Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Прихватка для инвестора

  Все выпуски  

Идеологические причины мирового экономического кризиса


 

Прихватка для инвестора

Для инвестора, который знает, что он будет есть то, что приготовит, и не хочет обжечься

О Матвее Малом

Матвей Малый (Matthew Maly) работает персональным инвестиционным консультантом уже 10 лет. Он автор трех книг и более сорока статей, постоянный телевизионный комментатор английской службы РИА Новости. До этого он работал в нескольких американских инвестиционных фондах, в Ренессанс Капитал и в Делойте. Полтора года Матвей был экспертом Министерства Экономики РФ. Матвей окончил два престижных американских университета, Колумбийский и Йельский.

Идеологические причины мирового экономического кризиса


Считается, что причиной сегодняшнего глобального финансового-экономического кризиса стал коллапс рынка недвижимости в США и возникшие из-за этого проблемы с ликвидностью. Однако, это лишь внешняя сторона кризиса, в основе которого лежит крах идеологии.
 
Спираль кризиса
Уже давно в общественном сознании укрепилась идея, что дом не только место для жилья, но и постоянно дорожающий актив, стабильная и исключительно выгодная инвестиция. Банки вкладывали очень большие деньги в «застрахованные» пакеты ипотечных договоров, но оказалось, что «страховка» не действует при наступлении совершенно невероятного события: падения стоимости недвижимости. Когда падение все-таки произошло, некоторые банки и кредитные организации, в один миг потеряли суммы, превышающие их капитал. Они перестали выдавать кредиты, и денежная масса катастрофически сократилась, так как, имея один доллар, уже нельзя было одолжить десять, а то и тридцать долларов. Когда денежная масса сократилась, стало физически не хватать денег на покупку акций и домов по их прежней цене. В результате, цены на акции и на недвижимость рухнули. А это, в свою очередь, оставило без доступа к деньгам производство, иссяк инвестиционный капитал. Компании оказались вынуждены увольнять людей, а уволенные, также как и потерявшие деньги на рынке ценных бумаг, пересмотрели свои потребительские требования и стали экономить. А это значит, что надо еще раз сокращать производство, проводить еще один раунд увольнений. И спираль кризиса снова в действии.
 
Однако это лишь верхушка айсберга, видимая часть событий. Одной из причин кризиса стало допущение, что деньги сами по себе являются экономическим продуктом. В экономике США было утеряно всякое соответствие между созданной денежной массой и реально производимым продуктом. Банки приобретали высокорисковые финансовые инструменты просто потому, что у них было больше долларов, чем можно было вложить в надежные инвестиционные проекты. Цена американской недвижимости оказалась перегрета именно потому, что стоимость физических активов пытались привести в некое соответствие с созданной денежной массой. Денежная масса в США возрастала так быстро, что казалось возможным взвалить на себя тяжелый груз обязательств и начать войны в Ираке и Афганистане.
 
Причина кризиса - идеология
Человеку свойственны три функции: он производит товар, потребляет то, что необходимо ему для поддержания жизни и использует освободившиеся ресурсы на духовный рост, семью, на инвестиции в будущее. В американском же обществе человек имеет две обязанности: производить, а также и потреблять то, что, со все большей скоростью и технологичностью, производится. Получился заколдованный круг: потребление товаров перешло из физиологической необходимости в выполнение своей гражданской обязанности и должно неизменно расти.
 
Идеологической функцией человека стало обеспечение непрерывной работы станков. Американцы просто не успевают потреблять: давят долги, процент сбережений очень низкий, по дорогам ездят автомобили больше напоминающие танки… Все большие масштабы приобретает эпидемия физического ожирения – внешнее проявление идеологической функции потребления.
 
Стоимость товара (например, позолоченного металлического кругляша) можно легко рассчитать, но идеологический товар (металлический кружок, который является медалью «За оборону Москвы») бесценен. Точно также американцы оказались готовы заплатить любую цену за то, чтобы инкорпорировать Ирак в сферу своей идеологии.
 
США развалили советский режим, умело использовав слабые места его идеологии. Было очевидно, что СССР буквально хлебом не корми: дай только ему строить танки. США навязали СССР гонку вооружений, даже на время подняли для этого цену на нефть, а когда цена на нефть вновь опустилась, слабая советская экономика рухнула, оставив после себя в десятки раз больше танков и ракет, чем можно было использовать.
 
Оставшись без геополитического противника, США обрадовались: идеология потребления победила, сейчас вещи будут делать нас счастливыми, а наши дома будут приносить значительный доход. Но 2008 году стал последним для этой идеологии. В США стоят ряды пустых домов, а многие граждане разорились до того, что в ближайшие годы им придется ограничивать себя, то есть, предавать идеологию, впитавшуюся с молоком матери. Сегодняшние пустые американские дома (и потребляющие десятки литров бензина внедорожники) – это советские танки конца 80-ых. А ведь завоевать мир этими идеологическими предметами почти удалось.
 
Если в 91-ом году советский полковник говорил: «Кто ж нас так подставил?», то сегодня эту фразу произносит американский девелопер или банкир. И ответ очевиден: оргия американского потребления последнего десятилетия стала возможна только благодаря китайским деньгам.
 
Китай держит искусственно низкий курс своей валюты. В результате китайские товары оказались вне конкуренции по критерию цена-качество. Это обогащает весь мир за счет китайских рабочих, так как любой, кто покупает китайский товар, получает его со значительной скидкой. Но это также постепенно переносит все мировое производство с Китай, превращает Китай в ведущую индустриальную державу. Доходы от торговли Китай держит в долларах, так как перевод их в юань повысит курс юаня, что Китай делать не собирается. Свои доллары Китай инвестировал в США, и тем помог создать тот самый переизбыток долларов, который и привел к кризису в США. 
 
Сначала США победил СССР, позволив СССР воплощать свою мечту о строительстве танков. Теперь Китай победил США, позволив США воплотить свою мечту о домах, приносящих сверхприбыль, иными словами, становящимися «эквивалентом» все большего количества хлынувших на американский рынок (в основном из Китая) долларов. Сегодня Китай остался единственной супердержавой с прочным фундаментом, и он воплотит свою мечту о мощной, современной экономике – только чтобы понять, что такой экономикой не могут управлять десяток выпускников высшей партийной школы.
 
Приглядитесь – и вы увидите, как идеология заменяет собой экономику. Возьмем США: кажется, что банкир, агент по продаже недвижимости, профессиональный спортсмен, голливудский актер работают на экономическом поле. В действительности они и плюс вся американская армия – бойцы идеологического фронта.
 
Сегодня мы наблюдаем острый конфликт между американской идеологией и  реальностью, порожденной нынешним научно-техническим прогрессом. Для стимуляции потребления, в Америке легко выдавали кредиты, то есть контракты на будущую оплату. Сегодня нельзя тратить деньги, которые придется платить завтра. Если бы тридцать лет назад я заключил контракт на покупку того количества памяти, которое сегодня есть в моем лаптопе, то этот лаптоп обошелся бы мне в миллиард долларов. Какое же право я имею, покупая дом, заключать контракт на его оплату в течение следующих тридцати лет?
 
Американская финансовая пирамида
Сегодня в США потребление примерно на 7% превышает производство и поэтому инвестирование возможно только за счет мировых заимствований. Создалась неразрешимая дилемма: если деньги направляются на потребление, то растет государственный долг и становится труднее финансировать инвестиционные проекты. Если же граждане сокращают потребление и создают сбережения, то сокращается спрос, а с ним и экономический рост.
 
Правильным решением было бы сократить потребление за счет его вредной, идеологической составляющей. Например, резко сократить военные расходы. Однако Президент Обама решил восстановить американскую экономику, печатая деньги и этим беря громадный необеспеченный кредит у будущих поколений. Это программа стимулирования потребления, то есть именно того поведения, которое и привело страну к кризису. Ведь если покупка в рассрочку дает возможность потребить уже сейчас, а заплатить из доходов будущих поколений, то нет никакой разницы между американской экономикой и финансовой пирамидой Бернарда Мейдоффа.
 
Но идеологическая составляющая программы Обамы не ограничивается стимуляцией потребления. В США принята экономическая программа, по которой помощь оказывается в первую очередь самым неэффективным (Дженерал Моторс, беднейшие слои общества) и самым виноватым (банки-спекулянты) организациям. То есть, деньги берутся у тех, кто поступал экономически верно, получил доход и заплатил с него налоги и передаются тем, кто, разорился, ведя себя неэффективно или даже преступно. Программа Обамы внутренне противоречива: она поддерживает как новую экономику, так выразителей и жертв обанкротившейся и рухнувшей идеологии.
 
Современная экономическая система базируется на оценке стоимости, рейтинговании и оценке риска. Однако, если капитализация Ситибанка упала за два года в 100 раз, то очевидно, что эти критерии перестали выполнять роль ориентиров для субъектов рынка. И вот почему: математические формулы незаметно уступили место идеологическим оценкам, особенно в том, что касается роли денег.
 
Эра индивидуумов
Необходимо вывести экономику из-под безраздельного влияния идеологии и подчинить ее непосредственно человеку. Каждое государство стремится организовать себя как улей, где человеку отводится роль пчелы: его заставляют забыть себя и посвятить свою жизнь какой-то идеологической цели. Вся жизнь уходит на строительство пирамиды, которая никому не нужна, и внешним проявлением этого неизбежно становится экономический кризис.
 
Развитые экономики мира сейчас болезненно быстро переходят от количества к качеству, от конструирования информационного имиджа к созданию информационной реальности, от жесткой организационной структуры к установлению быстро меняющихся связей, от обманчивой и искусственной стабильности к внедрению желательных изменений, от растраты ресурсов: природных, финансовых и людских, к их сохранению и преумножению. Будь то идеология или загрязнение окружающей среды, человека необходимо срочно спасать пока он не потерял возможности функционировать не только как биоробот. 
 
Нынешний кризис надо рассматривать как конфликт между объективной экономической реальностью и идеологически мотивированным человеческим поведением. А если так, то этот кризис – явление положительное и необходимое. Экономическая реальность пытается заставить нас не тратить деньги будущих поколений, работать продуктивно, относиться к ресурсам рачительно. Более всего, кризис заставляет нас признать, что главной ценностью цивилизации, главной ее целью является свободный, образованный, надежно защищенный, а значит, и любящий себя, людей и нашу планету, человек.


22 июня 2009 года
 
Матвей Малый 2009 www.matthew-maly.ru

Этот комментарий создан для ознакомления читателей с темами, имеющими отношение к инвестициям, и не является предложением приобрести какие-либо инвестиционные инструменты. В подготовке данного комментария использовались информационные ресурсы, которые автор считает достойными доверия, но при этом он не дает никаких гарантий, в том, что касается правильности или полноты представленной информации. Автор и компания AVC Advisory отказываются от ответственности за принятые на основании этой информации решения. Этот комментарий выражает мнения, базирующиеся на инвестиционных ожиданиях автора, но известные и неизвестные риски и события могут внести свои коррективы так, что результат может значительно отличаться от ожидаемого. Мнения, выраженные в этом комментарии, принадлежат автору и не обязательно отражают мнение AVC Advisory или связанных с ней компаний. Для принятия разумного и информированного инвестиционного решения представленной здесь информации недостаточно, и поэтому мы советуем потенциальным инвесторам встретиться с инвестиционным консультантом для обсуждения их инвестиционных приоритетов и существующих на рынке инвестиционных возможностей, а также для того, чтобы получить полное описание предлагаемых для рассмотрения инвестиционных инструментов.

В избранное