Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 36
Выпуск 36
Выдержки из книги Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России: история и современность"
§3. «Единство и разделение властей в суверенном государстве»
Нами отмечалось, что исследование проблемы суверенитета
федеративного государства подразумевает рассмотрение в качестве важнейшего аспекта соотношение суверенитета с таким принципом федерализма как разделение властей Соотношение этих принципов, отражает такую черту публичной политической власти как суверенное единство при функциональной градации, а по сути ее системную целостность при наличии определенных элементов (частей) обладающих определенной функциональной самостоятельностью.
В связи с рассматриваемой проблематикой, прежде всего
следует обратиться к концептуальным истокам. В частности нельзя обойти вниманием соответствующие аспекты учения о государстве Гегеля. Несмотря на то, что функциональный подход к исследованию государства, развиваемый этим выдающимся мыслителем испытывает влияние идей Гоббса и Монтескье,
он представляет собой качественно иное видение проблемы.
Философ решительно выступал против механического разделения властей, усматриваемого в определенной степени у Монтескье.
«Когда мы говорим о различном характере деятельности
властей, - указывал Гегель, - то мы не должны впадать в чудовищную ошибку, понимать это в том смысле, будто каждая власть должна существовать сама по себе, абстрактно, так как власти, наоборот, должны быть различны как моменты понятия. Если жe, напротив, различия существуют сами по себе, абстрактно, го ясно, что две самостоятельности не могут составлять, единства, а должны, напротив, порождать борьбу, благодаря которой или будет разрушено целое, или единство будет вновь восстановлено силой и нелепо выставлять
здесь моральное требование гармонии».
В подтверждение данного тезиса Гегель приводит пример
французской революции во время которой то законодательная власть поглощалась исполнительной, то наоборот.
К. Маркс, признавая прогрессивность такого видения
проблемы, совершенно точно отмечал, что «Взгляд на политическое государство как на организм и следовательно, взгляд на разделение властей не как на механическое расчленение, а как на рас членение живое и разумное, - знаменует большой шаг вперед».
Но Гегель отвергает так же и теорию государства Ж.-
Ж. Руссо сводящую понятие государства к одной лишь абстракции общей воли. Мыслитель рассматривает государственную организацию как некий единый и целостный феномен, но вместе с тем предполагающий и свои особые внутренние процессы, обусловленные объективным наличием определенных функций и сфер деятельности
«Государство, - отмечает в этой связи философ, - представляет
собой организм, т. е. развитие идеи в своем различии Эти различные стороны суть, таким образом, различные власти, их функции и сферы деятельности... Этот организм есть политический строй».
Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"