Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Logist-ICS: статьи, анонсы, услуги Выпуск 18. Взаимодействие склада с подразделениями


 

    О  компании        Учебный центр       Консалтинг         IT-решения          Рекрутмент          Клиенты       

 Содержание

Статья тренера
  • Взаимодействие склада с подразделениями компании
Новости учебного центра
  • Ближайшие мероприятия
 Статья трененра

Взаимодействие склада с подразделениями компании

Руководитель склада, ежедневно приходя на работу, сталкивается с огромным количеством проблем и далеко не всегда их разрешение зависит от складского персонала. Склад не обособленная структурная единица. Он постоянно взаимодействует с другими подразделениями, которые являются неким "буфером", связывающим склад с внешней средой. Для того чтобы достичь успеха в организации складской подсистемы необходимо четко отладить взаимоотношения между подразделениями компании и складом. Итак, какие проблемы при аудите склада обычно выявляются:
  1. Недостаток складских площадей.
  2. Недостаток складской техники.
  3. Нехватка персонала и его квалификация.
  4. Увеличение количества случаев потерь товаров на складе.
  5. Пересортица.
  6. Увеличение брака (повреждение товара или товароносителя) на складе.
  7. Несоответствие условиям хранения товаров.
Необходимо четко проработать требования к складу, четко их сформулировать и донести до руководства склада. Какие требования это могут быть? Например, следующие:
  • сократить сроки приемки поступающих на склад партий
  • выделить зону для хранения конфликтных партий
  • увеличить точность сборки
  • контролировать изменения кодов товаров при приемке и т.д.
В каких направлениях может действовать менеджмент склада, чтобы выявить и решить проблемы склада, и не только склада, - одного из самых затратных структурных единиц компании?

    Взаимодействие с отделом закупок
Необходимо добиться от отдела закупок информации по планам работы с запасами. Какой информацией должен обладать склад:
  1. Определение уровня среднего и минимального запаса.
  2. Равномерности поступлений на склад товарно-материальных ценностей в определенный период.
  3. Своевременная борьба с неликвидами.
  4. Стандартизация товароносителей при поставках.
Инициатором борьбы с неликвидами должен выступать отдел закупок. Но если он ничего не предпринимает, то менеджер склада обязан представить руководству компании информацию о том, какова сумма замороженных в неликвидных товарах денежных средств. После того, как будет выявлена эта сумма, ни один руководитель не останется в стороне от проблемы с неликвидами. Еще один немаловажный фактор работы склада - это увеличение скорости приемки товаров, сокращение времени на эти операции, увеличение пропускной способности разгрузочного фронта, уменьшение времени простоя автотранспорта под разгрузкой. Для решения этой задачи необходимо проанализировать:
  • в какие временные диапазоны прибывает транспорт
  • на каких товароносителях (паллетирован ли груз или нет)
  • каков средний размер партий
  • сколько времени необходимо для приемки поступающих партий
С точки зрения затрат для склада, конечно, самым оптимальным вариантом поступления товаров будет полностью паллетированые поставки. Но здесь необходимо обеспечить минимум совокупных издержек по транспортировке и грузопереработке. То есть добиться минимума удельных затрат на единицу продукции. А это уже задача отдела логистики или закупок, поскольку именно эти подразделения обладают достаточной полнотой информации для принятия решений. Склад должен обеспечить данными о затратах, которые несет компания по приемке товаров на различных товароносителях (поддон или короба).

    Взаимодействие с отделом продаж (коммерческим отделом)
Следующий вопрос, который затрагивает склад - это увеличение скорости и точности отгрузки. Для этого необходимо определить, что требуется складскому персоналу для решения поставленной задачи, в чем заключается причина большого количества ошибок. Как правило, внутри склада технологический процесс не соответствует оптимальному (расположение зон комплектации, освещение складского помещения, недостаточная численность комплектовщиков, недостаточный контроль при комплектации и отгрузке заказов и т.д.). Кроме того, заказы на комплектацию и отгрузку поступают спонтанно, непосредственно в момент получения заявки от клиента. А информация, о том, когда каждая конкретная партия будет отгружаться, на склад поступает далеко не всегда. В результате заказы комплектуются по мере поступления информации, а не по срочности отгрузок. Результат - ряд скомплектованных заказов ждут отгрузки, при этом клиенты ждут, пока скомплектуют их заказы.

Необходимо обговорить с клиентами вопрос, до какого момента принимаются заявки, чтобы отгрузка была произведена на следующий день. Если заявка поступает после оговоренного срока, то заказ будет отгружен через сутки. Эта схема позволяет складскому персоналу планировать свою деятельность и потребную численность персонала. Кроме того, для клиента определяется временной интервал момента отгрузки, то есть мы фиксируем время, в которое клиенту будет отгружен его заказ. Часто эти меры вызывают протест у "коммерсантов", так как они должны пересматривать свои взаимоотношения с клиентами, а это затрагивает маркетинговые и юридические стороны. Для преодоления данного препятствия до клиентов необходимо донести, что в первую очередь временные ограничения на подачу заявки вносятся для их же блага. Но и склад в свою очередь должен выполнять свои обязательства перед клиентами. Что обеспечивают клиентам ограничения сроков подачи и отгрузки заказов:
  • Оперативность отгрузки. Очереди и ожидания сокращаются, а значит затраты клиента на обеспечение данной партии товара тоже сокращаются
  • Показатель качества отгрузки в таком случае также изменяется. Так как вводится элемент плановой системы, то растет и точность комплектации, а количество ошибок (пересортицы, недовложений и т.д.) сокращается
    Вывод
Для оперативной мобилизации складской деятельности без крупномасштабных капиталовложений в первую очередь необходимо провести аудит фактического состояния дел с целью выявления резервов. В процессе данной проверки следует особое внимание уделить основным двум направлениям: оптимален ли уровень запасов на складе (отдел закупок) и есть ли возможность сократить неравномерность поставок и отгрузок (отдел закупок и отдел продаж).

По результатам аудита необходимо реализовать следующие мероприятия:
  1. Составить план поставок.
  2. Составить план отгрузок.
  3. Определить оптимальный товароноситель при поставках на склад.
  4. Определить минимально-допустимый, средний и максимальный запасы.
  5. Разработать программу сокращения неликвидов на складе.
Все эти мероприятия касаются только тех вопросов, которые склад не в состоянии решить собственными силами и требуют плотной работы подразделений компании. По результатам данных операций не только склад выстраивает более эффективно свою работу, но и те отделы, с которыми он взаимодействует. Снижается неопределенность в повседневной деятельности данных подразделений.

Но, все-таки, достаточно часто возникают сложности при продвижении в жизнь мероприятий, которые, в общем, можно назвать базовым этапом при реорганизации склада. Эти сложности связаны с нежеланием отдельных членов коллектива принимать вышеперечисленные меры. В таком случае необходимо предоставить руководству компании данные о тех затратах, которые несет компания в связи с выявленными проблемами.

Деятельность по повышению эффективности действующего склада зависит не только от внутренних планировочных решений, от количества техники и персонала, и в целом складского помещения. Нельзя упускать и такой момент, как межфункциональная координация. На семинарах при проведении игры относительно координации действий между отделами, часто выясняется, что виновен какой - угодно отдел, но только не тот, за который отвечает каждый участвующий в игре. У склада, в частности, всегда виноваты коммерсанты и закупщики. А у коммерсантов соответственно закупщики и склад и т.д. Но дело не в том, что это - всего лишь игра, а в том, что в игре описываются реальные проблемы в реальных компаниях. И решить их можно только сообща.

С пожеланиями успехов,
Ольга Грязнова

Более полный вариант данной статьи в скором времени
можно будет прочесть в журнале "Логистика сегодня"

 Новости учебного центра

Ближайшие мероприятия


С уважением,
Logist-ICS

 

В избранное