«Надо быть лучше, чем вчера, а не лучше, чем другие» — это кредо
эксперта моды, ведущей программы «Модный приговор» Эвелины Хромченко в
отношении стиля может стать ключом к успеху во всех сферах жизни.
Сделав для развития индустрии моды в России не меньше иного
министерства, сегодня Эвелина каждое утро приходит к нам в дом, чтобы
рассказать о том, что есть мода. Неудивительно, что, примеряя новое платье, мы думаем: а что сказала бы Эвелина?
Глядя на фотографии с Эвелиной Хромченко в роли модели, становится
понятно, что если она захочет, то может одеваться исключительно в наряды
тех дизайнеров, звезды которых сама и зажгла. Эвелина из тех, кто
создавал сегодняшнюю карту моды
России и наносил на нее все важные имена, именно она однажды нашла
талантливых и никому не известных студентов и помогла им превратиться в
тех дизайнеров, которые сегодня ежесезонно создают самые желанные
коллекции.
Неудивительно, что модный приговор Хромченко обсуждению не подлежит, а
сама Эвелина не только продолжает поставлять на рынок новые
fashion-таланты, но и запустила образовательный проект «Школа моды
Эвелины Хромченко», благодаря которому любая женщина сможет узнать о
моде все и даже больше.
— Эвелина, как-то вы рассказали, что, будучи студенткой,
мысленно переодевали людей в метро. Вот уже семь лет вы действительно
это делаете в программе «Модный приговор» на Первом канале. А в обычной
жизни все еще хочется дать совет тем, кто в моде ничего не понимает?
— Я не уверена в том, что, например, доктор, увидев у прохожего на
улице явные симптомы болезни, кидается к нему и, хватая за рукав, ставит
ему диагноз. Точно так же и я не пристаю с советами к тем, кто их не
просит. У меня и так работы полно.
Также я пишу книги, консультирую fashion-компании, провожу огромную
работу по поиску и развитию молодых талантов. Плюс постоянно читаю
лекции в рамках образовательного проекта «Школа моды Эвелины Хромченко»
во многих крупных городах России и экс-СССР. Разумеется, и о Москве не
забываю — в 2015 году, например, только в легендарном демзале ГУМа
запланированы четыре лекции. Приходите!
— Вам уже давно пора было школу моды открыть.
— Парадоксально, но факт: я ведь соглашалась на свои первые лекции
скрепя сердцем: всегда была уверена, что достаточно двух макаренко в
семье — бабушки, преподавателя немецкого языка, и мамы, учителя русского
языка и литературы…
Но избежать преподавательской деятельности не удалось. Сначала я
читала цикл лекций в Высшей школе экономики. Потом помогала создать
программу модуля бакалавриата «Журналистика моды и стиля жизни» на
журфаке МГУ.
А сегодня у меня проработан целый цикл публичных лекций. Моя школа
существует по принципу «Мой адрес — не дом и не улица»: я читаю на
престижных площадках, в разных городах, на большие аудитории. И делаю
это в очень доступной, развлекательной форме.
Этот вид образовательного развлечения популярен во всем мире давно,
он называется edutainment: название термина произошло от скрещивания
слов education и entertainment. О трендах вечных и о конкретных
тенденциях будущего сезона. О том, как правильно расшифровывать
дресс-коды на пригласительных билетах.
О том, как определиться со стилем — читай: с жизненной ролью, которую
и надо декорировать одеждой. О том, как эффективно и экономично
инвестировать в гардероб… Применив данные мною формулы на практике, мои
слушатели с удивлением понимают, как облегчили себе жизнь. И удивляются,
почему сами не поняли этого раньше — ведь все элементарно.
— Вы хотите сказать, что люди после работы идут на лекцию о моде вместо того, чтобы отправиться в клуб или на концерт?
— Так и есть. Впрочем, одно другому не мешает — сегодня послушают мою
лекцию, а завтра будут знать, в чем им сходить на рок-концерт, а в чем —
в консерваторию. Как одеться на собеседование, чтобы приняли, а в чем
отправляться на корпоратив, чтобы повысили. В чем идти на первое
свидание, чтобы состоялось второе, и как нарядиться для знакомства с
родителями жениха, чтобы они превратились в свекра и свекровь…
Глядишь, жизнь и наладится. Ведь женщина, разбирая свой шкаф или
планируя покупки, на самом деле планирует свою жизнь, отсекая ненужное и
экипируясь для новых побед.
— Некоторые считают, что мода — это закрытый клуб для избранных. Очевидно, у вас иное мнение?
— Разумеется, потому что это неправда. Я всегда так считала — и когда
создавала детский журнал моды для девочек-подростков, и когда выпускала
взрослый журнал моды для женщин от 22 до 55 лет. И в выпускном классе,
когда делала радиопередачу для школьниц на Первом канале радио, и
сегодня, когда Первый канал телевидения дает мне уникальную возможность
работы с гигантской аудиторией.
Мода — это не высшая математика, это игра. И не для избранных, а для всех. Я просто знаю правила. И готова их понятно объяснить.
— Кто приходит на ваши лекции?
— Это молодые, успешные, красивые, отлично одетые слушательницы,
которым моя помощь, на первый взгляд, не нужна… Просто им хочется
выглядеть еще лучше. Хочется со знанием дела инвестировать в вещи,
которые никогда не выходят из моды.
И точно знать, что именно купить, чтобы соответствовать текущему
сезону, ведь тенденций такое множество, что без помощи профессионала в
них разобраться тяжело.
Кроме того, иногда всем нужен дружеский совет.
Например, нет четкого видения собственного стиля, но хочется
выглядеть достойно. Или нужно поехать в ответственную командировку и
непонятно, что класть в чемодан. Все сталкиваются с ситуацией, когда
гардероб переполнен, но кажется, что нечего надеть.
— Неужели и у вас такое бывало?
— Конечно, но, к счастью, моя гардеробная формула необходимого
минимума меня не подводит — полный набор палочек-выручалочек у меня
всегда наготове. И если я не знаю, чего хочу, то просто составляю
произвольную комбинацию из моего базового гардероба-конструктора
согласно расписанию дня. И вуаля!
— Вы шопоголик или все-таки продумываете свои покупки?
— Я ни секунды не шопоголик. Я твердо знаю, что именно куплю в
наступающем сезоне, а какие тренды уже отражены в моем гардеробе, нужно
только зайти в гардеробную и достать из моей базовой коллекции нужное.
Мои лекции о 25 выгодных инвестициях в гардероб популярны не просто так,
я знаю, о чем говорю.
— У вас в гардеробе есть вещи современных российских дизайнеров?
— Ну конечно. У меня внушительная коллекция — коктейльные решения
Вики Газинской, дневные платья Кирилла Гасилина, жакеты Славы Зайцева и
Татьяны Парфеновой, пальто Люды Никишиной и Виктории Андреяновой,
брючные костюмы сестер Рубан, вечерние наряды Ульяны Сергеенко, свитшоты
Кати Добряковой, смокинг от Алены Ахмадуллиной, шляпы Кости Гайдая…
Можно долго перечислять.
Вот почему-то брючного костюма от Дмитрия Логинова у меня пока нет,
надо исправить это упущение в ближайшее время. Зато обширное собрание
бижутерии от российских творцов у меня дома уже не помещается, только в
специальном хранилище вместе с моей основной коллекцией винтажных
украшений.
Кстати, моя антикварная бижу-коллекция сама теперь предмет
экспонирования в галереях и музеях и живет независимой от меня жизнью. А
я озабочена новинками. Следите за моими «Бижу-Базарами» — во время этих
мероприятий я представляю новые имена в бижутерии. Следующий
«Бижу-Базар» в начале лета сделаем, думаю.
— Вы постоянная гостья недель моды в Париже и Милане. Все-таки есть разница между представлениями о моде в России и в Европе?
— Особенности восприятия в разных странах мира никто не отменял.
Россиянкам по вечерам нравится быть нарядными, нравится блеск, высокие
каблуки, броские украшения, яркие цвета, а француженки выберут вечером
сдержанность декора, матовые ткани, маленькие незаметные украшения и
черный цвет.
Американка вечером захочет показать коленки, а итальянка — декольте.
Молодая москвичка всем своим видом будет демонстрировать, что она уже
взрослая, а парижанка — стараться донести то, что она еще ребенок. Мы
все разные, и это хорошо. Русская любит пельмени, итальянка — равиоли,
китаянка — димсамы, японка — гёдза. Между этими блюдами много общего, но
в то же время всем очевидна разница.
— Не кажется ли вам, что современная мода носит слишком
коммерческий характер? То есть дизайнеры в первую очередь думают о том,
как продать, а не о том, как создать шедевр.
— А кому нужен шедевр моды, если его нельзя купить и надеть? Любой
шедевр моды только тогда и входит в историю, когда его правильно надели —
в нужное время, в нужном месте, на нужного человека. Платья самого по
себе не существует.
— Что для вас дурной вкус?
— Если одним словом — это перебор. Если конкретно, то бровь,
выщипанная в форме «московский излом», откровенно «сделанные» губы и
грудь, нейл-дизайн в любом проявлении, джинсы, «украшенные» вышивкой,
стразами или «оборудованные» потертостями в неправильных местах — люди
не замечают, как уродуют их формы такие визуальные эффекты, обувь с
длинными узкими носами, особенно у мужчин, мужские ремни с огромными
бляхами, изобилие логотипов, маленькая собачка в дамской сумке на
публике, спортивные костюмы везде кроме спортзала, но даже в спортзале
плюшевые костюмы розового цвета с веселыми ушками повергают меня в шок.
Несомненный дурной тон — это обнаженное тело в обществе. В любых
дозах. Голый живот уместен на даче, на пляже, в спальне, но избавьте
прохожих на улице от необходимости лицезреть ваши телеса. Замечу, что
меня тяжело заподозрить в зависти: моя комплекция и вес всегда позволяли
мне короткое, облегающее и декольтированное в любых соотношениях.
— У героинь программы «Модный приговор», которые надели новое
платье, потом действительно меняется жизнь? Они становятся счастливее,
изменив свой образ?
— Я помню женщину, которая поправилась после родов и никак не могла
похудеть. Из-за этого муж, любитель худышек, бросил ее. Она впала в
депрессию и дошла до того, что восьмилетний сын просил ее не приходить в
школу, потому что не хотел, чтобы маму принимали за бомжа.
Переодевшись и приобретя новый макияж и прическу, женщина так
понравилась себе в зеркале, что внезапно начала худеть — я давно
заметила, что от счастья многие худеют. И, когда наша бывшая героиня
пришла в суд разводиться, она была досвадебного размера.
Изумленный муж разводиться уже не хотел, но она все же оформила
развод. И начала совершенно новую — красивую и счастливую — жизнь с
мужчиной, для которого была важна она, а не размер ее одежды.
Помню женщину, которая была влюблена в своего начальника-иностранца, а
он попросту не замечал ее — настолько блеклой она была. И никакие ее
профессиональные достижения отмечены не были по той же причине.
Переодевшись, дама немедленно получила повышение. И, представьте себе, в
нее вдруг влюбился тот самый начальник. Они поженились и уехали к нему
на родину, в Европу.
А вот совсем свежая история, которая случилась в моем собственном
подъезде. Я несла кучу пакетов, и мне помогла открыть парадную дверь
стильная женщина с малышом в слинге. «Ой, как хорошо, что вы наконец к
нам переехали, мы вас так долго ждали. Вы не узнаете меня? — спросила
она. — Я была вашей героиней четыре года назад». «А как называлась
программа?» — спрашиваю. «Дело о слинге».
Я говорю: «Но, позвольте, как же? Ведь вашему малышу меньше года…»
Тут открывается дверь квартиры, и беленькая девочка лет пяти удивленно
говорит: «Ой, мама, а что тут делает Эвелина Хромченко?» Молодая женщина
улыбнулась: «А вот кто в слинге тогда сидел»… И таких историй у наших
редакторов сотни.
— Однажды вы сказали: «Женщина может быть любой, главное —
запомнить, что она не толстая, а аппетитная, не длинная, а статная, не
тощая, а стройная, не коротышка, а миниатюрная. Нужно ценить то, что вам
дал Бог». В каком возрасте вы пришли к этой мысли?
— Я с этой мыслью выросла. Меня так воспитывали в семье. Мне с
раннего детства подробно объяснили: все люди — красивые, а я — вообще
самый лучший, умный и красивый ребенок на свете. Я до сих пор считаю
этот подход правильным. Некоторым взрослым кажется, что детей можно
испортить комплиментами, что правильно ставить малышей в известность об
их недостатках во внешности — а это огромное заблуждение.
— Ваша уверенность в себе у вас с детства?
— Именно так. Правда, я что-то засомневалась в подростковом возрасте, но быстро нашла баланс.
— Вы озвучивали героиню Мерил Стрип в фильме «Дьявол носит
Prada», которая была главным редактором журнала о моде, властной и
деспотичной женщиной. Вы ассоциируете себя с ней?
— Я всего лишь озвучила Мерил Стрип, а она блистательно сыграла свою
роль. Как вы думаете, на сколько процентов этот фильм про Мерил Стрип?
— В жизни вы можете быть жесткой?
— А вы нет?
— Но у вас получается «выключать» жесткость, когда заканчивается рабочий день?
— Мне кажется, это собирательный вопрос ко всем
женщинам-руководителям. Но в моем случае ответ довольно однозначный: я —
да, у меня просто нет сил после работы. А если бы и были, я бы тратила
их на то, чтобы перенаправить освободившуюся энергию в мирное русло. Вот
спортом бы занялась наконец, а то все массаж да массаж.
— Жесткий характер, требовательность мешают в личной жизни?
— А может, в личной жизни я пушистая и непритязательная, залезла под крыло к своему любимому и тихонько там сижу?
— Ваш сын Артемий уже совсем взрослый. Он прислушивается к вашим модным советам?
— Если, отправляясь на встречу с друзьями, он мне назло напялит иной
раз бейсболку на затылок, то, одеваясь на красную дорожку, Артемий сам
себе завязывает галстук, попадая в нужную длину и делая правильной
толщины узел. Его представления о мужском костюме достаточно развиты для
того, чтобы в протестном переходном возрасте спокойно относиться ко
всем свежим идеям мужской моды, которые я применяю в его гардеробе, — и к
укороченным брюкам, и к компактным пиджакам. А в отношении всего
остального он действует по собственному плану.
Ну вот, например, его никто не прессовал с выбором профессии. Он
захотел учиться бизнесу, хотя мне очевидно, что у него есть объективные
данные, чтобы стать отличным кинорежиссером. Но тут я со своими советами
не лезу. Это его жизнь. Ему 18 лет. Нужен будет совет, я его дам.
Но я точно знаю, что уже очень давно оградила его от массы проблем,
четко объяснив ему в его семь лет некоторые простые вещи, которые
кое-кто и в 50 никак освоить не может.
Например, мой сын с детства знает, что на вопрос женщины о том, как она выглядит, ни в коем случае нельзя отвечать: «Нормально». Этот урок он усвоил еще до того, как выучил таблицу умножения. Это одно из моих важнейших жизненных достижений, я считаю.