Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор статей и книг по управлению, проектам, психологии и ИТ


Рассылка "Обзор статей и книг по управлению, проектам и ИТ"

Выпуск 4 от 2007-06-16

 

Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому.
Никколо Макиавелли (1469-1527), итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения.
(посвящается всем менеджерам проектов)

ОБЗОР

Ритейл в России. Особенности национальной розницы Антон Монин

Ритейл в России. Особенности национальной розницы

Книга о российских торговых сетях. Это не учебник, а скорее некий обзор темы, включающий в себя информацию об основных форматах, технологиях, участниках и истории российской организованной торговли. Российская розница развивается и растет прямо у нас на глазах. Более того, все мы своим трудовым рублем вносим свой вклад  в ее развитие.  :)

Книга читается легко. Содержит массу историй и фактов. Не смотря на то, что я давно занимаюсь данной темой я нашел для себя довольно много нового. Например оказывается в 2005 году в торговлю пришла треть всех прямых иностранных инвестиций, это больше чем инвестиции в добывающую промышленность, традиционно считающуюся основной нашей экономики. Есть и колоритные истории - скажем о том, как прямо перед появлением на российском рынке MediaMarkt сеть "Эльдорадо" провела ребрендинг и надо же так оказаться, что стиль и основные цвета нового оформления один-в-один повторяли стиль MediaMarkt. В результате последней пришлось красить свои российские магазины в фиолетовый цвет, вместо принятого во всем мире красного. 

Из недостатков можно отметить, что кое-где автор повторяется. Кроме того, некоторые страницы производят впечатление прямого copy/paste из каких-то журнальных статей. Так же несколько жаль, что основной поток информации оканчивается на начале 2006 года. При той динамике, которую демонстрирует рынок это обретает ее на неполноту. Впрочем от книги, разумеется, не стоит ждать газетной динамики.

По существу по соотношению объем/информативность книжка не имеет себе равных.

Общая рекомендация: Покупать. Отличная книга, рекомендуется всем, кто интересуется как рос и во что вырос российский ритейл.

 

МЕНЕДЖМЕНТ
Сегодняшняя тема - МОТИВАЦИЯ.
Вместо предисловия процитирую начало первой статьи:
"Практически во всей литературе по менеджменту рассказ о методах мотивации персонала давно уже приобрел
канонические формы и легко вписывается в схему: Содержательные теории мотивации (Пирамида Маслоу — теория МакКлеланда — теория Герцберга) — Процессуальные теории мотивации (Теория ожидания, теория справедливости и т.д.). Большинство содержательных разделов по мотивации, кочующих из одного учебника по менеджменту в другой, есть всего лишь легкие модификации текста из "Основ менеджмента" Майкла Мескона [5] и некоторых других западных источников. Однако, существующие теории мотивации, как показывает практика не помогают в решении реальных проблем мотивации, возникающих у руководителей и, тем более, в разработке гармоничной системы мотивации. "
Что можно добавить? +1


Система мотивации персонала
В данной статье не приводится конкретная модель мотивации персонала. Выделяются лишь наиболее общие ориентиры, которые необходимо учитывать руководству организации при анализе или формировании мотивационно-стимулирующих условий по отношению к работнику. Ключевым пунктом является обеспечение позитивного отношения работника к кругу своих обязанностей и к предложенным "правилам игры", для чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения работника .
Прим.автора рассылки: Статья полезна для менеджеров перед которыми стоит задача "здесь и сейчас"
разработать и внедрить схему мотивации. Хорошая основа для продумывания своего подхода. Для этих же целей рекомендую также Танаева и Карнауха "Практическая психология управления". Авторы предлагают строить систему мотивации с учетом соционического психотипа, с каковым подходом я лично совершенно согласен.


Как мотивировать персонал в условиях кризиса
Кризисная ситуация грозит компании не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно. Удержание ключевых сотрудников - одна из основных задач менеджмента на этапе кризиса, и достигнуть этой цели можно, если своевременно информировать персонал и реализовать адекватную систему мотивации.
Прим.автора рассылки: Очень забавен пример от "Эксимера": "...Во-вторых, работникам предоставили
возможность принимать участие в собеседованиях с кандидатами на руководящие должности: проводили «пресс-конференции», где каждый мог задать вопрос кандидату, а потом проголосовать за его назначение. Так сотрудники почувствовали свою причастность к назначению руководителей, поэтому изначально относились к ним с большим доверием...". Необычная практика для современного российского бизнеса..


Среди схем материальной мотивации встречаются такие, которые мотивируют только на плохое
Недавно у одного из сотрудников СФ сломался компьютер. Он позвонил в фирму по ремонту техники и вызвал на дом мастера. Поломка оказалась пустяковой -- нужно было лишь заменить видеокарту, а по прайс-листу вызов и диагностика компьютера стоили всего 400 руб. Но, к удивлению нашего коллеги, мастер от денег отказался, взамен попросив об одной маленькой услуге: позвонить в компанию и аннулировать заказ -- клиент якобы передумал.
Странно? Вовсе нет. В компании, куда обратился наш коллега, людям платят зарплату исходя из средней
стоимости заказа (чем она выше, тем выше ежемесячный доход). И находчивый мастер решил не портить свои показатели четырьмя сотнями рублей. В итоге компания эти деньги просто потеряла.


Менеджмент благодушия
Говорят, что хорошего не может быть слишком много. Однако блага, предоставленные звездным менеджерам, могут не только задушить их, но и подорвать бизнес.
Прим.автора рассылки: Сверхактуальная, на мой взгляд, проблема. Мне приходилось видеть подтверждение
наблюдений авторов во многих компаниях. Люди считают, что само появление его, такой звездищи, на рабочем месте уже праздник для компании, а если он что-то еще и сделает полезное, так за это точно полагается премия. И полное отсутствие ответственности за результаты своего труда. Если произошел факап, так виноват кто угодно, только не он. Всегда. Просто беда какая-то. 


ИТ
Сегодняшняя тема: в помощь маленьким отделам ИТ.

Рекомендации для Руководителей ИТ по выбиванию средств от Начальников и Собственников
ИТ подразделение - обеспечивающее. По сути - статья затрат. Это надо осознать и смириться. Уменьшать статьи затрат - святая обязанность каждого Собственника и Начальника, с которой он более или менее успешно справляется, видимо, раз занимает свое кресло. И, надо отдать должное, это жизненно важная для организации функция.
Прим.автора рассылки: Советы простенькие, но от этого не менее действенные. Любой начальник маленькой
(и кстати не очень маленькой) ИТ Службы должен повесить эти советы на стенку у кровати и перед сном перечитывать.

ИТ-отдел: как бороться с ленью
Проблему повышения результативности работы техотдела следует решать задолго до возникновения пиковых ситуаций. Один из способов - введение системы учета заявок. CNews рассматривает этот вопрос, руководствуясь опытом отдела автоматизации регионального филиала одного из ведущих российских банков.
Прим.автора рассылки: Статью можно назвать "Как применить Balanced Scorecard и принципы ITIL для
маленького отдела ИТ"

Demystifying ITIL. Recommendations for the SMB Market
Рекомендация ITIL для SMB (малых и средних) компаний
Прим.автора рассылки: Sorry guys - only english. Но оно стоит того чтобы напрячься и прочитать.
Возможно найдется герой, который переведет документ на родной язык (там не много, всего 8 страниц) - с удовольствием опубликую - Родина  должна знать своих героев, увы их у нее не так уж много.
На странице четвертой исследования, интересная таблица, отражающая при каком размере ИТ службы какие
процессы ITIL должны быть. Идея очень любопытна, хоть и не бесспорна.

и на последок для всех, кого интересует российский ИТ рынок
"Сценарии российского ИТ-рынка 2009"
Очень амбициозно, очень продуманно и целостно. Настоятельно рекомендую. 
Хотя вообще конечно: "самый надежный способ предсказать будущее - это создать его" Алан Кайе из лаборатории Xerox PARC

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Почему большинство новых начинаний обречено на провал
Провал проекта редко бывает сюрпризом для его участников. Многие из них заранее знают, что «корабль дал течь», но предпочитают отмалчиваться. И правда, что толку? Все равно ведь только каждый седьмой призыв к бдительности бывает услышан, утверждают исследователи международных консалтинговых компаний.
Прим.автора рассылки: Для заинтригованных. "Крупный российский интернет-холдинг" куда пригласили Ашманова это Рамблер. Ашманов на днях выпускает книжку про эту историю "Жизнь внутри пузыря". Прочитаю - опишу. В Компьютерре была более подробная статья на эту тему.

Проекты: эволюция критериев успеха.
На протяжении пока еще небольшой истории управления проектами как самостоятельной дисциплины был как минимум один момент, когда путь развития методологий, стандартов и инструментов изменил свое направление. И эти изменения были вызваны успехами и провалами конкретных проектов.
Прим.автора рассылки: Ничего принципиально нового, зато есть краткий экскурс в историю управления проектами. Интересны конкретные примеры. Рекомендуется не знакомым с классическими страшилками..

Методы анализа наиболее типичных проблем управления проектом
В прошлом считалось, что опыт управления проектами практически нельзя обобщить, поскольку каждый проект уникален, как следствие управлению проблемами уделялось мало внимания. Но постепенно становится очевидным, что управление проблемами является ключевым ингредиентом успеха проекта: с проблемами надо разбираться, иначе прогресс замедлится, и проект пострадает. Накопленный опыт позволяет составить определенный алгоритм решения проблем, складывающийся из последовательных шагов.

 

ПСИХОЛОГИЯ

Концентрация ума
Концентрация ума — это сосредоточение мысли на одной точке, предмете или идее. Наблюдения за расшифровкой ЭЭГ показало, что мысли у многих людей мечутся, как маленькие обезьянки. А порой величина мысли (биопотенциал мозга) настолько мала, что сознание даже и не регистрирует мысли из подсознания. Одни мысли появляются, другие уходят в бесконечность и исчезают, как круги на воде.

Техники нейтрализации досадных замечаний и возражений
С чего начать, когда собеседник делает нам замечание или приводит возражение? Как вести себя в таких случаях? Во-первых, попытаемся понять смысл замечания, задавая вопросы, подведем собеседника к тому, чтобы он сам ответил себе на сделанное им замечание или от него отказался. Признаем его правоту и продолжим свое выступление, особенно если замечания сделаны к месту (профессиональные замечания). Попытаемся превратить замечание в стимул к дальнейшему выступлению («любая ткань имеет две стороны»), привести примеры из реальной жизни, которые опровергают сделанное замечание. Однако мы должны резко выступить против некорректных или уничижительных замечаний (если недооценивается наша организация или предприятие, наше государство или наша личность).

Шесть принципов успешного манипулирования
Естественное стремление людей быть и считаться последовательными — очень мощное средство влияния. Не так уж редко принцип последовательности заставляет нас действовать явно вопреки личным интересам. Кем обычно представляется непоследовательный человек в глазах окружающих? Правильно: непостоянным, ненадежным, ветреным, капризным, неосновательным, неверным — да мало ли еще эпитетов? Кому хочется иметь такую репутацию?


И последнее на сегодня - не уверен, что данная история имеет отношение к чему-нибудь из объявленного в теме рассылке (разве что к психологии), но уж больно КОЛОРИТНАЯ часть нашей истории:
Граф Толстой по прозвищу Татуированный Дьявол
"...да, были люди в наше время..."

 
 


В избранное