Пифагор Самосский еще в шестом (VI) веке до нашей эры
замутил нам голову числами, объединив их в одно целое с мистикой. Надо
сказать, Пифагор был весьма оригинальным и эксцентричным человеком.
Источники сообщают, что он, считая все живые существа родственными друг
другу, произносил проповеди даже перед животными.
По мнению Пифагора все вещи в этом мире суть числа. А
отношения между объектами материальной действительности аналогичны
отношениям между числами. Пифагорейцы верили, что, изучая числа и
пропорции, можно познать и описать душу человека. Концепция Пифагора,
критикуемая и игнорируемая сегодня научной общественностью, все равно
продолжает жить в наших душах и сердцах.
Например, покупая цветы в подарок, люди строго следят
за тем, чтобы их было четное число. На похороны принято приходить с
букетом – из нечетного количества цветов. Число тринадцать считается во
многих странах плохим знаком. Настолько страшным, что его пропускают,
когда нумеруют вагоны поездов, кресла и ряды в кинотеатрах, дома и этажи.
Многие российские СМИ еще до решения Международного
Олимпийского Комитета уверенно объявили, что право провести зимнюю
Олимпиаду будет отдано Сочи. Причиной такой уверенности они назвали
совпадение очередностей Олимпиад. Оказывается, летная олимпиада в Москве
была двадцать второй по счету. Зимняя – в Сочи тоже двадцать вторая.
День седьмого июля 2007 года стал рекордным по
количеству зарегистрированных браков. Семерка считается счастливой цифрой.
А седьмого июля семерок аж три – 07.07.07. Молодые надеются, что брак,
заключенный в этот день, будет счастливым.
Ряд примеров можно продолжать, но, основываясь только
на этих, уже можно сделать вывод, что числа способны активно влиять на
наши решения и поведение. Иначе говоря, числа – это нечто такое, что
вполне может стать инструментом управления поведением человеком. Наверное,
этот вывод – не новость. Каждый из нас не раз пробовал воздействовать на
своих клиентов различной комбинацией цифр. Так, один мой знакомый всегда
обращает внимание своих партнеров на день изготовления изделия. Когда-то
он прочитал пару страниц из учебника по нумерологии, и теперь довольно
убедительно манипулирует числами, их комбинациями и толкованием событий на
основе этих комбинаций.
Сталкиваясь с очередным возражением клиента, он не
спешит его опровергнуть. В его арсенале всегда есть интригующая фраза:
- А вы посмотрите, в какой день эта штуковина
сделана.
Оторопевший клиент, не понимая сначала, к чему это,
чуть собравшись с мыслями, реагирует:
- Мне все равно, в какой день. Пусть даже ночью.
Разве от этого зависит цена?
- Согласен. Цена не зависит от дня изготовления. Это
уж точно. Зато качество напрямую связано с этим днем. Вот посмотрите. Дата
изготовления – восьмое апреля. Восьмерка – любимейшее число в Китае.
Потому что это символ совершенства и процветания. Если бы эта вещь была
сделана у нас, я не стал бы упоминать о дате изготовления. Но для
китайцев, которые свято верят в силу чисел, это имеет огромное значение.
Кстати, никогда не покупайте китайские вещи, изготовленные четвертого
числа.
- Почему?
- Потому что четверка в Китае – символ смерти. А
восьмого числа китайцы находятся в приподнятом настроении и не допускают
ни малейшего брака в работе.
- Что, на самом деле все так серьезно?
- Да, такие мелочи, а имеют просто колоссальное
значение. Берите. Дороговато, конечно. Зато будет работать безотказно.
Потому что сделано восьмого числа.
- Ну хорошо. Я подумаю, может быть, соглашусь.
Если рассматривать числа с точки зрения человеческих
эмоций, возникающих как реакция на число, то можно выделить три
функциональных особенности чисел.
Во-первых, числа способны качественной,
размытой характеристике объекта придать точность и конкретность. А это уже
большущий шаг вперед. Потому что оцифрованная оценка хорошо обрабатывается
сознанием, поддается воображению и, следовательно, способна влиять на наши
эмоции. Например, когда мы говорим о человеке, что он невысок ростом, мы
даем ему качественную оценку. Какие тут эмоции? Да никаких. Невысокий и
невысокий. К примеру, скажу, что Сталин был невысок ростом. А какой
невысокий, вам и думать некогда.
А если оцифровать его невысокость? И сказать так:
Сталин был ростом невысок, всего 162 см? Какова реакция?
Наверняка, такой подход к оценке роста Сталина
вызовет у многих эмоциональный всплеск.
Кстати, недалеко от Сталина ушли Ворошилов – 157,
Калинин – 155. Рост Хрущева и Брежнева тоже был в пределах 160 см. Ленин
вырос до 160 см.
Правда же, трудно эмоционально не отреагировать на
эту информацию. В свою очередь, любая эмоция является спусковым крючком
для намерения или действия человека. Например, когда один мой знакомый
узнал о росте Сталина и Ленина в сантиметрах (числах), он отреагировал
очень бурно, и его уверенность в себе выросла в разы. Он буквально сказал:
- Ничего себе! Такие шибзики, а добились чего.
Значит, дело не в физических данных, в чем-то другом? Выходит, что я тоже
смогу, сумею, добьюсь своего!?
А кто знает, сколько лет во время
Великой Отечественной Войны длилась блокада Ленинграда? Полагаю, что
немногие. Скорее всего, мы этого не знаем, потому что не интересуемся
историей. Но это второстепенная причина, а главная – в том, что ни один
отечественный источник не указывает длительность блокады в годах.
Блокадный период, чтобы подчеркнуть глубину социальной катастрофы и
трагедии людских судеб, выражается всегда в днях. «Почти три года длилась
блокада Ленинграда» – не звучит. Намного сильнее впечатляет срок,
выраженный в днях. Восемьсот семьдясет девять дней и ночей жители города
жили, работали и защищали свой Ленинград.
Вторая функциональная особенность числовой
оценки заключается в возможности сравнения объектов. Вторая особенность
неотделима от первой, потому что человек не может не сравнивать вещи и
явления между собой. Только посредством сравнения мы узнаем о мире, каков
он. Сравнение на качественном уровне «больше, меньше» может вызывать
эмоции. Но сравнение на уровне чисел способно рождать эмоциональные
ураганы, подвигающие людей на активные действия.
Вспоминаю, как-то в одной из избирательных кампаний
необходимо было размыть имидж конкурента нашего кандидата. Никакого
приличного компромата на него не было, кроме информации о том, что он
владелец двух импортных машин. Ну а это не компромат. Кого сейчас удивишь
двумя машинами? Поэтому решили, не придумывая неправды, поиграть с
числами. Пересчитали суммарную мощность автомобилей кандидатов и выразили
ее в количестве лошадей. Подчеркиваю, не в лошадиных силах, а в количестве
лошадей. Затем предложили избирателям сравнить кандидатов по количеству
лошадей, табунов, находящихся в их собственности.
Смысл статьи сводился к следующему. Если до революции
у крестьянина было две лошади, то он считался зажиточным крестьянином.
Помещики в среднем имели от 10 до 50 лошадей. У нашего кандидата в
собственности нет машины. Безлашадный он, как и большинство простых людей.
А у конкурента – две машины, и это в пересчете на количество лошадей будет
аж 320 лошадок. Такое роскошество не мог себе позволить ни один помещик в
дореволюционной России. Это сколько же нужно пастбищ, конюшен и конюхов,
чтобы держать такой табун?
Эффект, судя по результату голосования, был весьма
приличным.
Возможно, в автомобильном салоне дела пойдут лучше,
если менеджеры будут рассказывать клиентам, хозяевами какого количества
лошадей они могут стать, приобретя этот автомобиль.
Третья функциональная особенность чисел
связана с реализацией мотива власти. На качественном уровне очень сложно,
почти невозможно манипулировать объектами, людьми и явлениями. Допустим,
как вообразить на качественном уровне перемещение денег? Дэнги сюда, дэнги
туда, что ли?
Количественное же, числовое денежное представление
дает возможность в полной мере реализовать мотив власти. Финансисты
чувствуют себя очень могущественными и сильными людьми, когда «росчерком
пера» перемещают миллионные денежные суммы, пусть даже и не свои. А когда
человек управляет своими деньгами: подписывает платежки, оплачивает счета,
он ощущает себя на все сто процентов хозяином жизни. Человеком независимым
и состоявшимся.
Чтобы достичь скорого согласия с партнером по
переговорам бывает достаточно продемонстрировать ему, какими масштабными
ресурсами он мог бы манипулировать. Например, один мой знакомый с
нерешительными клиентами ведет себя так. Он говорит:
- В нашей фирме работает 1500 человек. Это инженеры,
экономисты, маркетологи и рабочие. Представьте, что если вы делаете у нас
заказ, то вы приводите в действие тем или иным образом 1500 человек. Все
1500 человек начинают в хороводе кружиться вокруг вас, выполняя ваш заказ.
Разве это не приятно? Разве только ради этого не стоит сделать заказ у
нас?
Клиенты не всегда, очертя голову, соглашаются, но
постепенно понимают, где нужно размещать заказы.
Числа – инструмент влияния, обладающий мистической
силой. Разумеется, вы знали об этом и никогда не забывали о числах,
разговаривая с клиентом. Но есть разница между тем, когда мы что-то делаем
осознанно, и тем, когда мы просто исполняем чужие инструкции или на
автомате повторяем чужие стандарты.
Прием работы с возражениями клиентов, о котором я
рассказал в этом выпуске рассылки, называется «Цифра». И формула
его такова: Возрази клиенту исключительно цифрами, обойдись минимумом
слов. Цифры, особенно очень большие или очень маленькие, обладают некой
внушающей уважение силой. Параметры товара или его характеристики,
выраженные в цифрах, могут стать неоспоримыми аргументами в устах
переговорщика-продавца.
***
В следующую среду, 1 августа 2007 года,
для подписчиков я проведу голосовую конференцию в Skype. Начало
конференции – 14 часов. Время московское. Продолжительность 30 – 45 минут.
Тема: Для начала настроимся,
познакомимся, а если останется время, то я попробую ответить на вопросы
участников.
Приглашаю всех к участию в конференции.
Что для этого нужно? Бесплатная программа Skype, наушники с микрофоном и
желание.
Мое Skype-имя evgbur.
Тираж моей книга «Камасутра переговоров,
или Без чего не удовлетворить клиента» заканчивается. Поэтому если ее нет
в книжных магазинах вашего города, ее нужно заказывать у продавцов.
Магазины в интернете также с удовольствием выполнят ваш заказ, но это
обойдется дороже раза в два.