Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Управление "под микроскопом"

  Все выпуски  

Управление "под микроскопом" Вып.45. Формальная и прагматическая логика - кто победит?


Рассылка Галины Жуковой - лицензиата Таллиннской школы менеджеров Владимира Тарасова

УПРАВЛЕНИЕ "ПОД МИКРОСКОПОМ"

www.KRMasters.ru



Выпуск 45. Прагматическая логика против формальной логики. Кто победит?

 

В одном из прошлых выпусков рассылки мы обсуждали разницу между формальной логикой (логикой поиска истины) и прагматической логикой (логикой доказательства своей правоты). Хорошей иллюстрацией того, что происходит, если руководитель пользуется формальной логикой, а подчиненный – прагматической, является один диалог из сыгранных недавно управленческих поединков. Детальный разбор этого диалога я и предлагаю вашему вниманию.

 

 

СИТУАЦИЯ «Товарный запас»

Предприятие занимается производством продуктов питания и в течение длительного времени добивается размещения своей продукции в крупных сетях супермаркетов. Директора супермаркетов делают заявки на данный продукт с запасом на 3 дня и не более. Менеджеру предприятия по работе с сетями супермаркетов вменено в обязанности следить за наличием и ассортиментом продукта на полках магазинов.
В разгар сезона производство продукта по приказу генерального директора предприятия встает на профилактику на 1 неделю. Товарный запас не обеспечен. Полки магазинов опустели. Отношения с сетями супермаркетов на грани разрыва. Начальник отдела продаж объявляет выговор менеджеру.

Роли и интересы
Директор супермаркета — хочет обеспечить товарооборот с данным предприятием или без него.
Генеральный директор — желает получить прибыль и сохранить отношения с сетями супермаркетов.
Начальник отдела продаж — хочет переложить ответственность с себя на менеджера.
Менеджер — считает выговор необоснованным, т. к. ему не было заранее известно о профилактике на производстве.

 

Разбор диалога между генеральным директором и начальником отдела продаж

ГД – Вчера мне звонили из супермаркета,…

НОП – Я знаю…

ГД – …мы им поставляем молоко, в котором мы достигали так долго долю. Наш менеджер ходил туда регулярно на переговоры. Добились 60% доли. Вот. Позвонил и сказал, что возникла просто вопиющая ситуация. Пустые полки. Что такое?

НОП – Пустые. Я там был. Ничего нет. При чем у нас промо даже заявлено. Мы денег потеряли немерено.

Обратим внимание на прием, который применил начальник отдела продаж. Ему предлагают роль объясняющего и оправдывающегося. Но он эту роль не принимает. А наоборот, усиливает размер проблемы. Т.е. как бы пропускает мимо себя проблему (такое айкидо получается) и присоединяется к роли «возмущенный беспорядком». Это часто бывает неожиданно, поэтому сбивает картину мира нападающего и дает возможность перехватить управление.

ГД – Ну и что ты мне можешь по этому поводу сказать?

НОП – А он тебе что, ничего не объяснил?

ГД – Кто?

НОП – Менеджер.

ГД – Менеджер? Объяснил. Он сказал, что у него не было информации о том, что мы ставим на профилактику. У него не было возможности…

Важнейшая ошибка генерального директора. Уже дважды у него перехватили управление – и уже не он, а ему задают вопросы. Из роли начальника он перемещен в другую роль. Не надо было отвечать на этот вопрос. Во-первых, по динамике ролевой борьбы, которая здесь остро обозначилась, кто первый начнет отвечать на любой вопрос, тому останется роль гостя, а настоявшему на ответе – роль хозяина. Это раз.

Во-вторых, по содержанию ответа получается, что генеральный директор принял ситуацию, в которой он лично потребовал отчета от менеджера, через голову начальника отдела продаж. Таким образом, ответственность автоматически съехала с плеч начальника отдела продаж на менеджера. Директора спровоцировали на это – он поддался на провокацию. Далее начальник отдела продаж вообще может на это опереться и выдвинуть претензию – ну как я могу управлять отделом, когда Вы через мою голову общаетесь с менеджерами… (ну в какой-то более тонкой формулировке, конечно…).

Что можно было бы сделать директору в ответ на уточнение «менеджер». Или задать вопрос, или сформулировать утверждение о том, что ответа он ждет от начальника отдела продаж, а не от менеджера. Надо на этом шаге решить две задачи – вернуть управление разговором и вернуть начальника отдела продаж в роль подчиненного.

НОП – А вот Ваш приказ под роспись… Где он подписался, что ознакомлен. Он что, дебил, что ли? Вот приказ, все с ним ознакомлены. Вот роспись. Увольнять тогда его надо и все. Что тут. Другого возьмем. С такими дебилами работать… Я ж сам бонус не получу.

Тактика начальника отдела продаж становится предельно ясна. Моя хата с краю – ничего не знаю. Менеджер облажался, уволим его – и все дела. А у меня все ходы записаны, ко мне претензий быть не может.

Конечно, такой быстрый и точный ход оказался неожиданным для директора. Но в то же время, это типичная ситуация ухода от ответственности, поэтому заготовки тоже не мешало бы иметь.

Например, что можно сразу на это ответить?

Например, можно применить стратагему «вернуть подарок обратно»: «Ясно. А вот приказ о назначении тебя начальником отдела продаж и твоя подпись. Тебя тоже уволить?»

Или можно вытянуть на возврат ответственности через бонус: «Ты бонус получаешь за что? За работу отдела продаж? Значит, ты отвечаешь за эту работу? Или теперь бонусы менеджерам платить – каждому в отдельности?»

Важно, опять-таки, сразу пресечь его желание уйти от ответственности. Лишить его надежды на то, что это получится.

Можно даже озвучить эту его надежду: «Ну вот опять ты хочешь улизнуть от ответственности. Даже приказ с собой принес, видимо, знал о чем речь пойдет – подготовился. Нет, милый мой, не получится…»

ГД – Ну да, действительно, его подпись. Ну подожди.

Генеральный директор, видимо, под впечатлением от «рояля в кустах» в виде приказа с подписью, пропустил все подводные течения предыдущей фразы. Более того, признав, что здесь действительно подпись менеджера, он тем самым закрепляет следующие роли – «директор, который не разобрался» и «начальник отдела продаж, у которого все под контролем»…

НОП – Ну все, увольнять надо. А чего ждать-то.

Начальник отдела продаж тут же фиксирует ситуацию в свою пользу: виновник найден, вопрос решен.

ГД – То есть ты считаешь, что здесь твоей ответственности нет? Твоя задача была отнести бумажку, поставить на ней подпись подчиненного. И все. И забыть про это, грубо говоря. А проследить?

Генеральный директор теперь понял, в какую ситуацию попал. Но ему не хватает точности: надо было остановиться на первом вопросе и все. И дальше опираться на ответ. А так директор дает повод придираться к словам… Претензия сформулирована неточно. Есть только намек на претензию, но в такой формулировке его легко довести до абсурда. Что начальник отдела продаж тут же и делает…

НОП – Антон Александрович, я не могу за всеми бегать и смотреть. Вот должностные инструкции, вы сами их издавали, где написано, что это его обязанность. У меня обязанность – контролировать их. Вот мои отчеты по их работе я все предоставляю вовремя. Разве не так? Бегать и смотреть, кому они там отправили письмо, кому не отправили… Они мне прислали отчет, что все клиенты с приказом ознакомлены, я вам это отправил. Все.

Обратим внимание на то, что начальник отдела продаж не тупица. Он очень тонко чувствует ситуацию. Чуть только директор попробовал его вернуть в роль подчиненного, как он по форме начал ему подыгрывать – сразу появилось имя-отчество, начались объяснения и оправдания.

Теперь посмотрим, что можно использовать в объяснениях начальника отдела продаж против него. Он опирается на нормативный уровень (должностные инструкции) и технологический (документооборот). Значит, можно или в этих же слоях искать пустое, или перемещать его в другой слой. Например, в экономический или этический.

Например: «Да, хорошо что ты знаешь что написано в должностной инструкции. Там еще написано - …. (и формулируете то, что вам надо…)»

Или: «Да, твоя зарплата не соответствует твоей работе – за пересылку документов мы платим секретарю 100 долларов (условно). Чем твоя работа отличается от секретаря?»

Или: «Тебе не хватает мужества отвечать за свой участок работы или у тебя личные счеты с этим менеджером?»

ГД – И ты считаешь, что на этом твои обязанности закончены.

НОП – Конечно. Я считаю, что всех подряд клиентов я проверять не могу. Давайте возьмем аудитора, который будет сидеть и этим заниматься. Девочку-координатора. Я уже об этом давно говорю. Я не могу – 20 человек, управлять ими всеми и еще бегать за всеми проверять – всем они там сказали, или не всем.

Теперь начальник отдела продаж двигается дальше по роли и уже занимает роль «жертвы». Он «обижается», на то, что директор якобы хочет навязать ему глупую деятельность, а к его предложениям по улучшению работы отдела не прислушивается. Ну вот теперь сам виноват – говорил же, что надо сделать, Вы не сделали – а теперь на меня все валите…. Частый прием прагматической логики: выдернуть кусок из контекста, довести его до абсурда и бурно этим возмущаться….

ГД – Ну плохой ты, значит, руководитель. Раз ты не можешь людьми управлять и решать такие ситуации.

Генеральный директор пользуется формальной логикой. Против прагматической логики это не работает… Нужно или тоже переходить на прагматическую логику, или перетаскивать другого на формальную логику.

Что такое формальная и прагматическая логика: формальная логика занимается поиском истины, и прагматическая – поиском своей правоты.

Есть смысл перейти от обсуждения ситуации с менеджером и супермаркетом к обсуждению ситуации данного разговора и выбранной начальником отдела продаж тактики. Например: «Так. Ты решил доводить мои слова до абсурда. Зачем, позволь тебя спросить?» Или: «Ты сейчас говоришь, что я навязываю тебе такие обязанности – бегать за всеми и проверять, что они сказали клиентам? Так?»

НОП – Ну давайте тогда решать вопрос со мной, если Вы так считаете. Давайте наберем вот таких-вот Вась, которые будут срывать все, а меня уберем.

Опять начальник отдела продаж передергивает – это опять прагматическая логика. И это будет продолжаться до тех пор, пока директор позволяет это делать. Сам по себе он не перейдет к адекватному разговору.

ГД – Ну подожди. А кто этого менеджера брал?

Опять директор отвечает формальной логикой. Очевидно, что начальник отдела продаж ответит прагматической, и не признает своей ответственности за наем сотрудников. Это очевидно. Продолжая действовать в рамках формальной логики, директор демонстрирует свою беспомощность против прагматической логики начальника отдела продаж.

Что можно извлечь из «таких-вот Вась»? Можно, например, попробовать заставить начальника отдела продаж отказаться от такой формулировки. Как. Или с помощью его же оружия – передернуть эту фразу еще сильнее или продлить его логику дальше: «А может, ты предлагаешь набрать таких-вот начальников отделов, которые ни за что не отвечают, а меня убрать…? Ты это хочешь сказать?» Или уточнить формулировку как вам надо: «Ты имеешь в виду, что у тебя в отделе все такие, и ты ничего с этим не можешь поделать?»

НОП – Вы сами брали. Он проходил финальное собеседование с Вами.

Логично. Ответственность за клиентов перекладываем на менеджеров, а ответственность за менеджеров – на директора.

ГД – Да, но первое собеседование он проходил с тобой. Ты говорил – отличный парень. Замечательный, прекрасный.

Для переговорщика ход неплохой. А для руководителя – не очень. Почему. Чем дальше разговор, тем дальше от роли подчиненного удаляется начальник отдела продаж. Теперь из роли «жертвы» он переполз на роль «обвинителя». А это важнее, чем то, с кем проходил собеседование менеджер. И чем дальше зайдет начальник отдела продаж (чем дальше его пропустит директор), тем жестче придется возвращать…

Например, можно задать вопрос: «Есть что-то в твоей работе, за что ты несешь ответственность?», или «Я начинаю забывать – какая у тебя должность в компании?»

НОП – Да, и он 60% добился в магазине. А вспомни, что там было до того, как он пришел. Нас там вообще не было. Вот этот потенциал я в нем и увидел. Но то, что он такой неисполнительный – ну да. А может, он там забухал вчера или позавчера – откуда я знаю.

Начальник отдела продаж выкрутился, конечно, но теперь концы с концами у него не сходятся. Жаль, что этого не заметил директор. Что именно не сходится? Получается, что менеджер этот очень результативный. Дебил бы таких результатов не достиг. А дисциплина – это вопрос управления, организации работы и пр. Значит, начальник отдела продаж жертвует таким ценным менеджером, потому что сам не организовал хорошо работу в отделе. Вот это противоречие можно было бы использовать. Но плавно, по шагам, с фиксацией каждого шага. И на финише дать спасти лицо начальнику отдела продаж – продумать технологию его поражения, чтобы эта технология была для него комфортна, иначе ему придется биться «до последней капли крови»…

Ну, в принципе, дальше продолжается то же самое: директор использует формальную логику, начальник отдела продаж – прагматическую. Директор не может поместить начальника в нужную ему роль. И свои вопросы или претензии формулирует недостаточно точно. Поэтому директор, в общем-то, бессилен в этом разговоре.

ГД – Нет, ну я просто не понимаю, почему ты не проконтролировал.

НОП – Как?

ГД – Как? Тебе рассказать – как?

НОП – Да.

ГД – Позвонил в магазин, съездил на аудит, посмотрел..

НОП – Сколько у нас торговых точек, как Вы думаете, в базе?

ГД – Но это наш ключевой клиент.

НОП – Кто? Вот этот магазин?

ГД – Да

НОП – Давно?

ГД – Да.

НОП - Интересно

ГД – Сразу после того, как 60% доли добились.

НОП – Я себе запишу, что он теперь у нас ключевой клиент .

ГД – Т.е. ты не знаешь об этом? Молодец.

НОП – Нет. Что у нас теперь магазины в 150 кв.м – ключевые клиенты? Ладно. Я взял себе на заметку.

ГД – Ты меня, на самом деле, удивляешь. Честно. Для тебя все – неожиданность. Ситуация возникла такая – это все неожиданность. То, что менеджер такой – подписал бумажку, и что ключевой клиент…

НОП – У каждого из нас – и у меня, и у менеджера – есть свои обязанности.

ГД – Я спрашиваю прежде всего с тебя. Я не должен идти к менеджеру. Ты руководитель, ты должен следить за тем, чтобы таких ситуаций не возникало.

НОП – Я предлагаю найти ему замену. Да, здесь мы потеряли.

ГД – Ну что ты предлагаешь?

НОП – Я предлагаю человека поменять.

ГД – Просто поменять человека?

НОП – Ну или перевести его на другое место работы.

ГД – Т.е. справиться ты с ним не можешь как менеджер?

НОП – Ну знаете, он вообще-то в последнее время сильно забивает на работу. И это заметно. Я с ним уже несколько раз разговаривал. Вот две объяснительные от него. И третью он написать отказался. Я не вижу выхода.

Время раунда закончилось.

 

Надеюсь, Вы смогли почувствовать разницу между формальной и прагматической логикой.

 

Новости проекта
«Виртуальная школа управленческой борьбы»

Новые материалы:

Теперь книгу В.Тарасова "Технология жизни. Книга для героев" можно прочитать на сайте ТШМ и в нашей Библиотеке

ЧИТАТЬ >>>

Приложение к аудиокниге В.Тарасова "Полководец" - "Максимы Катилины"

ЧИТАТЬ >>>

 

Новое в «Библиотеке Клуба» (ТОЛЬКО для зарегистрированных пользователей):

31.08.2009  Проблемный менеджер
29.08.2009  Приём «Уточнение с подвохом»
28.08.2009  СЛОП и ОУП
26.08.2009 Слух на деньги: умение слушать в продажах
24.08.2009 Три сигнала о проблемах
22.08.2009 Три этапа слушания
19.08.2009 Стратегии управления по Нельсону

 

 

Ближайшие управленческие поединки он-лайн:  

среда 16 сентября

Ситуация 11у. Провинившийся менеджер

Условия участия: первый раз – бесплатно, далее – по абонементам  (см. Магазин школы)

Время – с 20 до 22 часов (по московскому времени) 

Записаться >>> 

Новые материалы на Ринге:

Размещены аудиозаписи поединков он-лайн 26.08.09
Размещены аудиозаписи поединков он-лайн 19.08.09

Оперативные новости проекта  - в блоге Галины Жуковой

На сайте начинает работать социальная сеть для участников Додзе. Зарегистрирована первая "семья"...

Новое в Управленческом додзе: 

Курс 1. Картина мира: Стоимость курса 600 руб при оплате до 15.10.2009

Готовится к выходу курс 2. Пустое и твердое

ЗАПИСАТЬСЯ >>>


ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

факультативный курс (т.е. не привязанный последовательностью к другим курсам Додзе) "ВОСПИТАНИЕ ТИНЭЙДЖЕРОВ".

Познакомиться с анонсом курса можно ЗДЕСЬ>>>

Стоимость курса:
- при оплате до 01.10.2009 - 850 рублей
- при оплате после 01.10.2009 - 1000 рублей
- участникам Додзе (уже проходящим другие курсы) - 700 и 850 руб соответственно (до и после 1 октября).


 

С уважением,
Галина Жукова

germiona@KRMasters.ru

www.KRMasters.ru

 


В избранное