Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мои Деньги

  Все выпуски  

Мои Деньги


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ И ДЕНЬГИ
(ДЕТИ, ПОДРОСТКИ, ЮНОШИ, ВЗРОСЛЫЕ И ГУРУ)

Возрастных периодизаций существует множество. Все они близки, потому что основываются на одних и тех же психофизиологических параметрах развития человека. Приведу для примера, скажем, периодизацию на основе концепции Эрика Эриксона. Я её немного модифицировала с учётом современных реалий, как я их понимаю.

До 1 года – младенчество
1-3 года – раннее детство
3-6/7 лет – дошкольное детство
6/7-12 лет – школьное детство
12-20 – подростковый возраст (отрочество)
20-35 – юность и молодость (ранний средний возраст)
35-65 – взрослость (поздний средний возраст, ранняя зрелость)
65+ – поздняя зрелость (старость).

В идеале, все мы в период до 25-35 лет должны стать взрослыми людьми. А дальше - наслаждаться плодами своей взрослой жизни, идя к зрелости и мудрости. Но на деле всё обстоит гораздо сложнее. Большинство людей, несмотря на паспортный возраст, так и не становятся взрослыми. Взрослых людей приблизительно 5-10% от общего числа людей. А зрелых и того меньше - дай Бог, если один 1 наберётся.

Что же такое психологический возраст?

Психологический возраст определяет способ, который является у человека ведущим при совершении жизненных выборов, решении проблем и вызовов, которые нам щедро подбрасывает жизнь. Итак, пойдём по порядку.

Признаки отличия психологических возрастов:

1) Психологический ребенок - человек, который сам себя регулировать не может и не хочет. Его цель - отсутствие напряжений простейшим способом. Например, алкоголь и телевизор.

2) Психологический подросток - тот, кто не хочет или не умеет думать своей головой, а предпочитает ориентироваться на мнения других или делать всё наоборот, то есть противоречить мнению других. Его цель - получить результат без усилий и как можно быстрее, например, чтобы "прожевали за него" или украсть.

3) Психологический юноша - это тот, кто умеет думать сам и очень этим доволен. Его цель - наслаждаться мыслями и ничего не делать.

4) Взрослый человек наслаждается своим действием и результатом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТИ

Главной задачей детского возраста является овладение своим телом и эмоциями и получение устойчивых навыков саморегуляции. Далее, начиная, со школьного возраста, ребёнок должен научиться социализироваться и строить отношения с другими. В неблагоприятной психологической среде эти задачи не осваиваются вовремя и человек, взрослея биологически, психологически застревает в детском возрасте.

Психологические "дети" - импульсивные люди "настроения", живущие с позиции "хочу". У них нет плана на жизнь и чёткого понимания, чего они хотят. Им трудно разделить отрезок времени своей жизни впереди на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Они ведут себя, как ребёнок в магазине: видя красочные игрушки, они бросаются от одной к другой, крича, что всё это хотят купить. Вспомните своих или чужих детей. Обычно, если родители поддались на крики и уговоры и купили ребёнку всё затребованное, то многое из этого ребёнок даже не открывает. А если открывает, то через пять минут теряет интерес.

Им всё время нужны новые развлечения, они жалуются на скуку, они требуют, чтобы кто-то пришёл и решил их проблемы. Они инфантильны по жизни. Им нужны "мамочки" и "папочки", которые бы обеспечивали им комфорт и развлечения. Таких людей немного. Но с ними выстраивать удовлетворяющие отношения труднее всего.

ОТНОШЕНИЯ С ДЕНЬГАМИ У ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ

Серьёзных денег у этой категории быть не может. Всё зарабатываемое или получаемое от "родителей" спускается на спонтанные "хотелки". Накоплений у них, как правило, нет, потому что для этого надо иметь хоть какую-то стратегию и финансовое планирование, а эти опции "детям" недоступны.

Именно психологические дети берут потребительские кредиты, потому что им захотелось купить новую игрушку, а денег на это нет. Они не отдают себе отчёт в последствиях, не задаются вопросом, а как они этот кредит будут отдавать. Это не "детские" вопросы. Очень часто они берут новый кредит, чтобы вернуть старый, и так до бесконечности.

Психологические дети чаще всего становятся добычей мошенников, которые предлагают бесплатный сыр. Именно поэтому такой вид мошенничества никогда не исчезнет - ведь для него всегда найдётся "клиент", сколько об этом ни писали и ни предупреждали в СМИ. Психологические дети предупреждений не слышат - уровень мышления не позволяет.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДРОСТКИ И ДЕНЬГИ

У подростков две главные цели. Первая - быть принятым в референтной группе сверстников. Не быть "белой вороной", а быть "как все". Эту цель преследует большинство. Вторая - стать "крутым" по стандартам той самой референтной группы. Занять, по возможности, высокое место в иерархии значимого сообщества, стать лидером.

Но если для реальных подростков эти цели вполне нормальны и развивают их адаптивность и уверенность в себе, то у взрослых людей, застрявших в подростковом мышлении ("психологические подростки"), эти особенности вызывают отнюдь не эффективное поведение.

Например, беспокойство о том, "что скажут люди" по поводу тех или иных их действий, жгучее желание соответствовать социальным стандартам "хорошести" в ущерб собственным интересам, стремление продемонстрировать свою "крутизну" любыми способами, даже ценой немыслимых долгов и отказа в удовлетворении своих реальных потребностей.

Психологические подростки бегут покупать первыми очередную версию айфона, но не потому, что им действительно нужны какие-то новые функции, а чтобы доказать референтной группе свою "крутизну" и не прослыть "лохом".

Они - неудержимые конформисты и всегда будут подстраиваться под группу, даже если это несёт им конкретные и серьёзные неудобства.

В делах психологические подростки могут быть вполне успешны, но они легко теряют заработанное, потому что во-первых, тратят деньги на ненужные, но "статусные" предметы, а во-вторых, ориентируются не на свою интуицию и знания, а на мнение группы и часто принимают непродуманные решения, доверяя дутым авторитетам.

Деньги, материальные ценности нужны им, чтобы продемонстрировать и подтвердить свою значимость. Они всё время кому-то что-то доказывают (самому себе или кому-то значимому из отроческого периода).

Психологические подростки - находка для индустрии потребления, потому что ими легко манипулировать. Вся реклама продукции, призванной подчеркнуть их статус и "крутизну", рассчитана именно на них.

Другая проблема психологических подростков - это страх. Страх потерять деньги, работу, статус, репутацию и т.д. Движимые этим страхом, они много суетятся, пытаясь достичь безопасности, но никогда её не достигают, потому что их же собственные страхи по механизму самосбывающихся пророчеств ведут их к утрате всего приобретённого, и тогда они вынуждены начинать этот виток заново.

"Белка в колесе", "крысиные бега" - вот метафоры, отражающие жизнь психологического подростка. Много суеты, отсутствие этики и собственного мнения (оперирует только общепринятыми стереотипами), невротические страхи и беспокойная, "тяжёлая" жизнь - удел психологического подростка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДРОСТКИ И ДЕНЬГИ

Отношения с деньгами у этой категории бывают двух типов.

Первый тип - обычные, среднестатистические люди, живущие на одну, весьма небольшую, зарплату. Они - «как все», не высовываются, не хватают звёзд с неба и всегда беспокоятся о том, «что скажут люди». Они годами ходят на нелюбимую работу ради того, чтобы “свести концы с концами” и элементарно выжить. Именно они боятся сделать шаг в сторону, чтобы вырваться из замкнутого круга бедности.

Главная проблема подростков - это страх. Именно он заставляет их сидеть в надоевшей, неудовлетворяющей, но привычной зоне комфорта.

Среди подростков есть и другой тип, составляющий оставшиеся 5%. Это, если так можно выразиться, «крутые подростки». Они всерьёз хотят денег, и много, потому что им надо как раз обратное - выделиться из серой массы и вознестись на вершину социальной иерархии, стать “круче” остальных “лохов”. Они хотят «сладкой жизни» и ради неё готовы на всё.

А поскольку ценностной системы у подростков, как таковой, пока нет, то они легко сваливаются в нарушение закона в попытках заработать денег. Дальше уже особенности характера поведут их по разным дорожкам - кто-то пойдёт грабить и разбойничать в организованных бандах или в одиночку, а кто-то станет мошенничать и воровать.

Те "подростки", кого страх тюрьмы всё-таки останавливает от криминала, а денег хочется иметь много, готовы сутки напролёт бегать и суетиться ради заработка. Лучшие сетевики и продажисты «door-to-door», впаривающие фигню добропорядочным гражданам - это как раз психологические подростки из "крутой" категории. Для них такие агрессивные действия - норма, они от этого не устают и не парятся (в отличие от "юношей", к примеру, но об этом позже). Если вам нужны кадры в отдел продаж, берите только "подростков". Будут носом землю рыть за свои проценты.

Из-за страха удержать заработанные или украденные деньги они не смогут. Потому что страх будет создавать самосбывающиеся пророчества. Если деньги приходят к вам на основе вашего страха нищеты или прозябания, то случится в итоге как раз то, чего вы боитесь - нищета и прозябание. Так что "подростки" тоже не могут удерживать долго свои "миллионы", даже если они у них и появляются.

А про тех, кто живёт от зарплаты до зарплаты, и говорить нечего - у них крупных денег не может быть в принципе. Страх будет удерживать их от любых попыток вырваться из того уровня, на котором они выживают.

(продолжение следует...)

По материалам Марка Пальчика, Ольги Юрковской, Елены Галочкиной

В избранное