Почему люди действуют так неэффективно? Почему не умеют быстро найти правильное решение? В чем тут загвоздка?
Выпуск 1. Эта загадка встречается каждому, но ее не видят. Почему?
В этом выпуске - о том, как я познакомился с загадкой, которую отгадал только через много лет. Эта Загадка встречается каждый день, иногда по нескольку раз. Она мешает жить многим людям, но они ее не видят, или не считают Загадкой.
Здравствуйте, Читатель!
Мне в детстве всегда было интересно наблюдать. Например, по дороге домой из школы я с удивлением смотрел, как мужики ругаются около машины, застрявшей в
сугробе, вместо того, чтобы договориться о том, как ее вытащить быстрее. Мне было странно – почему они ругаются, а не обсуждают способы помощи водителю. Или другой случай. На скользкой дороге упала лошадь, везущая сани. И возчик лупит ее по морде, хотя лошадь и сама понимает, что лучше идти, чем глупо лежать на дороге. Понимает и старается встать. Почему он ее лупит, а не помогает?
Потом стали возникать вопросы: почему люди действуют так неэффективно? Почему не умеют быстро найти правильное решение?
В чем тут загвоздка? Позднее я познакомился с красивым словечком «проблема» и узнал, что есть различные способы решения проблем. Эффективный способ дает красивое решение – как бы из ничего человек создает решение проблемы, которая казалась не решаемой.
А неэффективных способов множество. Они находятся легко, но эти способы требуют больше времени и сил, больше людей, больше финансов. Но как человек находит эффективный способ решения проблемы? Быть может это зависит от способностей? Одному
больше дано – он легче находит решение. О таком говорят: «Талант! Изобретательный!» Но откуда берутся сами способности?
Впервые с этим загадкой талантливости я столкнулся еще в первом классе. Моя мать готовила меня к школе просто. Она сказала: «Ты старайся выполнять все, что говорит учительница. Тогда не придется получать плохие отметки и переделывать задания. Слушай внимательно и все, что говорит учительница, выполняй». Я очень не любил переделывать и старался быть исполнительным
учеником.
На первом уроке учительница объяснила: «Ребята, арифметики вы еще не знаете, а для решения задач очень важно развивать смекалку. Будем загадки отгадывать». И задает загадки одну за другой. Вот, например, такую: «Сидит девица, сама в темнице, коса на улице». Или: «Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего трое - как же так?»
И тут я заметил странную вещь: одни загадки удается отгадать, а другие – нет. Одни ребята отгадывают, а другие –
нет. И я не всегда могу отгадать, как ни стараюсь.
А учительница поощряет: «Давайте, ребятки, думайте, проявляйте смекалку». И хвалит передовиков: «Вот Сережа, Вася, молодцы, смекалистые!» Я пришел домой и с обидой пожаловался матери: «Как же так, я хочу отгадать, все делаю, но как мне смекалку проявить?» Мать подумала и сказала: «Ты представляй!» И стала мне на рисунках объяснять. И она, и я не знали тогда, что загадки придуманы совсем не для развития смекалки.
У них было другое, более важное назначение.
Тогда мне и в голову не могло придти, что я впервые столкнулся с противоречием: если отгадываешь загадки, то развивается смекалка, сообразительность, но для того, чтобы ребенок отгадал, ему уже нужна смекалка. Или же его надо научить отгадывать при отсутствии смекалки. А этого умения — «научить смекалке» долго не было в то время ни у кого вокруг меня.
В ту пору мир представлялся мне очень непонятным, загадочным и странным. Неожиданно умер
мой отец. Были другие странности во взрослом мире, которые были непонятны. Так бы я и жил под впечатлением загадочности окружающего темного царства, но попалась книга «Изгнание шестикрылого серафима» Р. Бахтамова. Автор описывал реальные изобретательские ситуации из жизни реальных людей. Я понял, что человек с помощью своего разума может решать сложные проблемы. Оказалось, что есть даже определенные правила, приемы, изучив которые можно стать более изобретательным. Появилась надежда, жизнь стала более
понятной. Но научиться было все еще негде.
Прошло два десятка лет, я стал инженером и работал «на переднем крае науки». Только тогда я познакомился с теорией решения изобретательских задач — ТРИЗ. А когда познакомился и понял, какая это сильная штука — стал использовать сам и обучать других людей использовать средства и методы ТРИЗ. И вот теперь я хочу помочь другим людям. Тем, кто даже не представляет, что человек может решать сложные проблемы «правильно», по правилам.
Тем, кто не представляет или не верит, что изобретательности можно научиться самому и научить другого человека. Тем, кто не знаком с ТРИЗ или плохо представляет, что это за наука.
В этой рассылке, уважаемый Читатель, я хотел бы показать, быть может даже доказать, что любой человек может решать многие сложные проблемы, если будет соблюдать определенные правила. Тогда - самое важное – будет понятен Путь к освобождению от проблем. Разумеется – не сразу, потребуется время.
И его можно пройти
либо самому, либо при помощи меня и моих коллег, идущих по этому Пути.