилит
себя, и согласиться на следующую встречу, но ему все равно будет что-то
мешать. Что-то будет его пугать, вызывать у него тревогу. А значит,
хорошее дело – запугивание клиента сотрудничеством с конкурентами может не
принести никакого денежного результата.
Есть ли выход, есть ли способ разрешить противоречие: чтобы продать
клиенту свой товар, его необходимо пугать конкурентом, но чтобы не стать
пугалом, чтобы добиться доверия у клиента, его пугать нельзя?
Да, выход есть. И он давно, и успешно опробован на многих клиентах.
Правда, на клиентах из другой сферы, но это не страшно. Мы тоже сфера, а
значит, чтобы разрешить противоречие, нам достаточно скопировать прием. А
именно разделить функции распространения страха и насаждения доброты между
двумя разными людьми. Делегировать функции разным переговорщикам, как это
делают следователи, делясь на доброго и злого.
В нашей правовой системе признание подозреваемого считается главной уликой
преступления. Если человек признался в преступлении, то следователи
считают дело завершенным. Отправляют его в суд. А суд отправляет человека
на нары. Поэтому следователи стараются изо всех сил не столько доказать
вину подозреваемого, сколько добиться от него признания. Существуют разные
проверенные практикой методы. Один из них – добрый и злой следователь.
Корча из себя доброго и злого, злые добиваются от подозреваемого доверия к
доброму. Пугаясь злого, подозреваемый инстинктивно начинает доверять
доброму. А доверительные отношения ведут к пониманию. Сочувствию, желанию
рассказать о своей жизни, лишь бы угодить доброму человеку.
Злой и добрый следователь, создавая контраст отношений, гонят
подозреваемого, как волка, в одном направлении. В направлении, где человек
находит понимание и сострадание.
Злой кричит:
- Если вы купите товар у наших конкурентов, то через месяц будете бегать
по комитетам защиты потребителей и страдать от повышенного артериального
давления. Хвататься одной рукой за сердце, другой за своей кошелек.
Добрый, обращаясь к злому, успокаивает клиента:
- Ну не надо так. Это не по-дружески, это противоречит политике нашей
фирмы. Ты же знаешь правило, о конкурентах мы либо не говорим ничего
плохого, либо молчим.
Злой, не обращая внимания, продолжает:
- Их (конкурентов) клиенты даже приходят к нам. Спрашивают, что делать,
куда жаловаться? Я им отвечаю, вы ведь, купив товар у них, сами лишили
себя сна, сами спровоцировали свои хронические болезни. Чем же я могу вам
помочь? Я не доктор. Разве что по доброте своей природной могу сделать
рентген и УЗИ вашему кошельку.
Добрый, машет в сторону злого, говорит клиенту:
- Не обращайте на него внимания. У человека неприятности. Его премии
лишили.
Злой:
- Премии лишили меня за правду. Я всем своим клиентам рассказывал о них
(конкурентах) голую правду. О том, как они (конкуренты) доводят людей до
нервных срывов и инфарктов. Портят людям настроение, вызывают у них
беспокойство и тревогу в теле…
Такими эмоциональными пикировками переговорщики, работая в паре,
демонстрирует клиенту, во-первых, что негативный отзыв о конкуренте
– это не политика магазина, это частный случай, и что это осуждается.
Во-вторых, что товар конкурента откровенно плох. В-третьих,
переговорщики вызывают желание у клиента продолжать общаться с добрым
переговорщиком, который на контрасте выглядит приятным во всех отношениях
человеком и продавцом, придерживающимся правил. Такой ни за что не
обманет. Таких еще поискать. Он и только он. Его и только его товар.
Эх, клиент, знал бы ты правду, не бегал бы по комитетам защиты
потребителей, да не сидел бы на нарах.
***
Среди многих исследований, которые проводят люди науки, не часто
исследования заканчиваются неожиданными результатами. Как правило,
исследователи темы хорошо знают вопрос, и уже имеют определенные ожидания.
Их волнует не столько качество вопроса, сколько количество.
Однако попадаются и зерна жемчуга. Например, когда исследователи работали
с людьми, страдающими амнезией (амнезия – потеря памяти), они были
удивлены тем, что люди, забывшие факты, не забыли навыки. Не помня ничего
ни о себе, ни о своих родных, они так же хорошо, как и раньше, одевались,
зашнуровывались, брали ложку и вилку в правильную руку, а уж как жевали –
любо-дорого было поглядеть.
Факты, которые забываются при амнезии, – это декларативные знания.
Это знания обо всем том, что отвечает на вопрос что.
Знания же, отвечающие на вопрос как, называются процедурными
знаниями. И они лежат в основе навыков и автоматических реакций
человека.
Все мои тексты, статьи, рассылки, выпуски – это декларативные знания. Они,
несмотря на их полезность, бесполезны. Знать о том, как вести переговоры,
как продавать, как убеждать человека, как внушать ему свои идеи – это
совсем другое, нежели уметь вести переговоры и уметь убеждать.
Тренажер в отличие от текстов вырабатывает процедурные знания, а
потому, даже тогда, когда человек, поработавший с тренажером, потеряет
память, он сможет продолжать продавать и зарабатывать себе на кусок икры
насущной.
Свою июньскую статью хочу закончить Первомайским тезисом - Май, Труд,
Тренажер!!!