Как оказалось, совсем не напрасно я в прошлый раз
предложил подписчикам пообщаться со мной в Skype. Такое интерактивное
общение по форме своей практически не отличалось от реальной беседы. В
результате с некоторыми собеседниками удалось от формальных вопросов
перейти к сущностным и наметить пути решения засветившихся проблем. Первым
моим собеседником был Игорь Стусь (igor_stus), который сначала написал мне
письмо. Изложил проблему, попросил совета. На некоторые его вопросы я
ответил в письме, но главные – возникли в личном общении.
Судя по письмам, которые приходят ко мне в последнее
время, те проблемы, те трудности, с которыми столкнулся в своей жизни
Игорь, присущи многим людям. Возможно, кто-то, читая стенограмму нашей
беседы с Игорем, получит ответы на свои вопросы или найдет источник
вдохновения.
Я с большим интересом читаю Вашу рассылку
«Алгоритмы влияния…» довольно давно. И, прежде всего, хочу поблагодарить
Вас за интересную и полезную информацию, за сдвиг точки зрения на
некоторые вопросы.
В настоящий момент у меня есть серьёзная проблема
с переговорами, и я очень надеюсь на Ваш совет по этому поводу. Дело в
следующем: я недавно занялся сбытом услуг компании, делающей автоматизацию
учёта на базе 1С. В Москве.
Но мои потенциальные клиенты, едва услышав слово
«автоматизация» и 1С, стараются скорее перебить и сказать, «спасибо,
программа у нас уже есть» или 1С у нас уже есть», и не желают дальше
разговаривать.
Между тем, мы не продаём программу 1С, мы
предлагаем услугу по комплексной автоматизации, где вся информационная
система, без исключения, создаётся индивидуально под нужды конкретного
клиента.
После долгой и нудной борьбы иногда удаётся
объяснить, что и как вообще может быть и что такое автоматизация вообще. И
после того, как забрезжит лучик понимания в глазах у Лица Принимающего
Решения – он вполне может на следующий телефонный звонок ответить: «Нам
тут другая фирма предложила программу, где уже всё готовое, не как у вас.
И стоит дешевле, устанавливается быстрее… в общем, мы ещё подумаем, если
понадобитесь – мы вам позвоним».
В такой ситуации я чувствую себя очень неловко –
откровенно ругать конкурентов, понятно, не стоит, умолчать – совесть не
позволяет. Пытаюсь объяснять терпеливо и вдумчиво – и теряю их внимание
тут же, ведь тема разговора им неприятна.
Итак:
1. С чего начинать разговор по телефону, если 99%
потенциальных клиентов неправильно понимают что такое «автоматизация на
базе 1С»? Придумать какое-то своё название этого процесса?
Евгений: На мой взгляд,
начинать выгоднее не с воспитания клиентов, а со слов, открывающих им их
личные перспективы: карьерный рост, доминирование в коллективе, творческих
достижений, уважения окружающих, внимания со стороны других, личной
востребованности и т.п.
2. Аналогично, с чего начинать холодные очные
переговоры, например, на выставке?
С того же.
3. Почему меня не понимают? Я использую примеры, я
задаю вопросы, я отвечаю на их вопросы, но вижу – не поняли ни черта.
Кивают головой «ясно, Вы предлагаете программу. И что это за программа?»
После попытки объяснить, что это не программа и т.д. – «Пришлите ваше
предложение по факсу, мы вам перезвоним».
Вы, Игорь,
–
специалист, и пытаетесь объяснить хорошесть программы с позиции
специалиста. А люди в другом деле специалисты и не хотят вникать в то,
что им не нужно. Вы тащитесь от осознания технологического совершенства
программы, а им пофиг. У них у каждого в голове другое: где найти деньги
на летний отдых, как сделать так, чтобы тебя уважали в коллективе, как бы
занять место главного бухгалтера или зам. директора, что купить ребенку на
день рождения, где найти квартиру дешевую, чтобы встречаться с любовницей
и т.п. :)
4. Почему я их не всегда понимаю, даже если очень
стараюсь понять?
Потому что вы мыслите на языке
специалиста-программиста. А они – на другом языке. Вы продаете им
комплексную автоматизацию. А они думают о том, как бы доказать всем, что
ты самый умный, самый влиятельный, самый достойный. Как бы сделать так,
чтобы жена не изменяла тебе, чтобы друзья звонили чаще и приглашали за их
счет поиграть в боулинг. Как бы сделать так, чтобы оставили эти боли в
спине и чтобы эрекция была как в юности и т.п. :)
5. И что я вообще неправильно делаю?
Продаете программу, а ее не нужно
продавать. Нужно продавать мотивационные состояния и мотивационные цели.
Вы хорошо знаете программу, тонко
разбираетесь в ней и всей душой любите ее. И в этом ваша проблема.
Попробуйте сместить свой фокус внимания на клиента, на его заботы и
мотивы. Попробуйте подойти к продаже так, как будто бы вы продаете то, о
чем не имеете ни малейшего представления. К примеру, что бы вы стали
делать, если бы занялись продажей лунного грунта, а времени на изучение
его свойств и полезностей у вас не было бы?
Дело в том, что продаются не
программы и товары, а мотивы и мотивационные цели. Я не смогу вам
объяснить это в двух словах в письме. Это большая тема. Могу сказать одно:
перестаньте продавать программу, то есть перестаньте продавать, то, что
люди не покупают, и начните продавать мотивационные состояния и
мотивационные цели. То, к чему люди стремятся.
Здесь, поймите меня правильно, я не
говорю, что нужно уйти из этой фирмы и заняться продажей чего-то другого.
Везде одно и то же. Я говорю о том, что ваша программа – это всего лишь
предмет общения. А настоящий товар, за который люди платят деньги –
другое.
Далее мы с Игорем общались в Skype-чате.
Игорь: Огромное спасибо за ответ. Что-то
подобное я и подозревал. Теперь попробую осознать подход и сформулировать
в слова.
Евгений: Это не просто. Потому
что нужно решительно отказаться от прежних слов и перейти к новым речевым
стратегиям. Без тренинга научиться этому, боюсь, будет нелегко. Но я
сказал то, что позволил формат.
И: Я понимаю. Я понятливый. Я вообще на них
работаю с 1-го июня, а до этого ничего подобного не продавал.
E: Без разницы, что продавать. В
любом бизнесе и небизнесе продается одно и то же – мотивационные цели и
состояния. Вещи не наделены мотивационной значимостью. Этим их наделяют
люди. И успех продавца зависит от того, насколько он искусно умеет
наделять материальные вещи мотивационной значимостью.
И: Скажите, Евгений, а как узнать их мотивы и
мотивационные цели? Или просто предлагать какие-то мотивы, которыми Я
наделяю свой продукт?
E: Мотивы и мотивационные цели у
людей у всех одинаковые. Попробуйте найти в литературе что-то о мотиве
власти, мотиве достижения и мотиве аффилиации. Эти три мотива составляют
основу человеческих устремлений. Цели, формируемые этими мотивами, как раз
нужно предлагать на продажу.
И: Ага, тогда остаётся только придумать
объяснение, как и в чём мой продукт соответствует достижению этих
мотивационных целей, правильно?
E: Да, совершенно верно. Это
называется мотивационным опосредствованием. Или созданием
причинно-следственных связей между характеристиками изделия (вещи) и
контекстами, в которых люди могут увидеть возможность достижения своих
мотивационных целей.
И: Тогда получается, ошибка моя не в том, что я не
говорю о мотивах. А в том, что я продаю нечто без названия, без простого
определения. Вы вот тоже подумали, что я продаю программу.
E: Ну да, подумал, потому что ты
задал контекст, в котором продаются программы и комплексная автоматизация.
Но программы не продаются. Продается другое. А именно: уважение
окружающих, репутация, свобода творчества, свободное время, любовь близких
и т.п. Нужно говорить об этом.
И: Я делаю это постоянно.
E: Вряд ли. Если бы например, ты
сказал, что мы продаем программу, но наша цель – это личная репутация
покупателя, поддержкой которой мы собственно и занимаемся, то эффект бы
был выше, чем тогда, когда ты им объясняешь про 1С и комплексную
автоматизацию.
И: Клёво! Я бы заинтересовался!
И: Мне приходится сначала преодолевать стереотип –
когда я только представляюсь, говорю, кто я и откуда – они уже не хотят со
мной разговаривать, Потому что думают, что я сейчас буду говорить о
программе, расхваливать, предлагать и т.д. Я же пытаюсь сначала выяснить,
что за проблемы у этого предприятия.
E: А ты не представляйся, обойди этот
стереотип. Просто познакомься и веди себя не как продавец, а как человек,
которому интересен другой человек.
И: М-да. И почему мне это в голову не пришло? Ведь
занимаюсь продажами чего угодно черти-сколько времени. А может,
посоветуешь, как потом плавно перейти к цели знакомства, чтобы у человека
не появилось чувства, что его .... обманули, использовали и т.д.?
E: Незачем заботиться о том, что
подумает человек? Сам же рассказывал, если клиент попал один раз, то потом
выкладывает, и выкладывает, и выкладывает деньги. Таковы правила игры. К
цели знакомства можно переходить сразу или потом. Не в этом дело. Дело в
том, что ты конкретно продаешь: материальный объект или мотивационную
цель.
И: ОК. Это нужно переварить. У меня есть ощущение,
что не стоит спрашивать дальше, пока не уяснил вот этого главного
принципа.
E: Пожалуй...
Второй день общения в Skype-чате.
Игорь: Я пробовал общаться с человеком, а не по
поводу программы.
Евгений: И что вышло?
И: Ни черта не выходит. Если человек мне не
интересен – очень трудно искренне слушать. Однако я считаю сей результат
положительным. Ибо – я понял, как я далёк от Мастерства и что я
неправильно отношусь к клиенту.
E: На самом деле, чтобы общаться в
этом режиме, не достаточно понять, что к чему. Не научаемся же мы хорошо
водить машину, когда понимаем, как ее водить. В любом деле нужен навык. А
в межличностном общении навык манипуляции человеком выходит на первый
план.
Игорь, объясни, а как может быть не
интересен человек (клиент), от которого можно получить деньги на жизнь?
И: В том-то и фокус - мне интересны деньги, но
неинтересен человек, т.е. они почему-то разделены в моём сознании.
E: Весь интерес к клиенту заключается
в его деньгах, которые у него есть и которые могут перейти от него к нам.
Но если есть еще что-то сверх этих ожиданий, то тебе повезло. Например,
отношения с клиентом развились в дружбу, а с клиентками – в любовь.
И: Анекдоты про новых русских помнишь? Деньги у
них есть, но люди-то они, мягко говоря, не интересные.
E: Люди с деньгами – все без
исключения интересны. А такие анекдоты сочиняют те, кто ищет способ
оправдать свое безденежье.
E: Вероятно, ты совершаешь
распространенную и типичную ошибку атрибуции. Сначала делаешь неверный
вывод о том, что у клиента денег нет. А затем, полагаясь на собственный
вывод, теряешь к человеку интерес.
И: Здесь, наверное, другое. Я чувствую, что я, как
человек, как продавец, как источник чего-либо – неинтересен партнеру. И
оттого мгновенно теряю к нему интерес. В этом случае ошибка состоит в моем
убеждении, что насильно мил не будешь.
E: Та же ошибка, но с другим
содержанием. Почему ты думаешь, что не интересен человеку?
И: Так это же очевидно! Чувство такое возникает.
Как они смотрят, как слушают, жесты, мимика, интонации.
E: Скорее всего, тебя пугает страх
неудачи. А поэтому ты ищешь и находишь причины для оправдания своего
провала, заранее известного тебе.
И: А почему я уверен в провале? Ведь всё указывает
на успех!
И: Это так странно. Спасибо. Я и, правда, боюсь
провала. И, правда, ищу причины для его оправдания.
И: Чёрт. Ясно. Время и силы уходят на поиски
оправданий будущего провала, а не на достижение успеха.
E: Видимо так.
И: Следовательно, правильный путь – сильно
захотеть этот успех, как будто твоя жизнь от него зависит. Как будто все
мосты сожжены – а лучше их и впрямь сжечь к чёртовой матери.
E: Не знаю, как можно сильно
захотеть. Сильно захотеть – это действительно серьезная, мощнейшая
проблема. Все остальное: страх поражения, бедность, зависимость – семечки.
И: Думаю, нужно обострять контраст. Без
компромиссов, как любят подростки. Если сделаешь результат – пан, шейх,
король и т.д. Если нет – абсолютный крах.
E: Сжечь мосты – это действие из
репертуара человека мотивированного, не боящегося страха. Понимаешь? Не
наоборот, сжег мосты и стал мотивированным, и стал смелым.
И: Я тебя понял.
E: Игорь, ведь нельзя сделать
что-то хорошо, испытывая страх.
И: Impossible - я пробовал.
E: Не страх, а поиск ведет к тому
состоянию, в котором мы можем чего-то достичь. Мы во многом продукт среды.
Иначе говоря, наше поведение и настроение зависит от еды, людей,
окружающих нас, погоды, времени года и т.п. Меняя все это, и ловя свои
ощущения, можно выходить на новые уровни.
И: Боюсь, что не понимаю тебя.
E: Похоже, не понимаешь.
И: И?
E: Среда определяет наши желания. Но
не любая среда, а какая-то особенная, с набором свойств, подходящим только
нам. Кого-то мотивирует страх, кого-то комфорт, кого-то потерянная любовь.
Эту среду можно найти. Как? Ища ее. Все время меняясь, а не сидя на месте.
И: Среда? То есть, то, что снаружи, а не внутри?
E: Для кого-то страх, сожжение
мостов, стало средой и он, обобщив, сделал вывод о том, что это
универсальное средство от неудач. Кажется, эту сказку рассказывают про
Александра Македонского. Но многие перед страхом теряли рассудок и
становились беспомощными. Есть даже такое психологическое состояние,
которое в психологии называют «выученной беспомощностью». Люди,
испугавшись один и другой раз чего-то, и не зная, что делать, научаются
беспомощности. Покорно ждут, что с ними произойдет.
И: Так что получается? То, что управляет моими
желаниями – снаружи? Ни фига себе. День откровений какой-то.
E: Да, то, что снаружи. Именно.
Разумеется, не на все 100%, но значительно сильнее, чем наше внутреннее.
И: А я-то думал, что свободен...
E: Ты свободен в выборе среды. Это
так. Но детерминирован в выборе источника энергии, которая питает твою
мотивацию. Откуда каждый человек берет энергию? Не снаружи ли? Чем
питается он? Не рыбой ли с мясом? Да и духовная энергия приходит к нему
извне. Никто еще не был сыт своими внутренними размышлениями.
И: Ага. Я рыбу люблю. Сырую.
E: Может быть, у тебя глисты от сырой
рыбы? Поэтому ты тормозишь. Глистов нужно выводить. Глисты – это внешняя
среда для тебя и она в настоящий момент управляет твоей энергией.
И: Не знаю. А ты как определяешь что у меня
глисты?
E: Энергии у тебя мало. Ты хочешь
продавать товар, а глистам не нравится это занятие. Ведь ты кушаешь мало в
этот момент.
И: Я торможу не поэтому. Я не знаю, глисты или что
– я знаю, что торможу от страха и неуверенности в себе.
E: Глисты подают тебе сигналы:
Дескать, сиди на месте не суетись. А то у нас зуб на зуб не попадет от
такой трясучки.
И: Энергии и впрямь мало – уж не знаю, как ты это
определяешь. Но чтобы глисты? Какое странное предположение.
E: Глисты – это метафора. Не пугайся
так. Но рыбу сырую не ешь все же.
И: Метафора или нет – а что-то такое есть. Я
называю это страх, ты – глисты...
И: Итак, я хочу продавать. На это нужно много
энергии из мяса и термически обработанной рыбы. А также настроение,
воздух, секс и бог знает сколько ещё вещей.
E: Да, белковую пищу нужно есть. Не
слушай придурков, которые едят траву голую.
И: Это уж я и сам понимаю. Мне глисты напоминают.
E: Сексом нужно заниматься. Это
заводит, мотивирует.
И: Всё, голова взорвалась. Предлагаю продолжить
позже с этого места.
E: Хорошо.
Конец стенограммы. Общаться со мной можно в Skype
когда я свободен. В скором времени я намечаю провести телеконференцию в
Skype на тему переговоров, общения и управления людьми. Поэтому,
чтобы вы могли заранее узнать о мероприятии, присоединяетесь. (Мое
Skype-имя - evgbur)
Один из
активнейших моих подписчиков – Андрей Барчук ищет партнеров для
совместного ведения бизнеса. Вот, что он пишет: хочу найти рекламных
агентов для работы в своем регионе и посредством интернет. В перспективе
могу людей трудоустроить. Суть работы – поиск клиентов-рекламодателей в
журнал «Здоровое жилье». Журнал распространяется в Иркутской области и
других регионах. Адрес Андрея
hhome@hhome.ru
Электронный тренажер «Двадцать девять приемов работы с
возражениями клиентов» можно заказать на странице http://disc.evgbur.ru