Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЦБ ополчился на обменники


19 марта 2010 г.

Оплата ЖКХ: Сбербанк пошел на уступки


Большая шумиха, поднятая вокруг комиссии по оплате услуг ЖКХ в Москве, похоже, дала свои плоды. Сбербанк, который недавно объявил, что будет брать с физлиц комиссию при оплате через операциониста услуг ЖКХ комиссию в 3%, теперь передумал, и решил уменьшить ее в полтора раза. Крупнейший банк страны будет взимать комиссию с граждан за оплату услуг ЖКХ в размере 2% при оплате через офисы банка и 0,5% при оплате через удаленные каналы, сообщил глава Московского банка Сбербанка РФ Максим Полетаев журналистам в четверг. "Рыночные тарифы находятся в диапазоне 0,5-4%, так что тарифы, которые есть у нас, - в пределах рынка", - сказал он.
Сбербанк будет взимать комиссию с граждан при оплате услуг ЖКХ с 1 мая. До конца 2009 года в соответствии с постановлением правительства Москвы Сбербанк взимал комиссию за оплату услуг ЖКХ с поставщиков услуг. М.Полетаев отметил, что в настоящее время Сбербанком заключено более 100 договоров с поставщиками услуг. М.Полетаев сообщил, что Сбербанк ежегодно получает доход от некредитных комиссий в размере 2,5 млрд рублей. Из них 1,33 млрд приходится на комиссию от оплаты услуг ЖКХ. "Определенное снижение (доходов от комиссий по оплате ЖКХ), наверное, будет, но мы будем добирать другими доходами. Мы не планируем снижение совокупной суммы доходов от комиссий", - сказал М.Полетаев.
М.Полетаев отказался уточнить предполагаемый размер недополученных доходов. Он сообщил, что в настоящее время поставщики услуг платят Сбербанку комиссию в размере 1,9%.
"Уровень комиссии в среднем будет ниже, чем был раньше. Банк идет на понижение тарифов, мы делаем это сознательно, поскольку удаленные каналы обходятся нам дешевле", - сказал М.Полетаев. Он отметил, что в настоящее время из 35 млн платежей по услугам ЖКХ в год около 10% проходит через удаленные каналы. И эта доля возрастает, а в соответствии со стратегией развития Сбербанка к 2013 году эта доля должна составить 70% платежей за услуги ЖКХ по Москве. Сбербанк будет увеличивать количество консультантов в залах, которые будут объяснять, как работают удаленные каналы, чтобы минимизировать издержки клиентов и банка. М.Полетаев отметил, в переходе на новую систему оплаты комиссии за услуги ЖКХ есть свои плюсы. "Это открытость и транспарентность. "Мы открыто объявляем рынку, сколько этот стоит, и клиенты могут сопоставлять и выбирать", - сказал он.
Напомним, что ранее Сбербанк планировал вводить более высокую комиссию. В понедельник Московский банк Сбербанка РФ сообщил, что с 1 мая начнет взимать комиссию за оплату коммунальных платежей. "Если клиент будет платить через операциониста, это будет 3%. Но есть реальная возможность существенно сэкономить и заплатить, например, 1%, внеся платеж через удаленные каналы обслуживания", - сообщали агентству "Интерфакс" в пресс-службе Московского банка. Таким образом, по сравнению с теми планами запросы Сбербанка заметно скорректировались: в 1,5 раза, если речь идет об оплате через операциониста, и в 2 раза - если использовать удаленные каналы.
"Мы готовы к конкуренции с другими банками", - сказал глава Московского банка Сбербанка, отметив, что он не считает, что Сбербанк потеряет свою долю на рынке оплаты услуг ЖКХ.
Напомним, что накануне власти Москвы заявляли, что своим решением не могут снизить максимальный размер комиссии за оплату услуг ЖКХ, но настоятельно рекомендуют Сбербанку сделать это.
"В разных банках разная стоимость и себестоимость услуг по обслуживанию клиентов", - сказал первый заместитель мэра в правительстве столицы Юрий Росляк на пресс-конференции в среду, пояснив, что это распространяется, в том числе, и на оплату жилищно-коммунальных услуг. "Приведу несколько примеров. Промсвязьбанк имеет комиссионную ставку 1,5%, "Уралсиб" - 1,7%, Банк Москвы - 0,5%", - сказал первый заммэра. Он уточнил, что при использовании карточек и оплаты услуг ЖКХ через терминалы, работающие как платежные системы, Банк Москвы комиссионные за эту услугу вообще не взимает.
"Мы настоятельно и неоднократно рекомендовали ему (Сбербанку) установить иной процент на те платежи, которые проводятся сегодня через банк", - сообщил он. "Иного предложения мы не можем сделать", - отметил Ю.Росляк. До этого спикер Совета Федерации Сергей Миронов возложил вину за создавшуюся ситуацию на московские власти, а также предостерег их и Сбербанк РФ от введения 3%-ной комиссии за коммунальные платежи. "Эта инициатива правительства Москвы - перенести оплату комиссионных вознаграждений банку с поставщиков услуг на потребителя говорит о том, что они просто оборзели, не побоюсь таких непарламентских выражений", - заявил С.Миронов во вторник журналистам.
А пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой заявил, что С.Миронов напрасно обвиняет власти Москвы. "Не правительство Москвы, а правление Сбербанка РФ приняло решение о введении трехпроцентной комиссии за коммунальные платежи. Господин Миронов должен знать, что установление размера комиссионных является прерогативой самих кредитных организаций и никакого отношения к правительству Москвы не имеет", - заявил С.Цой.
Москва. 18 марта. IFX.RU


ЦБ ополчился на обменники

Центральный банк России подготовил проект указания, регламентирующего дальнейшую работу в стране обменных пунктов валюты. В соответствии с документом, со дня вступления его в действие кредитные организации теряют право открывать новые обменные пункты. Действующие обменные пункты в срок до 1 октября 2010 года должны быть переведены в статус внутренних структурных подразделений банков или закрыты. Насколько своевременно и оправданно такое решение, объясняет президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян:
- Вопрос насчет своевременности я пока опущу, а насчет оправданности - это раньше надо было делать. Потому что эти обменные пункты размножились, как клоповники. Во многих случаях они не имеют никакого отношения к банкам, являясь некими "шарашкиными конторами". Дай бог, если кто-то из них заручился формальными документами о принадлежности к какому-то банку.
Когда они находятся в подворотне, когда это половина квадратного метра окна – в них много мошенничества, масса нарушений правил и порядка обмена валюты. В результате очень много жалоб со стороны людей, которые оказываются жертвами этих афер. Я даже не говорю о таких незначительных нарушениях, как вывешивание одного курса, а обмена по-другому. Я говорю о более серьезных – когда просто не додают, когда фальшивку подсовывают и когда потом ничего человек не может доказать.
- А что изменится, если бывший обменный пункт станет банковским отделением?
- К банку и его обменным пунктам совершенно другие требования. Сейчас решение ЦБ преподносится как закрытие уличных обменных пунктов. Это неправильно. Речь идет о том, что на улицах могут и должны быть обменные пункты, потому что главный критерий – это доступность банковской услуги, удобство для людей. Но это должны быть мини-офисы, это должны быть кассовые расчетные узлы, которые бы идентифицировались с банком.
Банк, давая разрешение на открытие или регистрируя такой дополнительный офис или расчетно-кассовый центр, должен нести за него ответственность. В них должен быть указан зарегистрированный адрес, номер телефона, по которому вы сразу же могли дозвониться в случае какой-то конфликтной ситуации. Это также необходимо, чтобы вы могли защитить свои права и обратиться к надзорному органу, если руководство банка не принимает оперативных решений.
- Иначе говоря, на Ваш взгляд, действия Центрального банка нельзя связывать с его желанием максимально ограничить операции по обмену наличной валюты?
- Думать, что стоит задача убрать с улиц обменные пункты и сделать эту услугу дефицитной, я полагаю, неправильно, хотя гарантировать этого не могу. Так, по крайней мере, я понял Центральный банк, когда задавал по этому поводу вопросы и когда формулировал нашу позицию. Она заключается в том, что не нужно ограничивать деятельность по обмену валюты, а нужно просто создать такой режим работы, при котором и людям будет удобно, и в то же время гарантии будут достаточные. Я очень надеюсь и рассчитываю на то, что именно эту цель преследует и Центральный банк.
- Как сами коммерческие банки относятся к инициативе Банка России?
- Банки тоже считают это правильным, поскольку, открывая обменные пункты, они обычно проводят еще какие-то операции, помимо обмена. Банки уже давно раздражало, что существует специальная сеть: заполонившая рынок, непонятно кому принадлежащая, в которой происходят наиболее частые аферы и недобросовестная обменная деятельность.
Конечно, время покажет – иногда благие пожелания реализуются в не самой удачной форме. Но о закрытии всех обменников в Москве или по России речь не идет. Речь идет об очистке от сомнительных, неподнадзорных банкам и Центральному банку "шарашкиных конторах".
- Тем не менее, некоторые эксперты уже пугают население возникновением очередей в банковских отделениях.
- Банки, если будет спрос на конверсионные операции, быстро предложат свои услуги на них, в том числе и на улицах - через свои мини-офисы.
Радио "Свобода" - Иван Трефилов

В избранное