Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Решаем кейсы.ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ СЕРЬЕЗНОЙ ПРОБЛЕМЫ


Решаем кейсы. ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ СЕРЬЕЗНОЙ ПРОБЛЕМЫ  Часть II   Международная компания успешно выходит на российский рынок. Но через некоторое время рост продаж замедляется и явно отстает от роста рынка. Конкуренты обгоняют. Прибыльность снижается и начинает приближаться к точке самоокупаемости. В чем причина? Как решить эту проблемы с наименьшими затратами?

В следующем выпуске: Продолжение  решения кейса. Часть III «От анализа к действиям» Вы узнаете, что конкретно удалось сделать для решения проблемы и к каким результатам это привело.

А также: Армен Бабаян представит вам  новый «КАТАЛОГ ДОМАШНЕГО БИЗНЕСА». Все наши подписчики будут иметь возможность ознакомиться с каталогом и бесплатно скачать его.

 

Подписчики текстовой версии могут ознакомиться с таблицами кейса на странице http://www.sos-consulting.ru/ru/articles/73/ 

 

                 

ТАБЛИЦА 3   SWOT анализ Сеть магазинов 2002 г.

Сильные стороны

Значи-

мость

Оценка

Взвешен-

ная оценка в баллах

Доля

 1.Устойчивое конкурентное преимущество ноу-

  хау      

 2. Известность торговой марки в СМИ

 

 3. Сильный управляющий сети

 

4. Выгодные условия поставок, партнерские

отношения

 Всего:

5

 

3

 

4

 

3

 

4

 

3

 

2

 

4

 

20

9

 

8

 

12

 

49

0.41

0,18

0,16

0,25

1

Слабые стороны

 

 

 

1. Недостаточно широкий ассортимент, мало высококачественных товаров

2. Высокая текучесть  кадров, особенно

 менеджеров

3. Слабый маркетинг, недостаток инвестиций

4. Слабая база данных, нет аналитики, статистики

 

5. Недостаточные внутрифирменные

коммуникации

Всего:

4

 

3

 

4

3

 

2

 

3

 

3

 

3

3

 

2

 

12

 

9

 

12

9

 

4

 

46

0.26

 

0,20

 

0,26

0,20

 

0,08

 

1

Возможности

 

 

 

1. Стабилизация экономики, рост доходов

населения.

2. Ненасыщеный потребительск. рынок, возм.

роста

3. Уменьшение предубежденности против товара

4. Предпочтение потреб. более дорогих категорий товара 

5. Программы прав-ва Москвы по защите малоимущих слоев населения

6. Тенденция укрупнения магазинов

Всего:

4

 

4

 

3

3

3

 

2

4

 

5

 

3

4

3

 

4

 

16

 

20

 

9

12

9

 

8

 

74

0,22

 

0.27

 

0.12

0,16

0.12

 

0,11

 

1

Угрозы

 

 

 

1.Изменение законодательства и регулятивных мер

2.Изменение таможенных процедур и пошлин

 

3.Привлекательность для новых конкурентов

 

Всего:

4

 

5

 

4

 

2

 

4

 

4

 

8 

20

16

44

0,18

0,46

0.36

1

ТАБЛИЦА 4

 

                      Возможности

Угрозы

 

 

Доходы стабили-

зация

Рост рынка

Измен. ментал.

Дорог.

товар

Прогр.

Москвы

Укруп-

нение

Законо-дат.

Тамож-

ня

Новые

конкур.

 

Сильн.стор.

доля

0,22

0.27

0,12

0,16

0,12

0,11

0.18

0.46

0.36

 

Ноу –хау

0.41

х

-

х

х

-

х

-

х

х

 

Бренд

0.18

-

х

х

-

х

-

-

-

х

 

Управляющ.

0,16

-

-

-

х

-

х

-

-

-

 

Поставщики

0.25

-

х

-

х

-

-

-

х

х

 

Слабые стор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ассортимент

0.26

 

х

х

-

х

-

х

-

-

х

 

Текучесть

0,20

-

х

-

-

-

-

-

-

-

 

Маркетинг

0,26

-

х

х

-

х

х

-

-

х

 

База данных

0.20

-

х

-

-

-

х

-

-

-

 

Коммуникац.

0.08

-

х

-

-

-

-

-

-

х

 

 

Конкурентный анализ

Элементарное сравнение прайс листов лидеров рынка, показал несравнимо более широкий, по сравнению с компанией АЛ,  ассортимент даже не у лидеров рынка.

Беседа  по душам «засланного казачка» с продающими менеджерами конкурентов выявила то, что многие постепенно отходят от импорта Оригинала, особенно мелким оптовикам, становится все труднее и менее выгодно его продавать.

Сравнительный анализ конкурентов с применением метода бальной оценки (приведены в Таблицах № 5 и № 6.) показал, что позиции компании не так уж плохи.

ТАБЛИЦА 5 Конкурентный анализ, опт.

 

Критерии

 

 

вес

 

Лидер

 

АЛ

Комп.

2

 

Комп.

3

Комп.

5

Комп.

6

1. Цена

3

8

6

6

5

6

5

2. Качество

3

4

7

6

8

6

6

3. Ассортимент

3

10

3

8

9

6

6

4.Услуги (доставка обучение, консультации)

2

6

8

5

4

1

1

5. Отсрочка платежей

1

8

5

5

4

-

-

6.Клиентоориентированность

2

2

7

4

5

4

4

7.Качество обслуживания

1

4

8

5

5

5

4

8.Региональные отделения

2

10

3

6

0

2

4

9. Доверие к торговой марке

2

3

8

6

8

6

5

Общее количество баллов

116

113

112

109

85+ (4)

83 + (4)

Соответствующее (реальное) место компании среди конкурентов после завершения анализа (по количеству набранных баллов)

2

1

3

4

5

6

Вес = значимость параметра для успеха бизнеса. При подсчете общего количества баллов вес параметра умножается на  балльную оценку параметра, затем все полученные значения суммируется .

Вес параметра был установлен на основе предварительного анкетирования клиентов компании АЛ (количественное исследование) и мнения менеджеров компании и компаний конкурентов (качественное исследование)

ТАБЛИЦА 6. Конкурентный анализ, Магазины                                                             

 

Критерии

 

 

вес

 

Сеть 2

 

Сеть компании

АЛ

 

Лидер

Прочие единичные магазины  с торговой площадью более 100 м2

1. Ассортимент

3

9

5

10

1-8

2.Пропорции товаров разных ценовых групп

3

4

7

7

-

3. Цена

3

6

8

9

3-8

4.Скорость товарооборота

3

5

8

8

3-6

5. Уровень издержек

2

4

7

9

2-5

6.Узнаваемость торговой марки

2

7

5

4

0-2

7.Маркетинговая поддержка

2

7

5

4

0-4

8. Дифференциация цен

2

2

8

8

2

9. Количество магазинов в сети и размер торговой площади

3

5

6

2

1

Общее количество баллов

127

152

158

85+ (4)

Соответствующее (реальное) место компании среди конкурентов после завершения анализа (по количеству набранных баллов)

3

1

2

-

       

Анализ конкурентоспособности позволил сделать стратегические выводы:

Оптовое подразделение. Компания АЛ имеет практически средний уровень цен, немного выше среднего уровень качества и близкий к среднему уровень издержек. Будучи одной из первых компаний, вошедших на российский рынок с товарами «second hand», на начальном этапе могла бы считаться «проспектором». Однако с течением времени уступила свои позиции новым игрокам. В настоящий момент ее можно отнести к стратегическому типу «Защитник» и выбрать стратегию «Защита сегмента».

Розничное подразделение. Сеть магазинов компании «Удачная покупка» представляет уровень качества значительно выше среднего, ощутимо низкие издержки и  немного ниже среднего цены, обладает уникальным know-how организации процесса торговли, которую трудно скопировать конкурентам. То есть имеет особое качество организации бизнес процессов. Поэтому, несмотря на отсутствии особого качества товаров, которое по природе отрасли невозможно, целесообразнее всего отнести подразделение к стратегическому типу Анализатор и, в связи с недостаточной насыщенностью рынка, выбрать стратегию роста с «накоплением прибыли для расширения сегмента  рынка.

 

Проведенные исследования и последующий анализ также показали, что налицо была достаточно типичная ситуация для компаний, не уделяющих внимания маркетингу, а именно,  положение на рынке уже давно изменилось, а компания, не желая этого замечать, продолжала идти старым путем, который оказался когда-то успешным при ее входе на российский рынок. Основной акцент оставался на продажах уходящего с рынка, вследствие изменения предпочтений конечных потребителей и повышения таможенных пошлин, «оригинального» продукта, который стал практически неприбыльным для компании. Так как этот продукт был самым дешевым в ассортиментном ряду, то вся дисконтная политика была построена на системе скидок с объема закупок в килограммах, а не в условных единицах. Аналогичным образом стимулировались менеджеры по продажам.

В совокупности это делало невыгодным ни клиентам компании покупать прибыльные для компании товары ассортиментного ряда ни менеджерам их продавать. В результате самые дорогие и прибыльные для компании позиции залеживались на складе, связывая ее оборотный капитал.

В довершение всего, компания уже была не в состоянии предлагать товары по конкурентным ценам в низшей ценовой категории, потому что не пользовалась «серыми» источниками ввоза товара, как делала часть конкурентов. При этом она продолжала позиционировать себя в категории самых низких цен в отрасли.

 

На основании проделанных несложных исследований и их анализа были поставлены стратегические цели дальнейшего развития оптового и розничного подразделений, переложенные в конкретные тактические действия операционного маркетинга, которые будут рассмотрены в следующем выпуске. В следующем выпуске Вы также узнаете,  к каким результатам привело внедрение этих мер.

 

Тем, кто хочет немного поупражняться, рекомендую продумать стратегическую задачу и тактические меры, которые Вы бы предложили в данной ситуации. 

Кадышева Е.В.

ООО «СОС Консалтинг»


Хотите иметь грамотное эффективное решение управленческих задач? SOS Cons@lting всегда к Вашим услугам!  Подробнее об услугах на странице Консультационные услуги



В избранное