Число подписчиков рассылки стремительно растет. Уже перевалило аж за 10
и это только начало.
Прежде чем продолжить нашу тему, а мы ее заявили как
"Что день грядущий нам готовит?", сделаю лирическое отступление,
чтобы было понятно чем мы будем заниматься первое время и у вас не мучил
вопрос:"Так что же наконец он готовит?"
Автобиографическая страница.
В 1974 году я закончил третий курс Московского инженерно-физического института
и в летние каникулы предполагалась работа в студенческих строительных отрядах.
Была в нашу бытность такая форма коллективного труда. Однако поскольку
я в то время еще активно работал в КООД (это еще одна форма молодежной
активности в то время) – комсомольский оперативный отряд им Ф.Э.Дзержинского
(КООД), а во время приемных экзаменов в институт все проблемы по расселению
абитуриентов, обеспечению порядка в студгородке возлагались на летний оперативный
отряд и меня оставили на июль месяц работать в оперотряде. Одновременно
на базе оперотряда мы сформировали стройотряд и отправили его в Набережные
Челны: работать на стройке и помогать тамошним комсомольским оперотрядам
в обеспечении порядка. Поскольку для меня и оперотряд и стройотряд были
"любовью", то я сразу после завершения приемных экзаменов, когда
оперотряд завершил свою работу тут же махнул в Набережные Челны в стройотряд.
По прибытии меня назначили бригадиром левого объекта –
капитальный ремонт коровника в ближайшем колхозе. И хотя профессиональных
строителей у нас не было, тем не менее в целом мы справились с поставленной
задачей, оставалась одна крыша, которую мы не успевали покрыть, поскольку был
уже конец августа и основная часть отряда должна была уехать. Решено было
остаться с группой ребят и завершить строительство. Вскоре к нам присоединилась
группа наших студентов, которые вообще шабашили на стороне. Они были постарше,
поопытнее в строительстве, но тем не менее бригадиром был я. И вот помню первый
день после их прибытия в "мою бригаду": мы прибыв на объект
приступили к работе, что-то делаем, а наши "старшие товарищи" сидят:
один топор точит, другой пилу разводит. Время идет, а они и не думают
приступать к работе. Я, как бригадир, начинаю нервничать: работать пора…, а
сказать неудобно, ребята старше, опытнее. В конце концов они приступили к
работе, с одним из них мы стали пилить стропила и вот тут-то я понял чем они
занимались до того: правильно разведенная пела в наших руках, все пилилось
легко и просто, не работа, а кайф.
Я на всю жизнь запомнил этот эпизод и всегда думаю: прежде
чем приступить к работе приготовь, наладь инструмент и тогда работа будет более
эффективной и радостной.
К чему я все это так долго говорил? Прежде чем приступить к нашей основной теме, нужно "приготовить инструмент".
А инструментом в нашем деле является МЕТОДОЛОГИЯ. Пока мы ее не "отладили",
без толку браться за работу: вспотеешь, а толку шыш.Поэтому для тех, у кого есть внутреннее нетерпение – спокойно, всему
свое время.
Итак в последней рассылке мы разобрали три понятия ПРОРОЧЕСТВО, ПРОГРАММИРОВАНИЕ,
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Мы будем заниматься прогнозированием. Не потому что не
обладаем пророческим даром, наверно у каждого из нас он в какой-то мере
есть, но это вопрос другой темы. Мы не собираемся и кого-то программировать,
поскольку выкладываем свой метод и каждый может самостоятельно проверить
верность прогноза. Более того, наша цель, чтобы каждый сам освоил методологию
прогнозирования и уж никогда и никто не сможет им манипулировать и использовать
его в своих, как правило, неблагородных целях.
Пойдем дальше и разберем следующие два ключевые понятия КАЛЕЙДОСКОП и МОЗАИКА.
КАЛЕЙДОСКОП. Все помнят детскую игрушку, такая трубочка с зеркальными стенками, внутрь насыпаны разноцветные стекляшки и благодаря отражениям в зеркалах в этой трубочке возникают причудливые, красивые картинки. Чуть повернул и новая картинка, еще поворот и новая. Ни одна не повторяется, красиво, заглядишься.
МОЗАИКА. Всем известны мозаичные панно, которые выкладываются из разноцветных камешков или стекляшек. Тоже очень красиво.
Но в чем принципиальная разница между ними? В мозаике все
время сохраняется целостная картинка, какие-то ее части еще не проработаны и мы
домысливаем их, до воображаем, но у нас эта целостная картинка есть. Каждый
новый камешек или стекляшка дополняет картинку, не меняя ее в целом, прорабатываются
детали.
Не то в калейдоскопе: каждая новая стекляшка меняет картинку
принципиально. Нет никакой связи между новой и прежней, они принципиально
различны.
Теперь представим себе, что мы имеем дело не с камешками или
стекляшками, а с некоторыми фактами, блоками информации. Как эти факты
выстраиваются в нашем сознании? Набросаны, как попало, не связано между собой,
все новые и новые? Тогда в нашей голове – КАЛЕЙДОСКОП. Каждый новый факт может
изменить наше представление по тому или иному вопросу, нет ничего
определенного, постоянного, а раз так, то и у нас, нет и не может быть никакой
позиции.
Другой случай: каждый новый факт связывается с уже
известными фактами в этой области, что подтверждает это известное, что
дополняет, что противоречит, и мы после некоторых раздумий либо отвергает новый
факт, как сомнительный, либо вносим коррективы в наше прошлое представление.
Общая картинка остается постоянной, наращивается ее полнота, прорабатываются
детали т.д. У нас в голове целостная МОЗАИКА.
КАЛЕЙДОСКОП и МОЗАИКА просто слова, которые характеризуют
некие явления, некое специфическое взаимодействие отдельных фрагментов единого
целого.
В одном случае фрагментарное, разорванное, хаотичное. В
другом целостное, взаимосвязанное, упорядоченное.
Понятно, что КАЛЕЙДОСКОМ и МОЗАИКА некие крайние случаи. В жизни в чистом
виде такого не бывает: по одним вопросам у меня есть целостное представление,
я здесь специалист,по
другим – "мы все учились понемногу, чему-нибудь, и как-нибудь"
(А.С.Пушкин). Однако есть области, где все мы должны быть специалистами – это
жизнь, это отношения с окружающими, это вся совокупность социальных,
экономических, политических отношений. Мы не можем преложить на кого-то другого
труд регулировать, выстраивать эти свои отношения, как не можем переложить труд
питаться, дышать, размножаться и т.д.
Поэтому если мы действительно хотим правильно и успешно
выстраивать свои отношения, то мы должны быть специалистами и в этих областях,
а значит потрудиться и сформировать по данным вопросам целостное представление,
сформировать свою МОЗАИКУ.
Пока нет МОЗАИКИ, ни о каком прогнозе речи быть не может.
КАЛЕЙДОСКОП непредсказуем, каждая новая картинка никак не связана с прежней.
Результат? Живем здесь и сейчас, вернее выживаем. Не я хозяин положения, я его
заложник.
Вывод: для формирования культуры прогнозирования необходимо
формировать целостное, мозаичное мировоззрение, в значимых для нас областях.
Если я перепутаю фамилии каких-то футболистов и их команды, а для меня это
хобби, то ничего страшного не случится. А если я спортивный комментатор – то
это провал.
Однако повторяю еще раз: есть области, в которых все мы должны быть профессионалами.
Это наша жизнь!