При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Лидерство в своем деле" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мотивирование. Это слово у одних навязло в зубах, другие никогда его не употребляли. Будем считать, что вы его никогда не слышали, и решили узнать, что оно означает. Слово «мотивирование» имеет корень — «мотив». То есть, у человека могут быть мотивы что-то делать, или мотивы что-то не делать. Давайте рассмотрим это поподробнее. Вы приходите к человеку и что-то предлагаете. Он говорит «нет». Вы уходите. Вопрос. Каким образом этот человек заинтересован в том, что вы предлагаете? Кто должен объяснить и подробно изложить все выгоды этого человека в случае, если он примет ваше предложение? Но каковы мотивы этого человека? Чего он хочет? Жить спокойно? Много зарабатывать? Интересной деятельности? Или у него просто болит голова, и он хочет пива? А, может, он хочет, чтобы его назвали настоящим профессионалом? Но его так редко называют профессионалом. То есть, пока вы не выясните мотивы человека, вы не сможете его замотивировать. Замотивировать на что? Сделать что-то для вас? НЕТ!!! Сделать что-то для себя самого! Так или иначе, люди действуют из эгоистических побуждений — за редким исключением, о котором мы говорить не будем в связи с редкостью таких людей. И, тем более что они всегда сами решают, что делать, и от вас (как и от меня) поведение таких людей в принципе не зависит. Вы не сможете на них повлиять. Конечно, есть и так называемый разумный эгоизм. Я сделаю то-то и то-то для вас, исходя из того, что вы человек благодарный и рано или поздно мне это вознаградится. Итак, что же вы можете предлагать? Давайте рассмотрим случай, когда вам нужно замотивировать специалиста, чтобы он сделал то, что вам нужно быстрее и качественнее, чем он это делает обычно. Или — ваш сотрудник (партнер), который занимается сбытом, обеспечил вдвое большее количество заказов. Во-первых, это опять переговоры. И, раз переговоры, ваш собеседник имеет право сказать «нет». Это очень важно. Люди, которые никогда не имели подчиненных, почему-то считают, что достаточно приказать — и все будет сделано. Ничего подобного. Подчиненный может при желании (точнее, при нежелании делать) назвать вам 33 или 55 причин, и очень убедительных причин, почему он не может сделать то, что вы поручаете, в указанные сроки, и, более того, это вообще (по его словам) сделать невозможно. Учитывая, что в деталях своей специальности он сильнее вас, он вам все равно докажет свою правоту. Иногда в таких случаях руководители бросаются в дебри специальных знаний, с внутренним побуждением доказать свою правоту. Эти руководители обречены. С утра до вечера они все равно не смогут выполнять (как следует) работу специалиста, отвлекаясь на свои руководящие обязанности и, независимо от того, справятся ли они (чудом) с работой подчиненного, свою работу они завалят точно. Итак, специалист (подчиненный) имеет право сказать нет. Какое «нет» имеется в виду? Имеется в виду, что специалист согласен работать, но не согласен взять на себя обязательство достичь результата. То есть он говорит — «Я буду это делать». «А когда сделаешь?» — спрашиваете вы. «Не знаю — отвечает он — там видно будет». Вы можете сколько угодно говорить о том, что заказчик ждет, что заказ может сорваться, что нам грозят штрафные санкции, и так далее. Ни один мускул не дрогнет на лице подчиненного. «Это ваши проблемы» — будет думать он. Я работаю, работаю и еще раз работаю. По 8, а то и больше часов в день. Не встаю с рабочего места. Что еще вы хотите от меня? И он на самом деле не понимает. Не входит в его обязанности думать о заказчике, и он и не думает. Это не его проблемы. Что делать? Самое время перейти к проблемам подчиненного. Какие проблемы у подчиненного? Зарплата его не устраивает, настольную лампу бы он хотел новую, стол побольше, и так далее, и тому подобное. Понимаете, к чему я клоню? То есть, вы можете подойти к подчиненному (специалисту) и сказать, что если мы этот заказ выполним в такой-то срок и заказчик будет доволен, то у вас появляется возможность выделить такую-то сумму на оборудование рабочего места, или на премию. А если нет, так нет. Но это не потому, что вы такой злой и накажете, а просто денег не будет на это. А в случае успешного и своевременного выполнения заказа деньги будут! Но, обратите внимание, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ средства. Если вы скажете, что в случае невыполнения такого-то заказа не будет денег на зарплату, вы добьетесь противоположного эффекта. «Ну да» — подумает специалист, работу надо сделать все равно, а будет зарплата или нет — неизвестно. Так лучше в таком случае вообще сделать поменьше. Зачем зря напрягаться? В случае, если такое рассуждение произойдет в голове специалиста, вы можете бегать по офису, угрожать, ругаться, делать все что угодно. Уже решено, что ничего не выйдет. А раз не выйдет, то зачем стараться. Это же бессмысленные затраты энергии. Вернемся к началу рассуждения. Вы подходите к специалисту и спрашиваете, сможет ли он сделать такую-то работу к такому-то сроку? Он обдумывает и говорит — НЕТ. Что делаете вы? Вы говорите не о том, что это важно и необходимо, нет, вы говорите о том, что в случае если этот заказ будет все-таки выполнен, появляется возможность дополнительно поощрить того, кто совершит этот «подвиг». Разумеется, вы это излагаете тщательно подобранными словами. Например, вы говорите: «Жаль, если бы мы успели, то у нас бы появилась возможность сделать то-то и то-то. Но что поделаешь, нет, так нет». Тут вы слышите: «А что там все-таки сделать нужно?» Вы отвечаете с вздохом: «Так все равно же не успеем…» Ну, и так далее. Идея ясна. Тут, правда, есть опасность. Вознаграждение должно быть за превышение обычных сроков и улучшение по сравнению с обычным качеством. Если же даже за выполнение обычной работы у вас начинается торговля, то, значит, вы как руководитель совершили множество ошибок и, скорее всего, исправить их можно только единственным способом. Уволить всех специалистов и принять других. Разумеется, они ни в чем не виноваты. В другой организации, где с них как следует спрашивали, и мотивировали на хорошую работу, они, разумеется, ничего такого себе не позволяли. Они ни в чем не виноваты, но именно им придется платить за ошибки руководителя. Но продолжим нашу Оду о мотивации. Как известно, существует два вида стимулов. Материальные и моральные. Как доказано в Японии, Советском Союзе и вполне рациональных Соединенных Штатах, моральные стимулы более эффективны, чем материальные — как бы вам это ни показалось странным. То есть, если вы назовете своего подчиненного гением (причем — за дело), то для того, чтобы вы его назвали гением еще раз, он будет напрягаться намного больше, чем за вполне приличную сумму. Взрослые люди не меньше чем дети, любят, чтобы их хвалили. И если вам удается каждый день найти в работе подчиненных улучшения и похвалить их за это, то они каждый день будут работать все лучше и лучше. Приятно же опять услышать искреннюю похвалу. Вы еще не потеряли ход мысли? Давайте тезисно пройдем все с самого начала.
Минуточку… Остановимся на этом поподробнее. Согласие на что вы получаете? Вы получаете согласие на то, что ваш собеседник возьмется достигнуть некоторую цель, за оговоренное время, и принимает на себя ответственность за достижение этой цели. Теперь он должен преодолевать САМ все препятствия. Разумеется, он может к вам обратится за помощью, но он уже — ваш союзник. Ему тоже надо, чтобы все получилось. Так что произошло? Произошел кардинальный переворот в позиции этого человека, от просто «РАБОТЫ» он перешел к «ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ». А если у вас есть несколько таких человек, то, распределив между ними небольшие цели, вы можете достичь и большой. Эти цели, складываясь, могут дать сверхэффект. Сумма 1+1+1 может стать равна 5, 7 или даже 25. Но никакое сложение объемов работы, если нет достижения целей, не может дать даже единицы. Набирая этот текст, я предполагаю, что у вас лично этот переворот совершился. Вы ПЕРЕШЛИ от просто работы к достижению целей. А если вы это сделали, то цель вам тоже ясна. Она написана на обложке этого месячного блока. Эта цель — УДВОЕНИЕ. Сейчас ваша задача — самому понять, что такое удвоение, и как оно достигается, а затем, как легко догадаться, замотивировать на это ваших имеющихся или будущих подчиненных. Еще легче догадаться, что сейчас я занимаюсь вашим мотивированием на постановку этой цели. И вы, разумеется, имеете право отказаться. Вы сами решаете, принять вам такую цель или нет. Обратите внимание, сколько слов я потратил, чтобы замотивировать вас на это. И еще неизвестно, получилось ли что у меня. J Если вы думаете, что вам удастся за один 5-10-минутный разговор замотивировать собеседника на постановку цели и принятие ответственности на себя, то вы просто мечтатель. На это нужны часы, и, причем, эти часы должны быть разделены промежутками в дни, чтобы все, что вы говорите, улеглось в голове слушателя. Но научиться мотивировать, в том числе и себя, вам придется. Иначе вам удачи не видать. На этой привычно оптимистичной ноте я и закончу.
|
В избранное | ||