В прошлом выпуске мы начали разговор о практике увольнения работников. Сегодня продолжим эту тему.
20-21 февраля прошел семинар-тренинг «Искусство управленческой
борьбы + Управленческие поединки». Один из поединков (точнее даже один
раунд) меня как-то особенно заинтересовал своей неоднозначностью и даже
местами «тонкостью» игры. Я пообещала перевести его в текст и подробно
разобрать.
Когда я несколько раз прослушала этот диалог руководителя с
подчиненным, то вспомнила себя много лет назад, когда я действовала по
отношению к своим руководителям, наверное, примерно также –
прямолинейно и субъективно, хотя и из лучших побуждений. Из серии «он
был прав, переходя улицу»… За что от меня избавлялись руководители при
первом же удобном случае. А то и случая не ждали J
В общем, речь в этом диалоге идет и об увольнении в том числе. Мне
понравилось несколько ходов руководителя. И действия подчиненного дают
также несколько поводов для размышления. Поэтому я решила разместить в
продолжение темы увольнений данный диалог. Сначала – текст ситуации, по
которой проходил этот поединок, далее – текст одного раунда. (Первые
фразы подчиненного, возможно, оказались так отважны из-за того, что он
не очень точно понял, в каких ролях находятся игроки, но это не важно
для нас сейчас, в общем-то, отвага не исчезла и после прояснения ролей).
Подробный разбор диалога будет в следующем выпуске.
Итак, ситуация.
Ситуация 7. Новый директор филиала
Исторически сложилось так, что генеральный директор, помимо
управления всей компанией, управлял ещё и одним из её филиалов. Но в
один момент он нанимает директора филиала со стороны.
К этому моменту в филиале много новых сотрудников, и старый костяк,
который очень лоялен к генеральному директору и который сплачивается
вокруг одного из начальников отдела. Старый костяк зачастую саботирует
решения директора филиала, а новые, неопытные сотрудники не всегда точно их выполняют. Ситуация осложняется.
Начальник отдела начинает убеждать генерального директора
вернуться к старой схеме управления, выставляя нового директора филиала
и его решения в негативном свете, возможно, имея в виду занять место
директора филиала самому. При этом решения директора филиала из-за
недостатка опыта имеют принципиально верное содержание, но не всегда
лучшую форму, что влияет на отношение сотрудников филиала к ним.
РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:
o Директор филиала — заставить точно и неукоснительно выполнять его решения, добиться авторитета, сохранить доверие генерального директора.
o Начальник отдела — добиться возврата к старой схеме управления, возможно, занять место директора филиала.
o Генеральный директор — вернуть ситуацию под
контроль, в нормальное русло. Понять, правильным ли был выбор директора
филиала. Продолжить реформу управления филиалом.
РАУНД Директор филиала (ДФ) – Начальник отдела (НО)
ДФ – Такая ситуация. Поговорил я с нашим гендиректором. У него с
Вами был разговор. Неприятный разговор. И у меня тоже с ним был
разговор неприятный. Он мне сказал, что Вы в обход меня предлагали ему
занять мою должность Вам. Т.е. Вы хотели, чтобы он Вас поставил вместо
меня. Честно говоря, он сказал, что он с Вами в принципе-то дружит. Но
дружба – дружбой, а служба – службой. Он предложил рассмотреть вариант
Вас уволить.
НО – Угу. Вы сами-то что думаете по этому поводу?
ДФ – Я с плеча не рублю.
НО – Я на это и надеялась, что Вы так не будете делать.
ДФ – Соответственно, я хочу Ваше мнение услышать.
НО – Ну мое мнение какое. Я считаю, что сотрудник он хороший…
ДФ – Кто, генеральный директор хороший сотрудник?
Пауза. Уточнение ролей.
НО – Я рада, что Вы не рубите с плеча. Я Вам сейчас расскажу.
ДФ – Расскажете?
НО – Да. Информация у Вас правильная. У меня действительно был такой разговор с генеральным директором.
ДФ – угу…
НО – И вот честно говоря, я не хотела ему это говорить, но так
повернулся разговор. И я высказала свою точку зрения. Я действительно
считаю, что в той ситуации, которая создалась сейчас, на данный момент,
самым лучшим выходом было бы Вам уйти. Если что-то не изменится. Вот
моя фраза была такая – «если что-то не изменится». Действительно так.
Почему – объясняю. Потому что реформы Вы затеяли правильные. Нужные. Но
Вы же у нас совершенно не работали раньше. Вот Вы месяц находитесь
здесь, в компании. Вообще Вы хоть раз со мной поговорили, с ребятами
поговорили, Вы хотя бы хоть что-то обсудили? Вы приходите и с плеча
рубите. Мы все должны слушаться Вас только потому, что…
ДФ – То есть Вы мне тоже претензии предъявляете?
НО – Нет, не претензии, я наоборот Вам ситуацию рассказываю.
ДФ – Вы говорите – я прихожу, с плеча рублю.
НО – Нет, я не говорю, что Вы рубите с плеча, я просто говорю, что Вы не разбираетесь…
ДФ – Тогда точнее говорите…
НО – Ну хорошо, извините. Я буду более точна в формулировках. Не то,
что Вы рубите с плеча. Но я просто сейчас Вам объясняю ситуацию. Вы
приходите и просто даете Ваше распоряжение. И получается так, что мы не
привыкли к такому тону, Ваша позиция, Ваш стиль управления
административно-командный. Мы привыкли к демократическому стилю. И
получается так, что мы должны Вас слушаться только потому, что Вы
занимаете эту руководящую должность. Мы привыкли к тому, что нам
объясняют, зачем мы делаем ту или иную задачу. Куда мы идем. И вот Ваш
тон ребята просто не воспринимают. И они не понимают Ваших
распоряжений. У нас не такая компания, чтобы…
ДФ – Вы сейчас за кого говорите – за себя или за ребят?
НО – Я говорю от имени всего коллектива.
ДФ – От имени всего коллектива говорите? И Вас коллектив уполномочил?
НО – Да.
ДФ – Интересно. А кто входит в коллектив, который Вас уполномочил?
НО – Все мои подчиненные. Вот мой отдел входит.
ДФ – Хорошо. Было такое, что Вы предлагали меня снять и Вас поставить на должность директора филиала?
НО – Нет, я не предлагала ставить меня на должность директора
филиала. Я предлагала уволить Вас, потому что такую ситуацию в том
виде, в котором она есть, я считаю, что по-другому не решишь.
ДФ – И Вы пошли…
НО – Нет, я еще раз говорю, что не я пошла к директору, а директор
меня вызвал. И построил разговор таким образом, что я была вынуждена
ему это сказать.
ДФ – Скажите, а Вы как думаете, почему же он мне предложил
рассмотреть решение о том, чтобы Вас уволить? Вы рассказывали все
логично, но чего-то не хватает…
НО – Я думаю, что это было мудро со стороны генерального директора предложить меня уволить, потому что Вы…
ДФ – Он не предлагал Вас уволить, он предложил мне рассмотреть решение…
НО – Ну Вам рассмотреть решение меня уволить – потому что он сам Вас
подобрал, Вы его ставленник, и он Вам все равно должен давать
управленческую поддержку на определенный период времени. Это совершенно
нормально. Я на него не в обиде, хотя я его 15 лет знаю. Это грамотно…
Как Вы думаете – уволит ли руководитель этого подчиненного и если уволит, то за что конкретно? :)
Приглашаю Вас на вебинары (он-лайн) и семинары (в Москве)
P.S. Данный курс может проводиться в виде курса вебинаров (он-лайн). В чем отличие семинара-тренинга и курса вебинаров: - в курсе вебинаров немного больше теории, но мало практики - в семинаре-тренинге меньше теории, но много практики Рекомендую пройти и то, и другое - в любой последовательности.
Если Вы хотите получать новости Школы, Вы можете:
1. Подписаться на получение регулярной рассылки "Новости Виртуальной
школы..." - на сайте, в левой колонке, под авторизацией - здесь www.krmasters.ru .
2. Подписаться на получение рассылки "Как снизить свои затраты на
управление людьми - 8 ступеней управленческого искусства" - сейчас
подписка стоит на первой странице сайта, позже она будет перенесена в
левую или правую колонку, а также в спец.раздел "Рассылки". В этой
рассылке Вы будете получать также все новости школы + 5 первых писем по
теме "8 ступеней...", включая ссылку на запись вебинара в первом
письме.
Буду рада видеть Вас среди подписчиков новостей на профессиональном сервисе рассылок и среди участников вебинаров.