Поступили первые письма читателей рассылки. Это
вдохновляет и по тем вопросам, которые они задают, видно, что темы, которые на
выношу на наше обсуждение важны.
Марат Евсеев
задает такие вопросы:
1)Самая гнусная ложь - полуправда. Как отличить
правду от лжи? Бунич одна картинка. Кара-мурза другая. В чем-то похожи, но...
Возможный ответ: "Действительность проверяй собой." Но как в этом
случае проверить?
Возможный ответ: "Мировоззрение" Но при не сформировавшемся
мировоззрении, книги по истории его и формируют.
2)Нужна какая-то система. Хватит глотать книги. Я предполагаю, что если бы
учился в институте, то по крайней мере научился бы систематизировать свои
знания. Как привести все, что уже находится в голове к порядку и в дальнейшем
учиться упорядоченно? Если отвечать долго, то вопрос снимается. Сам придумаю.
Но может все просто, а я не вижу..."
Как я понимаю в Вашей рассылке и будут ответы
на мои вопросы:). Хорошо. Я хочу иметь "Процессное Мозаичное
Мышление". Начнем его формировать?
Всего доброго.
Елисеев Марат
У Татьяны Савченко сходные вопросы:
1.Кто и как
формирует целостное мировоззрение у молодежи. Что формирует его? Может ли
молодой человек сам его формировать? Ваше мнение.
2."Прежде всего тем, кто не равнодушен ко всему происходящему вокруг и хочет что-то изменить".С Вашей точки зрения, что
может изменить один человек? Возможно ли что-то изменить при условии, что никто
власть отдавать-то не желает.
Вопросов сразу несколько.
Как поступить? Отвечать сразу на все? Но тогда мы, предлагая формировать целостное
мозаичное мировоззрение, мышление, начнем своими руками создавать калейдоскоп.
Т.е. призывать к одному, а своими практическими действиями делать совершенно
иное. Это и есть разлад мысли-слова и дела. А это самое страшное, что разрушает
все вокруг.
Поэтому поступим
следующим образом:
1.Признаем, что все заданные вопросы очень важны. Для меня лично
последний вопрос Татьяны о том, что может сделать один человек, это не вопрос
теории, а вопрос практики и мы к нему обязательно вернемся.
2.Из всей совокупности заданных вопросов выберем наиболее важный
на данный момент обсуждения и попытаемся раскрыть его.
Кто и как формирует мировоззрение? Может ли сформировать его учеба в институте? Может ли сам человек формировать свое мировоззрение? Давайте подумаем над этими вопросами.
Что формирует мировоззрение? Все окружающее нас. Окружающая природа. Мировоззрение городского человека отличается от мировоззрения сельского. Я это ощущаю на себе. Так получилось, что проживая всю жизнь в городе, подмосковный городок Домодедово, в детстве я часто гостил в деревне у бабушки в нижегородской области. Еще до школы мама отправляла меня в деревню, поскольку сидеть со мной было не кому, мама работала, в саду мест не было. Потом каждый год, после окончания учебы мы с братом стремились в деревню, там была воля, свобода, вся деревня – одна большая родня. Невольно ты соприкасаешься с животным миром: куры, гуси, корова, овцы, лошади. Начинаешь посильный труд: от разбивки валков во время сенокоса (это когда после косцов образуются валки скошенной травы, а мы шли за ними с рогатиной и разбивали эти валки, чтобы
трава быстрее сохла) до грузчиков во время уборки хлеба. Деревенские бабы мне говорили:"Вот, Валерка, поедешь в Москву будешь знать, что хлеб не на деревьях растет батонами".
Формировало ли это
мировоззрение? Конечно, причем очень глубинные его пласты. И именно целостное
мировоззрение: кругом природа, животный мир, мы часть природы, взаимодействуем
с ней и она отвечает нам.
Формировало ли это
процессное мышление? Конечно, ты наглядно наблюдал как посеянное зернышко
вырастало колоском, потом зернышком, мукой на мельнице и потом бабушкины
пироги. Вот он процесс. И так всюду.
Способен ли город
сформировать такое целостное, процессное мировоззрение? Нет. Он отрывает нас от
природы, каждый чувствует себя отдельно, в отрыве от всех. Мы не видим
процессов, отдельные фрагменты. Поэтому та идея, которая высказана в книгах
Мэгре "Звенящие кедры России", по поводу родовых поместий - она очень
верная. Как ее реализовать, вопрос другой.
Далее по мере взросления мы вступаем в мир культуры и наше мировоззрение формируют те сказки, которые мы читаем,
смотрим, книги, фильмы и т.д. Однажды сижу в автобусе, а рядом молодая женщина с ребенком. У ребенка красивая книжка на хорошей бумаге, а там сказки в виде комиксов. Разговорились. Я обратил ее внимание на разницу между обычными сказками и комиксами. Обычные сказки развивают воображение, мы читаем, переживаем сюжет, домысливаем картинки, он формируются определенные способности: налаживается гармоничная работа левого и правого полушарий мозга – логика и образы. Комиксы дают готовые образы, они не развивают воображение, они дают не процесс, а фрагменты процесса. Не кривую, а отдельные точки на кривой.
Представьте, что наши дети воспитаны на комиксах. Будьте уверены, способность
к творчеству в большой степени мы у них отняли. Кстати, западная культура
на в значительной степени сформирована на комиксах и это не случайно.
Поступаем в школу. Формирует ли наша система образования целостное, процессное мышление? Сейчас в меньшей степени, чем раньше в советское время, и еще в меньшей, чем раньше в классической гимназии, в царское время. Все таки, справедливости ради, надо сказать, что советская школа по уровню целостности значительно превосходила западную и отсюда наши успехи в фундаментальных науках, и нашу настоящую, которую пытаются делать под копирку западной.
У меня есть хрестоматия
по чтению для дореволюционной школы. Вот это образец целостного подхода. У нас
как было: вот мы изучаем Пушкина, потом Лермонтова, на другом уроке историю, на
третьем зоологию и т.д. Это уже искусственный разрыв. В этой хрестоматии все
переплетено: стихотворение Пушкина о природе, время года, праздники в это время
года, какая-то зарисовка по истории и т.д. все так чудесно увязано, что у
ребенка формируются естественным образом связи с отдельными областями знаний
(отдельными, поскольку мы их искусственно разорвали, а в жизни все
взаимосвязано).
Переходит далее в сферу средств массовой информации, откуда мы получаем сегодня основные знания об окружающем мире. Это вообще сплошной калейдоскоп, который шизофринирует человеческое сознание.
В результате имеем то,
что имеем.
Даст ли учеба в институте целостное мировоззрение, как полагает Марат? Вряд ли. Определенную систему знаний в выбранной специальности, да, конечно и то зависит от института. Мне повезло, я учился в Московском инженерно-физическом институте, который дает мощную фундаментальную физико-математическую подготовку и формирует дисциплину мышления. Это позволяет его выпускникам потом работать в различных областях и добиваться успеха. Сформирован тот самый целостный подход, хотя бы в сфере своей деятельности. К сожалению, гуманитарные науки, давались по тогдашнему марксистскому шаблону и они больше отбивали желание к самообразованию в этих вопросах, чем способствовали.
И наконец, может ли сам человек формировать у себя целостное, процессное мировоззрение? Конечно. И первый шаг к этому: осознать эту проблему. Ведь многие, огромное большинство даже не задумываются об этом. Они существуют, пользуясь современной терминологией, в некой матрице и не могут выйти за нее. Осознание этого – очень много значит, поскольку потом возникает вопрос как? До этого его просто нет.
Вопрос как? Это и есть цель наших рассылок. Помочь, подтолкнуть, подсказать.
Одна просьба: когда пишите письма, несколько слов о себе, возраст, образование,
чем занимаетесь. Это чисто для меня, чтобы отвечая на вопросы более правильно
выбирать подачу материала. Спасибо всем