Последние ваши выпуски похожи на пространные
рассуждения. Никаких алгоритмов управления поведением другого человека я
не увидел. То вы говорите о стыде, то о вине, то о какой-то Татьяне и ее
изменах мужу. Между тем ваша рассылка называется «Алгоритмы влияния…». Я
подписывался на нее как на алгоритмы. Но на алгоритмы в истинном понимании
этого термина ваши рассылки не похожи.
Нельзя ли без размытости и философии рассказывать,
что нужно делать и как говорить в конкретной ситуации? Если вы, конечно,
способны на это.
Михаил Шагин.
Это письмо, я считаю, адресовано не мне. Почему?
Потому что буквально года два, три назад в интернете произошла
специализация авторов, ведущих рассылки. И согласно специализации авторов
– селекция подписчиков.
Есть авторы, которые дают исключительно конкретные
советы. Например, выстраивая какой-то диалог между клиентом и продавцом,
анализируют диалог и указывают на ошибки. Рекомендуют, какие слова были
правильными, а какие произносить ни в коем-случае нельзя. Иногда в
качестве примеров используют диалоги героев мультфильмов. К примеру,
диалог Вини Пуха с Пяточком. Дают конкретные рекомендация по использованию
в диалоге и рекламе частицы «не». По их мнению, нельзя пользоваться этой
частицей. Потому что она тут же проникает в подсознание человека. И
выковырнуть ее оттуда потом почти невозможно. Так и живет человек с этой
частицей-занозой. Ни туда, ни сюда.
Другие авторы рассылок переписывают примеры и советы
из переводных книг американских авторов. Не возьмусь судить их за это. Нам
еще есть чему учиться у заокеанских продавцов и переговорщиков.
Мне же заниматься тем, чем занимаются другие, не
хочется. Да и зачем толкаться там, где и без меня плотно. Поэтому я не
пишу о диалогах Вини Пуха с Пятачком. Ничего не говорю о частице «не».
Вдруг она у меня застрянет в голове.
Остается лишь одно – говорить об эмоциях. О страхе,
чьей-то вине и стыде.
Разумеется, я мог бы продемонстрировать ряд
конкретных слов, фраз, способных заставить человека переживать стыд или
вину. Но боюсь попасть впросак. Дело в том, что сырьем для выработки
эмоций являются не только слова и фразы. Эмоции легко вызываются
молчаливыми поступками, лицевыми экспрессии и нечленораздельными
интонациями. Существенную роль на формирование эмоций оказывает генотип,
воспитание, здоровье и возраст человека.
Поэтому, если и браться за анализ диалогов пусть и
мультяшных, то нужно учитывать все факторы, влияющие на эмоции. А разве
это реально? Конечно, нет.
Учесть нельзя. Но что интересно, почти любой человек,
даже самый безграмотный умеет испугать, пристыдить и вызвать чувство вины
у другого. Каким-то непостижимым образом нам без знания, что и как влияет
на человека это удается.
Анализировать диалоги – это все равно, что перебирать
шелуху орехов, съеденных в прошлом году. Если и говорить об анализе, то
анализировать необходимо мотивационные состояния и эмоции, владеющие
человеком на данном этапе переговоров. Об этом следует говорить и только
потом думать о конкретных словах.
Готовясь к переговорам нужно создать мотивационную и
эмоциональную стратегию ведения переговоров. Расписать во времени
последовательность возникновения эмоций радости, интереса, удивления,
страха, вины, стыда, гнева и отвращения у партнера. Подумать об
инструментах создания этих эмоций. Прикинуть возможные поступки человека,
и только потом идти на переговоры.
Ходить на переговоры с конкретным набором якобы
программирующих фраз, выдернутых из НЛП, не следует. Вы же не клоун, а
ваши клиенты не зрители и тем более не идиоты.
В этом, пожалуй, и заключается мой конкретный совет,
что и как полагается делать.
***
В прошлом выпуске рассылки я рассказал о трудном
положении, в которое попала Татьяна Еременко. На мою просьбу помочь
Татьяне советом откликнулось как никогда много подписчиков. Письма всех я
не могу здесь опубликовать. Некоторые письма очень длинные, подробные и
детальные.
Восемьдесят процентов писем с искренним желанием
помочь было от мужчин. Но не этот факт удивил меня. Этого можно было
ожидать. Я не ожидал, что практически все мужчины посоветуют Татьяне ни в
коем случае не признаваться супругу в измене.
Может быть, бессознательно проецируя эту историю на
себя, они манифестировали письмами, что ничего не хотят знать об изменах
своих жен? Страховались таким виртуальным образом от реальных случаев?
Оттого и писали без устали?
Возможно и другое объяснение.
Мужчины хорошо осведомлены в вопросах супружеских
отношений и их сохранения. Не рассказывать супругам о своих похождениях на
стороне – это вполне квалифицированный совет. Любой психолог вам
посоветует то же самое.
В любом случае совет принят. Всем огромное спасибо.
Помощь поступила вовремя.
***
Здравствуйте, Евгений.
Недавно случайно на глаза попалась ваша книга
«Камасутра переговоров, или, Без чего не удовлетворить клиента». Коллега,
уходя домой, оставил ее на столе. Я взял ее в руки. Открыл где-то на
середине. Начал читать. Статья называлась «Реальность грез». Был
заинтригован, потому что сразу же получил ответ на вопрос, который
доставал меня последнее время. Я вообще-то не любитель чтения. Но вашу
книгу отложить в сторону не мог. С удивлением открывал и переоткрывал для
себя новые истины. Попалась бы мне эта книга хотя бы года три назад, я бы
не совершил ряд тупых поступков, и сейчас был бы уже богатым человеком.
Надеюсь, что у меня еще все впереди и ваша книга мне поможет. Где можно
сейчас купить вашу книгу? По магазинам ходить некогда. А тот экземпляр,
что читал, пришлось отдать хозяину.
Максим Решетов
Ходить никуда не нужно. В магазин можно позвонить и
заказать книгу по телефону. Есть и другой вариант. Заказать ее в любом
российском интернет-магазине. Это чуть дороже, зато не придется ни с кем
разговаривать.
Есть еще одна возможность. Приезжайте на мой тренинг
в Киев, который состоится 21-22 марта. Осталось всего
несколько дней, чтобы принять решение, зарегистрироваться и оплатить
тренинг. Книгу для вас я привезу. Кажется, собирается отличная компания и
будет весело.
По всем вопросам обращаться участия в тренинге
нужно обращаться к
руководителю международного консалтингового центра ICIC Полевенко Лилии
Владимировне.