ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ И ДЕНЬГИ (ДЕТИ, ПОДРОСТКИ, ЮНОШИ, ВЗРОСЛЫЕ И ГУРУ)
Возрастных
периодизаций существует множество. Все они близки, потому что
основываются на одних и тех же психофизиологических параметрах развития
человека. Приведу для примера, скажем, периодизацию на основе концепции
Эрика Эриксона. Я её немного модифицировала с учётом современных реалий,
как я их понимаю.
До 1 года – младенчество 1-3 года – раннее детство 3-6/7 лет – дошкольное детство 6/7-12 лет – школьное детство 12-20 – подростковый возраст (отрочество) 20-35 – юность и молодость (ранний средний возраст) 35-65 – взрослость (поздний средний возраст, ранняя зрелость) 65+ – поздняя зрелость (старость).
В
идеале, все мы в период до 25-35 лет должны стать взрослыми людьми. А
дальше - наслаждаться плодами своей взрослой жизни, идя к зрелости и
мудрости. Но на деле всё обстоит гораздо сложнее. Большинство людей,
несмотря на паспортный возраст, так и не становятся взрослыми. Взрослых
людей приблизительно 5-10% от общего числа людей. А зрелых и того меньше
- дай Бог, если один 1 наберётся.
Что же такое психологический возраст?
Психологический
возраст определяет способ, который является у человека ведущим при
совершении жизненных выборов, решении проблем и вызовов, которые нам
щедро подбрасывает жизнь. Итак, пойдём по порядку.
Признаки отличия психологических возрастов:
1)
Психологический ребенок - человек, который сам себя регулировать не
может и не хочет. Его цель - отсутствие напряжений простейшим способом.
Например, алкоголь и телевизор.
2) Психологический подросток -
тот, кто не хочет или не умеет думать своей головой, а предпочитает
ориентироваться на мнения других или делать всё наоборот, то есть
противоречить мнению других. Его цель - получить результат без усилий и
как можно быстрее, например, чтобы "прожевали за него" или украсть.
3)
Психологический юноша - это тот, кто умеет думать сам и очень этим
доволен. Его цель - наслаждаться мыслями и ничего не делать.
4) Взрослый человек наслаждается своим действием и результатом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТИ
Главной
задачей детского возраста является овладение своим телом и эмоциями и
получение устойчивых навыков саморегуляции. Далее, начиная, со школьного
возраста, ребёнок должен научиться социализироваться и строить
отношения с другими. В неблагоприятной психологической среде эти задачи
не осваиваются вовремя и человек, взрослея биологически, психологически
застревает в детском возрасте.
Психологические "дети" -
импульсивные люди "настроения", живущие с позиции "хочу". У них нет
плана на жизнь и чёткого понимания, чего они хотят. Им трудно разделить
отрезок времени своей жизни впереди на краткосрочную и долгосрочную
перспективы.
Они ведут себя, как ребёнок в магазине: видя
красочные игрушки, они бросаются от одной к другой, крича, что всё это
хотят купить. Вспомните своих или чужих детей. Обычно, если родители
поддались на крики и уговоры и купили ребёнку всё затребованное, то
многое из этого ребёнок даже не открывает. А если открывает, то через
пять минут теряет интерес.
Им всё время нужны новые развлечения,
они жалуются на скуку, они требуют, чтобы кто-то пришёл и решил их
проблемы. Они инфантильны по жизни. Им нужны "мамочки" и "папочки",
которые бы обеспечивали им комфорт и развлечения. Таких людей немного.
Но с ними выстраивать удовлетворяющие отношения труднее всего.
ОТНОШЕНИЯ С ДЕНЬГАМИ У ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ
Серьёзных
денег у этой категории быть не может. Всё зарабатываемое или получаемое
от "родителей" спускается на спонтанные "хотелки". Накоплений у них,
как правило, нет, потому что для этого надо иметь хоть какую-то
стратегию и финансовое планирование, а эти опции "детям" недоступны.
Именно
психологические дети берут потребительские кредиты, потому что им
захотелось купить новую игрушку, а денег на это нет. Они не отдают себе
отчёт в последствиях, не задаются вопросом, а как они этот кредит будут
отдавать. Это не "детские" вопросы. Очень часто они берут новый кредит,
чтобы вернуть старый, и так до бесконечности.
Психологические
дети чаще всего становятся добычей мошенников, которые предлагают
бесплатный сыр. Именно поэтому такой вид мошенничества никогда не
исчезнет - ведь для него всегда найдётся "клиент", сколько об этом ни
писали и ни предупреждали в СМИ. Психологические дети предупреждений не
слышат - уровень мышления не позволяет. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДРОСТКИ И ДЕНЬГИ
У подростков две главные цели.
Первая - быть принятым в референтной группе сверстников. Не быть "белой
вороной", а быть "как все". Эту цель преследует большинство. Вторая -
стать "крутым" по стандартам той самой референтной группы. Занять, по
возможности, высокое место в иерархии значимого сообщества, стать
лидером.
Но если для реальных подростков эти цели
вполне нормальны и развивают их адаптивность и уверенность в себе, то у
взрослых людей, застрявших в подростковом мышлении ("психологические
подростки"), эти особенности вызывают отнюдь не эффективное поведение.
Например,
беспокойство о том, "что скажут люди" по поводу тех или иных их
действий, жгучее желание соответствовать социальным стандартам
"хорошести" в ущерб собственным интересам, стремление продемонстрировать
свою "крутизну" любыми способами, даже ценой немыслимых долгов и отказа
в удовлетворении своих реальных потребностей.
Психологические
подростки бегут покупать первыми очередную версию айфона, но не потому,
что им действительно нужны какие-то новые функции, а чтобы доказать
референтной группе свою "крутизну" и не прослыть "лохом".
Они -
неудержимые конформисты и всегда будут подстраиваться под группу, даже
если это несёт им конкретные и серьёзные неудобства.
В делах
психологические подростки могут быть вполне успешны, но они легко теряют
заработанное, потому что во-первых, тратят деньги на ненужные, но
"статусные" предметы, а во-вторых, ориентируются не на свою интуицию и
знания, а на мнение группы и часто принимают непродуманные решения,
доверяя дутым авторитетам.
Деньги, материальные ценности нужны
им, чтобы продемонстрировать и подтвердить свою значимость. Они всё
время кому-то что-то доказывают (самому себе или кому-то значимому из
отроческого периода).
Психологические подростки - находка для
индустрии потребления, потому что ими легко манипулировать. Вся реклама
продукции, призванной подчеркнуть их статус и "крутизну", рассчитана
именно на них.
Другая проблема психологических подростков - это
страх. Страх потерять деньги, работу, статус, репутацию и т.д. Движимые
этим страхом, они много суетятся, пытаясь достичь безопасности, но
никогда её не достигают, потому что их же собственные страхи по
механизму самосбывающихся пророчеств ведут их к утрате всего
приобретённого, и тогда они вынуждены начинать этот виток заново.
"Белка
в колесе", "крысиные бега" - вот метафоры, отражающие жизнь
психологического подростка. Много суеты, отсутствие этики и собственного
мнения (оперирует только общепринятыми стереотипами), невротические
страхи и беспокойная, "тяжёлая" жизнь - удел психологического подростка.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДРОСТКИ И ДЕНЬГИ
Отношения с деньгами у этой категории бывают двух типов.
Первый
тип - обычные, среднестатистические люди, живущие на одну, весьма
небольшую, зарплату. Они - «как все», не высовываются, не хватают звёзд с
неба и всегда беспокоятся о том, «что скажут люди». Они годами ходят на
нелюбимую работу ради того, чтобы “свести концы с концами” и
элементарно выжить. Именно они боятся сделать шаг в сторону, чтобы
вырваться из замкнутого круга бедности.
Главная проблема
подростков - это страх. Именно он заставляет их сидеть в надоевшей,
неудовлетворяющей, но привычной зоне комфорта.
Среди подростков
есть и другой тип, составляющий оставшиеся 5%. Это, если так можно
выразиться, «крутые подростки». Они всерьёз хотят денег, и много, потому
что им надо как раз обратное - выделиться из серой массы и вознестись
на вершину социальной иерархии, стать “круче” остальных “лохов”. Они
хотят «сладкой жизни» и ради неё готовы на всё.
А поскольку
ценностной системы у подростков, как таковой, пока нет, то они легко
сваливаются в нарушение закона в попытках заработать денег. Дальше уже
особенности характера поведут их по разным дорожкам - кто-то пойдёт
грабить и разбойничать в организованных бандах или в одиночку, а кто-то
станет мошенничать и воровать.
Те "подростки", кого страх тюрьмы
всё-таки останавливает от криминала, а денег хочется иметь много, готовы
сутки напролёт бегать и суетиться ради заработка. Лучшие сетевики и
продажисты «door-to-door», впаривающие фигню добропорядочным гражданам -
это как раз психологические подростки из "крутой" категории. Для них
такие агрессивные действия - норма, они от этого не устают и не парятся
(в отличие от "юношей", к примеру, но об этом позже). Если вам нужны
кадры в отдел продаж, берите только "подростков". Будут носом землю рыть
за свои проценты.
Из-за страха удержать заработанные или
украденные деньги они не смогут. Потому что страх будет создавать
самосбывающиеся пророчества. Если деньги приходят к вам на основе вашего
страха нищеты или прозябания, то случится в итоге как раз то, чего вы
боитесь - нищета и прозябание. Так что "подростки" тоже не могут
удерживать долго свои "миллионы", даже если они у них и появляются.
А
про тех, кто живёт от зарплаты до зарплаты, и говорить нечего - у них
крупных денег не может быть в принципе. Страх будет удерживать их от
любых попыток вырваться из того уровня, на котором они выживают.
(продолжение следует...)
По материалам Марка Пальчика, Ольги Юрковской, Елены Галочкиной