Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Алгоритмы влияния или управляемое общение


Информационный Канал Subscribe.Ru

Алгоритмы влияния, или Управляемое общение

Технология ведения переговоров

Евгений Буряков

Выпуск № 43

2002-05-31

economics.school.algoritm


Добрый день, Дамы, Господа.

Некоторое время назад я стал свидетелем блестящей PR-акции, которая была проведена против спикера областной Думы одной из областей России. Это была великолепная многоходовка, дьявольски выверенная процедура по дискредитации должностного лица. Акция вполне отвечала духу китайских стратагем.
Об этом стоит рассказать, потому что продуманность действий, четкая последовательность шагов сродни высокому искусству.

Ценность этой истории, мне видится, в том, что на ее примере можно понять, что любое дело «выгорает» только тогда, когда оно планируется, затем готовится и, наконец, методично и упорно осуществляется.

Поскольку я не смог определить к какой из 36 китайских стратагем можно отнести эту стратегию, я дал ей свое название «Ловушка».

***

Несколько недель назад губернатор области в присутствии главного федерального инспектора, журналистов и телевидения торжественно вручил грамоту спикеру областной Думы. В грамоте, подписанной президентом, было написано: «За большой вклад в становлении российской экономики, творческий подход и инициативу при выполнении заданий Правительства РФ».
Вручение грамоты не первый, и не главный шаг в этой технологической цепочке. Первым шагом была операция по тайному изготовлению грамоты и подделке подписи президента РФ В. Путина.
Сразу же после вручения грамоты, когда еще ладонь вручавшего не успела расправиться от поздравительного рукопожатия, а на лицах играли улыбки, газета «Коммерсант» со своих страниц объявила: «Грамота поддельная! Президент грамоты не подписывал».
Бац! Ловушка захлопнулась! От грамоты уже не откажешься, она уже вручена и «пылает» в руках.
Блестяще!

Правда, нужно отметить, что «Коммерсант», выдавая свою изначальную осведомленность о том, что грамота фальшивая, поспешил с обнародованием факта. Хотя спешка тоже может иметь свое оправдание: не поспеши, а вдруг спикер Думы, заподозрив неладное, сам инициирует процесс огласки. Тогда дело мгновенно развалится.

Далее последовал очередной этап - веерное распространение информации. Бешено заработали телефоны, электронная почта, курьеры сообщали о прецеденте всем информационным агентствам и масс-медиа России. И хотя объективно вины спикера Думы никакой нет (явно, что конфузить нужно главного федерального инспектора), в предвзятых публикациях, смакующих новость, он занимает центральное место. Сначала местные газеты, затем и центральные опубликовали информацию, как под козырек, излагая одну единую точку зрения.

Этот шаг был проведен без «помарок». Расчет был верный. Авторы PR-акции не ошиблись: СМИ не будут интересоваться истиной, и ждать данных из официальных источников. Средствам массовой информации нужна сенсация, все остальное второстепенно.

Тактику можно назвать почти идеальной, потому что соблюдены два условия: автор PR-акции неизвестен (настоящий автор всегда может заявить, что тоже ничего не знал), и второе условие - все сделано чужими руками. Газеты, и местные, и центральные, не вникая в суть, не выясняя истинности сообщения, с едким удовольствием рассказывали новость.

Когда готовилась акция, политические оппоненты спикера Думы, хорошо зная психологию человека, делали ставку на свойство характера, присущее каждому человеку – на доверие.

На самом деле, не проверяем же мы на безупречность подарки, которые нам дарят. Берем и радуемся.
«Но война – это путь обмана, – говорит китайское военное наставление «Сунь Цзы», – не играй с противником в благородство. Добивайся доверия противника и внушай ему спокойствие, тогда осуществляй свои скрытые планы».

Спикер Думы доверился, а его противники, в соответствии китайскими рекомендациями, нанесли разящий удар. Атака удалась.
Если коротко, операция «Ловушка» выглядела так.
 Была изготовлена псевдограмота самого высокого значения. Это легкий этап и практически копеечный по затратам.
 Далее, или авторы, или промежуточные жертвы этой циничной PR-акции, выработали у председателя областной Думы доверие к себе и впечатление о своей близости к президенту РФ В. Путину. Это самый сложный и длительный этап. По сути ключевой. Здесь потребовались навыки эффективного общения.
 Третий шаг легкий. Передача грамоты в официальные руки. Раз есть доверие, то выполнение этого шага превратилось просто в техническое действие, за которым неминуемого должно было последовать награждение.
 На четвертом шаге авторы позаботились о том, чтобы информация начала широко распространятся, имея в себе только одно мнение: грамота поддельная. Мнение выгодное политическим оппонентам спикера Думы.

Но последовал неожиданный поворот. Подобного рода акции, как правило, всегда сопровождаются эффектами, заранее не прогнозируемыми. Те же китайцы говорят: «В слабости ищи силу, в силе – слабость».
Спикер Думы не стал оправдываться и в этом смысле, думаю, шокировал оппонентов. Такой реакции они не ожидали. Оправдания, всегда приводят к потере привлекательности человека. Оправдываешься, значит, виноват и чем шире и активнее оправдываешься, тем слабее и виноватее выглядишь. Именно на этот социальный стереотип рассчитывали политические конкуренты спикера областной Думы. Но оправданий не последовало. Вышло как в поговорке: «Он и отмолчится так, будто отругает».
По оперативным мини-опросам спикер Думы, мудро промолчав, повысил свой рейтинг на 1,5%.
Второй непредсказуемый эффект, вопреки ожиданиям о дискредитации спикера Думы, выразился в демонстрацию масштаба политика, масштаба российского уровня, ведь на медведя с рогаткой не ходят. Центральные СМИ, опубликовав информацию о скандале с фальшивой грамотой, неожиданно сделали спикеру областной Думы пиар российского масштаба. Конечно, скандальный пиар, но до выборов еще далеко, и местная пресса найдет возможность постепенно «отмыть» спикера Думы.

Кто же выиграл, кто проиграл в этой истории?

Всего доброго.

Автор рассылки Евгений Буряков


Представляем анонс очередного номера рассылки Бизнес и Психология. Смотрите обновленный раздел События, Тренинги и Конференции Мы рекомендуем Вам подписаться на эту рассылку.
Электронный журнал "Бизнес и Психология"

“Обаяние денег летом в Крыму”
Мы уже писали, что в рамках IV ежегодного Международного Фестиваля телесных практик в Крыму на мысе Казантип, каждый участник может презентовать свою работу в виде короткого семинара – тренинга. Там же состоится презентация демо-версии тренинга Игоря Юдина "Деньги". Это не только возможность осознать, что очень часто человеком является трудность взаимоотношений с деньгами, а осознаётся и решается проблема совсем другого плана. Но это еще и Возможность кардинально изменить свою жизнь. И начать зарабатывать деньги прямо на тренинге...полностью

Архив журнала

Полный текст свежего номера журнала см. http://psyon.4u.ru

Подпишитесь на весь журнал вместе с приложениями

Если Вы заинтересовались сотрудничеством с этим журналом, пишите им по e-mail: business@psycho.all.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное