Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Управление "под микроскопом"

  Все выпуски  

Управление "под микроскопом" Выпуск 18. Этика и бизнес. 'Репортаж' с Чемпионата


<>Клуб Развития Менеджеров

 

 Рассылка Галины Жуковой - лицензиата Таллиннской школы менеджеров Владимира Тарасова

УПРАВЛЕНИЕ "ПОД МИКРОСКОПОМ" 

www.KRMasters.ru

Почему в логотипе КРМ бамбук?    Мышь    Фрукты   Почему в логотипе КРМ бамбук?

Посмотреть программы семинаров Г.Жуковой                       
Заказать семинар в открытом или корпоративном формате

Выпуск 18. Этика и бизнес.

Репортаж с Первого Чемпионата России по управленческой борьбе

6-7 декабря 2008 года состоялся Первый Чемпионат России по управленческой борьбе.

 

Во-первых, хочу сказать большое спасибо всем тем читателям рассылки, кто подходил ко мне на Чемпионате и говорил теплые слова в ее адрес. Мне это было (есть и будет) очень важно, т.к. пишу, все-таки, для Вас – и понимание того, что Вам это, действительно, полезно и нужно, мотивирует писать дальше.  И делать это еще более ответственноJ)

Так что – обратная связь востребована, в устном и письменном виде, как с плюсом, так и с любыми другими знаками.

И еще раз спасибо тем, кто присылал письменные отзывы. Не забывайте, пожалуйста, не только читать, но иногда и писать мне – буквально пару строк.

В общем-то, есть и косвенная обратная связь – это количество подписчиков и отписавшихся. Но она только количественная, и может под собой иметь разную мотивацию. А качественную обратную связь можно получить только «из уст в уста»… Как искусственное дыханиеJ).  Так что, если что-то покажется Вам полным бредом или с чем-то Вы никак не согласны, или по-другому видите и понимаете  – напишите. Ваше письмо может стать поводом для более глубокого разговора на какую-то тему. (Кстати, одно письмо лежит на очереди – Леша, я помню о нем, скоро подумаю «вслух» о том, что ты написал).

 

Кстати, сразу еще раз скажу спасибо и всем тем, кто подходил и благодарил за мои судейские комментарии – это тоже важно и мотивирует. Я обожаю разглядывать действия игроков в поединках и их комментировать. Особенно в режиме тренинга, т.к. время на комментарии там ограничены только наблюдательностью комментатора и терпением самих игроков. А на турнире комментарии ограничены временем (1-2 минуты) и ролью. И иногда появляется искушение объяснить свой выбор достаточно коротко. Ну что скажешь за 1 минуту? Тем более, что игрокам сейчас (по себе знаю) не очень-то до комментариев судей. В одно ухо влетело, и не факт, что там и осталось… Зрителям – другое дело. И когда знаешь, что в зале есть люди, которые ждут именно твои комментарии, да еще и считают их важными и полезными – сразу начинаешь «работать» судьей более осознанно.

Отдельная благодарность за оценку моих комментариев Учителю. Благодарность двойная – и за саму оценку (не буду здесь развивать эту темуJ), и за обучение, благодаря которому такие комментарии в моей голове рождаются. Даже тройная – что рождаются и там же не умираютJ) А есть кому их подарить.

 

Еще пару слов о турнире и вокруг него – и перейду к сути.

  1. На турнире мне обещали прислать ссылку по удачному сервису он-лайн общения … Видимо, письмо попало в спам и не дошло до меня. Пожалуйста, повторите еще раз!!! Если не придет в течение 10 дней – буду просить еще раз и дам какой-нибудь другой мейл.
  2. На Чемпионате впервые стала доступна читателям новая книга В.Тарасова «Русские уроки японских коанов». Я начала ее читать в первый же день турнира. Дочитывала уже после его завершения. Точность формулировок некоторых тончайших наблюдений за внутренними движениями человека пару раз довели меня до слез. Не потому, что грустое там что-то написаноJ) А потому что, наконец-то, что-то важное удалось понять. В себе, в мире. Что раньше – не получалось. И это мешало. Очень тонкое. Но очень важное. Думаю, жить дальше станет легче. Еще легчеJ)  Поживем - увидим.

Ну что, вопрос «читать или не читать» новую книгу В.Тарасова больше не стоит перед Вами? Думаю, что и в книжных магазинах книга должна появиться вот-вот. Или уже есть. Ищите. Хотя, если до этого ни одной книги В.Тарасова не читали – лучше начать с «Технологии жизни. Книга для героев» (только не в пиратском электронном варианте, т.к. там есть малю-ю-ю-сенькие искажения, которые меняют смысл совсем не малюсенько), или с «Искусства управленческой борьбы». Ну, это в идеале. Начинайте с чего начнется. У каждого свой путь.

 

А наш дальнейший путь – коротко о том, как проходит вообще турнир по управленческой борьбе. Для тех, кто не в курсе. А потом – к сути выпуска, ради чего все это я тут уже и понаписала…

За роль победителя Чемпионата России боролись 32 менеджера разного уровня из разных городов. Тяжелый груз по определению лучшего управленца легла на плечи судейской коллегии, в которой мне и пришлось (точнее – выпала честь) поработать в течение этих двух интереснейших дней.

Хорошо, что технология определения победителя прозначна и ясна (спасибо автору технологии В.Тарасову!)  – претенденты встречаются в 10-минутном диалоге на тему сложной управленческой ситуации, затем судьи (каждый за себя, а всего 9 человек) решают: к кому пошли бы работать, кого отправили бы на переговоры, кому доверили бы управление собственностью. Одновременно 9 человек поднимают карточки с цифрой 1 или 2 – и все, победитель поединка известен. Судьи объясняют свой выбор. А игрок переходит в следующий тур, и так, по олимпийской системе, добираемся до финала. (Турнирную таблицу, состав игроков, судей и прочее – можно посмотреть на сайте Федерации управленческой борьбы – poedinki.ru ).

Финал получился очень напряженный. Редко когда на турнире финальный поединок выходит таким насыщенным.

 

Но рассказать хочу не о финальном поединке. А о том комментарии, который сделал во время церемонии закрытия Чемпионата почетный гость турнира, автор технологии управленческих поединков Владимир Тарасов. Раз уж не всем повезло побывать на Чемпионате и лично услышать этот комментарий, то попробую хотя бы приблизительно пересказать его.

А кто слышал – могут подтвердить или опровергнуть то, что я здесь напишу. Или прислать свое понимание услышанного. Было бы очень интересно сравнить – кто что услышал и как понял. Вот моя версия.

 

В первый день турнира разыгрывалась ситуация примерно следующего (упрощенно) сюжета: два партнера ведут бизнес, младшего не очень-то уважают в компании. Однажды, в отсутствие старшего, после вчеринки в офисе младший оскорбил охранника, и охранник ударил младшего собственника. Далее младший требует от начальника охраны уволить этого охранника, а тот всеми правдами и неправдами тянет время. Возвращается старший партнер.

И далее – у игроков свобода выбора: что делать.

В одном из диалогов между старшим и младшим партнерами шла дискуссия – увольнять ли охранника. А если увольнять – то за что. Понятно, что младший требовал уволить. А вот старший пытался «повесить» вину на младшего.

И этот вопрос не был решен ясно и понятно. Более того, в другом диалоге, старшего партнера с начальником охраны, попытка сформулировать проблему тоже не была решена удовлетворительно. Что нарушил охранник, когда ударил младшего собственника, в ответ на оскорбление? Был ли он прав, если при этом он защищал женщину?

Старший партнер попробовал сформулировать правило для охранников: собственник – это святое, и бить собственников нельзя ни при каких обстоятельствах. (Ну, к сожалению, я не помню более точных формулировок того поединка, поэтому тут моя очень вольная интерпретация…). Но тогда что получается – собственника бить нельзя, а других можно? А защищать свое достоинство охраннику можно? Так за что же увольнять (если увольнять)? За то, что ударил собственника? Это что, такой пункт в трудовом законодательстве ввестиJ)? Что это означает по сути – ударить собственника?

Короче говоря, проблема этики встала тут в полный рост, и решена игроками не была.

 

В своем выступлении на церемонии закрытия турнира Владимир Константинович обратил внимание на то, что часто именно непонимание этической сущности проблемы приводит к конфликтам и осложнениям в бизнесе. (Опять повторю, что это моя интерпретация того, что я услышала…) И этические задачки в бизнесе надо научиться решать в первую очередь. Любая, пусть даже малю-ю-ю-юсенькая этическая неточность – как трещинка в камне. Через эту трещинку проникнут все остальные проблемы – и скала треснет, развалится на куски. Ну, это просто такой образ для запоминания. А что с охранником-то?

 

Великий итальянский мафиози (имя вылетело у меня вдруг из головы, ну Вы поняли, надеюсь…) как-то с дружками отдыхал в баре. И встал за барную стойку «поразвлечься» - разлить для своей компании пиво по «бокалам». Тут в бар зашел случайный посетитель с молоденькой сестренкой. Наш герой отпустил какую-то не очень корректную шутку в адрес дамы, и ее братец в одно мгновение перепрыгнул через барную стойку и ножом полосанул известного персонажа по лицу. Помните, у него шрам на щеке был? Это оттуда.

Что сделал мафиози? (Лично я думаю, что мафиози может стать только человек с повышенным чувством «справедливости», пусть в своем понимании, и в отношении правил обращения «вутри своих», но все-таки.) И в его глазах, видимо, защитить сестру было справедливо. Поэтому он не «обиделся». Зато предложил молодому человеку стать его телохранителем. Почему, за что? За профессионализм.

Вот за это и надо увольнять охранника. Только - за НЕпрофессионализм. В чем проявился его непрофессионализм? Давайте посмотрим.

Охранник должен охранять собственность акционеров. Его для этого взяли на работу. Так? А лицо собственника – это тоже его собственность. И это лицо тоже надо охранять. А не наборот J) Это раз. Пусть не совсем серьезно – но зато понятно.

Два. (Напомню, это моя «вольная интерпретация», т.к. специально не запоминала). Ударить младшего партнера – это было осознанное решение охранника, или эмоциональая реакция? Если осознанное решение – тут и говорить нечего. До свидания. Но вряд ли кто признается, что это было осознанное решение, да еще и сможет обосновать его правильность. Правильной осознанной реакцией могло быть что-то другое (кстати, как Вы думаете – что именно?), но не взять и ударить.

Можно попробовать понять и простить, или помиловать (т.е. не уволить) - порыв души. Эмоциональный срыв. Ну, не удержался, сорвалось, сами виноваты, довели… И т.д. Если по этому пути пойдем – то упремся опять в то же самое. В непрофессионализм. Такой эмоциональный порыв можно «простить» программисту. Но не охраннику. Охранник (человек с оружием, с правом применения силы) не имеет право быть невыдержанным. Его профессионализм заключается также и в том, чтобы не поддаваться на провокации. А если не удержался, поддался эмоциям – какой же ты охранник. И абсолютно все равно, кого и почему ты не удержался и ударил. Главное – что не удержался. Это непрофессионально для охранника – не удерживаться. А за непрофессионализм увольняют. Это нормально.

 

Вот так предложил решить этическую задачку с увольнением охранника, ударившего младшего партнера, Владимир Тарасов. Точнее, вот так я поняла это решение.

Мне нравится такое решение. А Вам?

   

С уважением,
Галина Жукова

germiona@KRMasters.ru

www.KRMasters.ru


В избранное